Система специальных учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей.
Для каждой категории аномальных детей созданы специальные учреждения.
В организации системы специальных учреждений для аномальных детей действует принцип учета возрастных особенностей воспитанников. В соответствии с этими особенностями все учреждения для детей с дефектами умственного и физического развития делятся на три типа:
1) дошкольные учреждения (детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах);
2) школы и школы-интернаты для разных категорий аномальных детей ;
3) вечерние, очно-заочные школы для взрослых, производственно-технические училища, техникумы (или специальные группы при обычных техникумах).
В системе специальных учреждений для аномальных детей заложена идея создания оптимальных условий для реализации принципа всестороннего содействия учебно-воспитательного процесса решению задач коррекции и компенсации недостатков развития детей.
Большая часть этих учреждений находится в системе Министерства образования (специальные детские сады и школы, специальные вечерние школы для взрослых), некоторые – в системе Министерства социального обеспечения (детские дома для глубоко умственно отсталых и для слепоглухонемых), а отдельные подведомственны Министерству здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей и взрослых с нарушениями речи и логопедические кабинеты при поликлиниках).
В специальных учебно-воспитательных учреждениях аномальные дети получают в зависимости от типа школ начальное, восьмилетнее, а некоторые - среднее образование.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в двух типах специальных школ-интернатов: для глухих детей; для слабослышащих и позднооглохших детей (в двух отделениях). Специальные дошкольные и школьные учреждения созданы для детей с глубокими нарушениями зрения.Эти дети обучаются в школах-интернатах для слепых и школах-интернатах для слабовидящих.
Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования и здравоохранения.
В Украине создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. Для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в степени дебильности организовываются специальные вспомогательные детские сады; при определенных условиях дошкольные группы создаются при вспомогательных школах.
Для умственно отсталых детей школьного возраста открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты (вспомогательные школы).
Для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имвецилов, идиотов) в системе социального обеспечения организованы детские дома, в которые принимают детей от 4 до 18 лет.
Дети дошкольного возраста с глубокой степенью умственной отсталости (в степени имбецильности) или осложненной формой дебильности (ДЦП. выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, шизофренией и др.) направляются в учреждения системы социального обеспечения (специальные интернаты) или системы здравоохранения (специальные ясли для детей с органическими поражениями ЦНС, специальные психоневрологические санатории).
Дети с наиболее тяжелой степенью умственной отсталости (идиоты) направляются в дома-интернаты психохроников системы здравоохранения. Для детей с задержкой психического развития открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты, где они получают образование в объеме неполной средней массовой школы.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются в специальных школах-интернатах. Обучение, воспитание и лечение таких детей проводится с учетом состояния здоровья, двигательных возможностей, методических рекомендаций.
Слепоглухонемыедети обучаются в специальных учреждениях (г.Загорск, ныне Сергиев Посад).