Рабочее место специалистов СППС учреждения образования

В целях развития СППС учреждения образования, создания надлежащих условий для оказания психологической и социально-педагогической помощи, а также для успешной деятельности педагога-психолога, педагога социального и других специалистов СГШС целесообразно иметь отдельные кабинеты. Они предназначены для осуществления консультационной, диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической, организационно-методической и научно-исследовательской работы.

Кабинеты специалистов СППС должны соответствовать определенным санитарно- гигие-ническим, техническим и методическим требованиям, создавать атмосферу уюта и вызывать по-ложительные эмоции.

Предпочтительно, чтобы территория СГШС включала в себя различные функциональные помещения, каждое из которых имеет определенное назначение и соответствующее оснащение. В оформлении рекомендуется использовать цветы, картины.

Первичный прием и беседы с посетителями можно проводить в кабинете, оснащенном рабочим столом специалиста, компьютером, картотекой с данными о клиентах, шкафом, где размещаются таблицы, плакаты, методические материалы, результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним, и другой инструментарий. Место для индивидуальных консультаций оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое ос-вещение (можно боковыми бра), цветы, картины.

Для занятий с детьми и подростками (проведения игровой терапии, снятия психоэмоцио-нального напряжения и др.) предназначаются помещения, где целесообразно иметь мягкое покрытие пола, передвижную мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете, удобные мягкие кресла для релаксации (снятия напрял«шия, усталости и восстановления работоспособности), игрушки, карандаши, бумагу, альбомы и поделочные материалы.

При выборе помещений для СППС следует руководствоваться тем, чтобы они были хорошо звукоизолированы, расположены за пределами зоны видимости и пересечения с административ-ными кабинетами, чтобы рядом не было музыкального и спортивного залов, чтобы они были дос-тупны для посетителей.

Идеальный вариант рабочих мест специалистов СППС: отдельные кабинеты педагога соци-ального, педагога-психолога, каждого специалиста службы, дополнительное помещение для про-ведения занятий и игр.

Каждое учреждение образования при организации рабочих мест для специалистов СППС исходит из своих возможностей, однако от условий, созданных для работы СППС, во многом за-висит ее эффективность.

Рекомендуемый перечень оборудования для кабинетов СППС

• 15—20 посадочных мест 10. Шкафы для техники, пособий, (удобных стульев). до-кументации.

• Рабочие столы и стулья. 11. Журнальный стол, кресла.

• Телефон. 12. Цветы, картины.

• Компьютер. 13. Передвижная мебель для заня-

• Слайдопроектор. тий и игр.

• Магнитофон. 14. Набор игрушек, настольные игры.

• Телевизор. 15. Наборы поделочных материа-

• Видеомагнитофон. лов для творчества.

• Экран. 16. Необходимые канцтовары.

Планирование и документирование работы СППС учреждения образования

Ведение документации — одна из основных составляющих организации работы специалистов СППС.

В процессе работы по документированию решаются следующие задачи:

• накопление необходимой информации;

• фиксация процесса оказания помощи;

• координация сотрудничества с другими специалистами и организациями;

• передача информации во все инстанции, причастные к исполнению;

• обобщение результатов;

• систематизация информации.

Система документирования включает в себя:

• создание необходимых документов;

• работу с ними;

• хранение.

Для ведения документации отводится определенное рабочее время, но без ущерба для дру-гих видов социально-педагогической и психологической работы.

Аккуратное и грамотное ведение документации усиливает профессиональную успешность спе-циалистов СГШС и делает их менее уязвимыми при анализе их работы.

Необходимо ясно представлять различие между документацией СППС и документацией специа-листов СППС. Каждым сотрудником службы ведется своя (личная) необходимая для работы до-кументация. Так, у дефектолога индивидуальные карты отличаются от карточек персонифициро-ванного учета педагога социального или медицинских карточек у медработника. Одновременно с этим руководителем СППС ведется общая документация службы.

Документация СППС состоит из:

• нормативных правовых актов социальной направленности, документов, регулирую-щих деятельность СППС и учреждения образования, а также педагога социального, педагога-психолога и других специалистов, входящих в состав СППС;

• общего планирования деятельности СППС и ее специалистов;

• социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения, самого учреждения и составляющих его подразделений;

• аналитических отчетов о проделанной работе за тот или иной период;

• протоколов различных заседаний, совещаний, советов, встреч и т. д.;

• документов по переписке с учреждениями;

• актов обследования, соглашений и др.;

• журналов учета (звонков по телефону доверия, обращений за помощью, консульта-ций и т. д.);

9) личных дел несовершеннолетних, состоящих на учете.

Особое внимание следует уделять документации по планированию работы. Целью планирования является координация действий с определением конкретных мероприятий, взаимодействий, с указанием сроков, исполнителей, охватываемого контингента. При планировании необходимо соблюдать следующие требования: адекватность, педагогическая целесообразность, преемственность, оптимальность, согласованность, конкретность, просматриваемость, перспективность, завершенность. Все планирование должно служить систематизации и повышению эффективности работы.

План работы СППС на учебный год может быть представлен отдельным документом, ут-вержденным руководителем учреждения образования, или разделом годового плана учреждения. Он состоит из вводной части (состояние дел и анализ работы за прошедший год) и основных предполагаемых мероприятий и видов деятельности по главным направлениям работы СППС. Бо-лее детальными являются планы работы СППС на месяц, где конкретизируются, развиваются со-ответствующие пункты годового плана, соотносятся с конкретным временем.

Специалистам СППС (для упорядочения их деятельности) целесообразно иметь личный план ра-боты на год, включая раздел по самообразованию и повышению профессионального уровня, а также планы работы на месяц (четверть) и неделю (ежедневный). Ежедневный (недельный) план работы специалиста составляется на основе четвертного или помесячного плана и тех ситуатив-ных и неотложных дел, которые возникли по ходу осуществления профессиональной деятельно-сти. Форма плана может быть произвольной, но удобной для работы, в нем конкретно и ясно должна задаваться программа работы на каждый день, развернутая как по видам осуществляемой деятельности, так и по затратам времени (указываются день недели, число, время, форма меро-приятия, тема, контингент, место).

Особое место в документации СППС и ее специалистов занимают методические материа-лы:

• профессиональные библиотечки;

• статистические сборники, аналитические материалы по проблемам охраны детства;

• национальные, региональные, городские, районные комплексно-целевые программы воспитания детей и молодежи, программные разработки в области реализации основ социальной политики;

• диагностический инструментарий (анкеты, опросники, тесты и т. д.);

• сценарии, программы индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, тренин-гов, праздников, шоу);

• в материалы для информационных стендов, уголка правовых знаний, уголка проф-ориентации и др.;

• методические разработки по профилю работы специалистов СППС.

Методическая копилка СППС формируется из опыта работы службы и накапливается в те-чение всей ее деятельности.

Собранные специалистами СППС методические материалы могут быть объединены: « по возрастному и статусному принципу (работа с младшими школьниками, старшеклассниками, ро-дителями и т. д.); по адресатам (в помощь родителям, в помощь классному руководителю и т. д.); по направлениям (работа по профориентации, работа с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, работа с семьей, профилактика табакокурения и т. д.).

Размещаются материалы на полках в шкафах (или открытых стеллажах), в папках-накопителях или отдельно.

Рекомендуемый перечень основной (рабочей) документации СППС

• графики работы специалистов СППС, утвержденные руководителем учреждения об-разования;

• график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей, родителей и педагогов;

• планы работы СППС на год, месяц;

• планы работы специалистов СППС на месяц, неделю (ежедневный);

• план работы Совета профилактики учреждения образования;

• планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организация-ми и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, цен-тром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными обществен-ными объединениями и др.);

• тематические планы работы СППС (месячник правовых знаний, неделя здоровья, неделя профилактики табакокурения, СПИДа и т. д.);

• индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (по необходимости);

• аналитические отчеты о работе СППС, специалистов СППС за год;

• отчеты и информация о работе по выполнению тематических планов (по необходи-мости); протоколы и соответствующие материалы Совета профилактики;

• журналы учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;

• журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т. д.);

• журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспекто-ра ИДН;

• социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;

• социально-педагогическая характеристика учреждения образования;

• социально-педагогическая характеристика классов (групп);

• данные о воспитанниках, состоящих на учете (ИДН, дети, находящиеся в социально опасном положении, признанные нуждающимися в государственной защите, дети-инвалиды и т. д.), а также о семьях (неполные, многодетные и т. д.);

• личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также признанных нуждающимися в государственной защите, состоящих на учете в ИДН;

• информационные данные об организациях, с которыми взаимодействуют специали-сты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних, защиты их прав.

Наши рекомендации