Свобода выбора, индивидуализация
Рижская школа № 76 имени М. В. Ломоносова расположена по дороге на Юрмалу, в живописном зеленом районе-новостройке Иманта. В 1974 году она — в числе пяти школ — распахнула свои двери детям новоселов. В ней учатся дети рабочих, работников научно-культурных учреждений и учебных заведений, военнослужащих, моряков и рыбаков, учатся на русском языке. За 15 лет школа выросла с 600 учеников до 1700; при этом проект был рассчитан на 1100 учащихся. В результате приходится работать в две смены. Базовое предприятие — производственное объединение «Радиотехника». В школе три профиля обучения: химико-биологический, физико-математический и гуманитарный. Учатся здесь и шестилетки. Уроки ведут 105 педагогов, из них три кандидата педагогических наук, восемь старших учителей и учителей-методистов, шесть учителей, возглавляющих районные методические объединения. Десять лет школа работает в содружестве с учеными АПН СССР и кафедры педагогики Латвийского государственного университета им. П. Стучки.
Переживая «демографический взрыв», педагоги на себе испытали предел наполняемости школы, где контакты не только учащихся, но и учителей становятся, педагогической проблемой, а общешкольный коллектив — трудноуправляемым. Тем не менее из тысячи выпускников школы 51 закончил школу с золотой и серебряной медалями. Ежегодно учащиеся школы № 76 занимают десятки призовых мест на городских и республиканских олимпиадах по химии, физике, биологии, математике, английскому, немецкому, русскому, латышскому языкам.
Главное, что характеризует систему школы № 76, возглавляемой Галиной Петровной Поспеловой, — сориентированность на раннее выявление и развитие, у каждого ученика задатков и способностей, прежде всего в интеллектуальной сфере. Поэтому ведущий вид деятельности, лежащий в основе системы, - познавательная деятельность, которая предусматривает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей детей и свободу выбора дела по душе во внеучебной деятельности — в сфере клуба.
Одним из сложных моментов является определение способностей и склонностей детей. Для этого используются олимпиады, (которые проводятся со второго класса), целенаправленное наблюдение за учащимися. В последние годы стали применяться и тесты. Благодаря этой работе уже, например, после третьего класса — с учетом склонностей детей, желания родителей и в соответствии с рекомендациями учителей — комплектуется особый класс из ребят, склонных к изучению математики. Этот предмет ведет здесь учитель будущего математического класса. Программа по математике в таких классах обычная, но дифференцированный подход к их комплектованию позволяет подбирать учебный материал на трех уровнях трудности. К шестому классу, как правило, первый и второй уровни трудности учебных заданий осваивают 25 и 30% детей. Из этих детей формируется седьмой специализированный математический класс. Здесь обучение идет уже по специальной программе и более полно реализуется принцип индивидуализации. Идея свободы выбора, дифференциации распространяется на разные возрасты.
Очевидно, однако, что даже хорошо организованная дидактическая система недостаточна для развития склонностей и способностей ребят, для разностороннего формирования их личности.
Дидактическая система, сложившаяся в школе, — лишь часть ее воспитательной системы, цели которой реализуются не только за счет уроков и олимпиад, но и через целую сетку объединений клубного типа. Не все те объединения, которые были санкционированы сверху, прижились в школе: одни глохли, другие разрастались, органично вписывались в структуру школьного коллектива. Так, не привились рекомендованные отряды «Юных друзей милиции», «Юных друзей природы». Зато целый ряд клубных объединений превратился в своеобразные центры ребячьей активности. Такими центрами стали литературный клуб «Родничок», Клуб интернациональной дружбы, клуб «Юный патриот», политклуб «Глобус», поэтическое кафе, изобразительная студия, шахматный клуб. Одни из них объединяют десятки, другие — сотни ребят разных возрастов. В свою очередь, каждый клуб включает несколько объединений по интересам.
На базе классов с углубленным изучением предметов созданы научные ученические объединения (НОУ),которые сотрудничают с научными центрами и вузами республики. Основной базой для деятельности химических классов стал химический факультет университета. Изучение профессиональных интересов школьников показало, что многие учащиеся химических классов интересуются также и биологией, так как решили связать свою судьбу с медициной. Учебного плана химико-биологического класса тогда еще не было, а школа не имела права разработать такой план. Педагоги пошли по другому пути: было образовано две секции научного общества учащихся — биологическая и химическая, биологию решили изучать по наиболее интересному экспериментальному учебнику. Теперь школа работает по своей оригинальной программе и своим учебным пособиям. Вот уже несколько лет, как Институт микробиологии им. Кирхенштейна предоставляет свои лаборатории для юных вирусологов и генетиков.
Такая учебная деятельность, переплетаясь с клубной, дает свои результаты в сфере профессионального самоопределения школьников. Особое место в системе клубов занимает школьная изостудия. Здесь можно работать в любое время — вечером, с утра, в выходной. В начале года в ее творческие группы приходит много ребят, а к концу обычно остаются единицы; но они уже являются студийцами до окончания школы, а некоторые становятся профессионалами, оканчивают художественные вузы. Изостудия создает неповторимый колорит школы, ее эстетическую среду. Она организует выставки детского рисунка, оформляет интерьеры школы. Изостудия — типичный пример неформального ученического объединения. Есть желание — приходи и работай. Делай то, к чему лежит душа: тяготеешь к живописи – пожалуйста, к графике — тоже можно, к оформительскому искусству — еще лучше (много школьных заказов). Хочешь научиться оформлять газеты — приходи, научат. Члены изостудии являются организаторами конкурсов политического плаката, плакатов под девизом «Береги природу», «Братьям нашим меньшим». Особой популярностью пользуются персональные выставки художников-студийцев (начиная со второго класса).
Среди объединений клубного типа есть и «камерные». Это радиотехнический центр, в котором всего восемь — десять человек, но это энтузиасты, их можно видеть в школе и в праздники, и в выходные. В каждой параллели есть один-два таких увлеченных. Усилиями ребят центр оснащен так, что позавидует иная вузовская лаборатория.
Для педагогов таким образом организованная клубная деятельность тоже открывает новые возможности. Она способствует кооперированию учителей не только по профессиональному признаку, но и на основе собственных увлечений, помогает выявлению взрослых лидеров, пользующихся у учеников признанием и любовью. Так, в поэтическом кафе первую скрипку наряду со словесниками ведут учителя математики, химии, начальной школы — любители поэзии. Театр-студию возглавляет учитель математики.
Через сферу клуба идет в школе процесс гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания. Авторитарность уступает место демократическому стилю отношений. Исчезает деление на участников и зрителей: все участники и все творцы. Многообразие объединений клубного типа создает ту воспитательную микросреду, в которой школьники не теряют своего лица, а развиваются разносторонне, в соответствии со своими склонностями.
Занятия в клубах, студиях, творческих объединениях — своеобразный синтез урочной и внеурочной, учебно-познавательной и сугубо клубной деятельности. Это и не уроки, и не «внеклассные мероприятия» в традиционном смысле. Это конкурсы знатоков, эрудитов, общественные смотры знаний, политические дискуссии, итоговые научно-практические конференции научных обществ учащихся, защиты творческих работ и т. д. Чтобы главная идея воспитательной системы школы № 76 — ориентированность на личность школьника, на индивидуальное развитие каждого — могла быть реализована, а не только провозглашена, педагогам необходимо хорошо знать своих учеников, их потенциальные возможности, уровень притязаний, характер самоутверждения. Как сделать, чтобы учитель не бился в муках в одиночку, пытаясь найти подходы к трудному школьнику? Чтобы дети умели воспользоваться благами дифференциации? Чтобы они выбирали то, что обогащало и развивало бы их, а не только удовлетворяло сиюминутные интересы? Надо, чтобы дети знали себя, свои возможности, потребности. Но для этого их должны знать педагоги.
Исследования, проведенные в школе по проблемам дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, показали, что только третья часть учителей при подготовке к уроку анализирует и учитывает индивидуальные особенности и возможности учащихся, что больше половины педагогов вообще мало знает о возрастных особенностях детей, об их личностных ресурсах. Оказалось, что мизерны знания классных руководителей о семьях своих воспитанников. Мало что знают учителя (даже классные руководители) об отношениях ребят в классном коллективе, о статусе каждого ребенка в нем. Еще меньше они знают о том, какую роль в жизни, в формировании ценностного отношения к ней у их питомцев играют окружающая школу среда, неформальные общности.
Все это привело педагогов 76-й школы к мысли о необходимости педагогического консилиума. Педагогический консилиум — форма не новая, но хорошо забытая. Он использовался А. Н. Волковским, Ю. К. Бабанским, но в другое время и в иных целях. Здесь же, в условиях большой школы, сложного коллектива, консилиум стал важнейшим фактором индивидуализации воспитательного процесса по отношению к школьникам и интеграции воспитательных усилий педагогов, современным средством изучения личности школьника и классного коллектива, средством демократичным, гласным, открытым. В процессе консилиума — общей встречи заинтересованных педагогов — знания о детях могут быть получены в результате общего обмена информацией, обмена мнениями о наиболее эффективных путях воздействия на отдельных школьников.
Опыт рижских педагогов показывает возможность органичного включения в воспитательную систему школы педагогического консилиума; он помогает совершенствовать систему, делать ее более мобильной и действенной, помогает сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышленников.
Школу № 76 можно назвать первопроходцем. В те годы, когда многие практики только мечтали о дифференцированном обучении, о создании культа знаний в школе, когда ученые спорили о целесообразности такого обучения, педагоги 76-й воплощали эту идею в жизнь, постоянно заботясь о том, чтобы дифференцированное обучение органично включалось в воспитательную систему школы.
Казалось бы, сегодня можно успокоиться. Школа работает в духе времени, система отлажена, ее механизмы притерлись. Но каждый год школа № 76 пытается внести в свою работу новое, чтобы создать эффективные условия для развития своих питомцев.
И вот новая идея: школа превращается в колледж при Рижском политехническом институте (в содружестве с факультетами Латвийского государственного университета). В нем будет принципиально иная организация учебного процесса: со временем останутся только старшие классы. В колледже будет три профиля: физико-математический, химико-биологический, педагогический. Будут изучаться история мировой культуры, логика, психология, риторика, наряду с русским и латышским языками — два иностранных. Все это потребует новых программ, разработкой которых сейчас заняты учителя совместно с преподавателями вузов.
Изменения в дидактической системе, естественно, повлияют и на систему воспитательной работы. Предстоит решить массу вопросов, но идея уже воодушевила всех, придала новый импульс педагогическому коллективу. Конечно, решиться на такую перестройку можно было, только имея за спиной долгие годы творческих поисков и решений.