Свобода выбора, индивидуализация

Рижская школа № 76 имени М. В. Ломоносова рас­положена по дороге на Юрмалу, в живописном зеленом районе-новостройке Иманта. В 1974 году она — в чис­ле пяти школ — распахнула свои двери детям новосе­лов. В ней учатся дети рабочих, работников научно-культурных учреждений и учебных заведений, военно­служащих, моряков и рыбаков, учатся на русском язы­ке. За 15 лет школа выросла с 600 учеников до 1700; при этом проект был рассчитан на 1100 учащихся. В ре­зультате приходится работать в две смены. Базовое предприятие — производственное объединение «Радио­техника». В школе три профиля обучения: химико-био­логический, физико-математический и гуманитарный. Учатся здесь и шестилетки. Уроки ведут 105 педагогов, из них три кандидата педагогических наук, восемь стар­ших учителей и учителей-методистов, шесть учителей, возглавляющих районные методические объединения. Десять лет школа работает в содружестве с учеными АПН СССР и кафедры педагогики Латвийского госу­дарственного университета им. П. Стучки.

Переживая «демографический взрыв», педагоги на себе испытали предел наполняемости школы, где кон­такты не только учащихся, но и учителей становятся, педагогической проблемой, а общешкольный коллек­тив — трудноуправляемым. Тем не менее из тысячи вы­пускников школы 51 закончил школу с золотой и сереб­ряной медалями. Ежегодно учащиеся школы № 76 зани­мают десятки призовых мест на городских и республи­канских олимпиадах по химии, физике, биологии, мате­матике, английскому, немецкому, русскому, латышскому языкам.

Главное, что характеризует систему школы № 76, возглавляемой Галиной Петровной Поспеловой, — сориентированность на раннее выявление и развитие, у каждого ученика задатков и способностей, прежде всего в интеллектуальной сфере. Поэтому ведущий вид деятельности, лежащий в основе системы, - познавательная деятельность, которая предусматривает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей детей и свободу выбора дела по душе во внеучебной деятельности — в сфере клуба.

Одним из сложных моментов является определение способностей и склонностей детей. Для этого использу­ются олимпиады, (которые проводятся со второго клас­са), целенаправленное наблюдение за учащимися. В последние годы стали применяться и тесты. Благодаря этой работе уже, например, после третьего класса — с учетом склонностей детей, желания родителей и в соот­ветствии с рекомендациями учителей — комплектуется особый класс из ребят, склонных к изучению математи­ки. Этот предмет ведет здесь учитель будущего математического класса. Программа по математике в таких классах обычная, но дифференцированный подход к их комплектованию позволяет подбирать учебный матери­ал на трех уровнях трудности. К шестому классу, как правило, первый и второй уровни трудности учебных за­даний осваивают 25 и 30% детей. Из этих детей формируется седьмой специализированный математический класс. Здесь обучение идет уже по специальной про­грамме и более полно реализуется принцип индивидуа­лизации. Идея свободы выбора, дифференциации рас­пространяется на разные возрасты.

Очевидно, однако, что даже хорошо организованная дидактическая система недостаточна для развития склонностей и способностей ребят, для разностороннего формирования их личности.

Дидактическая система, сложившаяся в школе, — лишь часть ее воспитательной системы, цели которой реализуются не только за счет уроков и олимпиад, но и через целую сетку объединений клубного типа. Не все те объединения, которые были санкционированы сверху, прижились в школе: одни глохли, другие разрастались, органично вписывались в структуру школьного коллек­тива. Так, не привились рекомендованные отряды «Юных друзей милиции», «Юных друзей при­роды». Зато целый ряд клубных объединений превратился в своеобразные центры ребячьей активности. Такими центрами стали литературный клуб «Родничок», Клуб интернациональной дружбы, клуб «Юный патриот», политклуб «Глобус», поэтическое ка­фе, изобразительная студия, шахматный клуб. Одни из них объединяют десятки, другие — сотни ребят разных возрастов. В свою очередь, каждый клуб включает не­сколько объединений по интересам.

На базе классов с углубленным изучением предме­тов созданы научные ученические объединения (НОУ),которые сотрудничают с научными центрами и вузами республики. Основной базой для деятельности химичес­ких классов стал химический факультет университета. Изучение профессиональных интересов школьников по­казало, что многие учащиеся химических классов инте­ресуются также и биологией, так как решили связать свою судьбу с медициной. Учебного плана химико-био­логического класса тогда еще не было, а школа не име­ла права разработать такой план. Педагоги пошли по другому пути: было образовано две секции научного об­щества учащихся — биологическая и химическая, био­логию решили изучать по наиболее интересному экспе­риментальному учебнику. Теперь школа работает по своей оригинальной программе и своим учебным посо­биям. Вот уже несколько лет, как Институт микробио­логии им. Кирхенштейна предоставляет свои лаборато­рии для юных вирусологов и генетиков.

Такая учебная деятельность, переплетаясь с клубной, дает свои результаты в сфере профессионального самоопределения школьников. Особое место в системе клу­бов занимает школьная изостудия. Здесь можно рабо­тать в любое время — вечером, с утра, в выходной. В начале года в ее творческие группы приходит много ребят, а к концу обычно остаются единицы; но они уже являются студийцами до окончания школы, а некоторые становятся профессионалами, оканчивают художественные вузы. Изостудия создает неповторимый колорит школы, ее эстетическую среду. Она организует выстав­ки детского рисунка, оформляет интерьеры школы. Изо­студия — типичный пример неформального ученическо­го объединения. Есть желание — приходи и работай. Делай то, к чему лежит душа: тяготеешь к живописи – пожалуйста, к графике — тоже можно, к оформитель­скому искусству — еще лучше (много школьных зака­зов). Хочешь научиться оформлять газеты — приходи, научат. Члены изостудии являются организаторами кон­курсов политического плаката, плакатов под девизом «Береги природу», «Братьям нашим меньшим». Особой популярностью пользуются персональные выставки ху­дожников-студийцев (начиная со второго класса).

Среди объединений клубного типа есть и «камерные». Это радиотехнический центр, в котором всего во­семь — десять человек, но это энтузиасты, их можно ви­деть в школе и в праздники, и в выходные. В каждой параллели есть один-два таких увлеченных. Усилиями ребят центр оснащен так, что позавидует иная вузов­ская лаборатория.

Для педагогов таким образом организованная клубная деятельность тоже открывает новые возможности. Она способствует кооперированию учителей не только по профессиональному признаку, но и на основе собственных увлечений, помогает выявлению взрослых лиде­ров, пользующихся у учеников признанием и любовью. Так, в поэтическом кафе первую скрипку наряду со сло­весниками ведут учителя математики, химии, начальной школы — любители поэзии. Театр-студию возглавляет учитель математики.

Через сферу клуба идет в школе процесс гуманиза­ции и гуманитаризации обучения и воспитания. Автори­тарность уступает место демократическому стилю отно­шений. Исчезает деление на участников и зрителей: все участники и все творцы. Многообразие объединений клубного типа создает ту воспитательную микросреду, в которой школьники не теряют своего лица, а разви­ваются разносторонне, в соответствии со своими склон­ностями.

Занятия в клубах, студиях, творческих объеди­нениях — своеобразный синтез урочной и внеурочной, учебно-познавательной и сугубо клубной деятельности. Это и не уроки, и не «внеклассные мероприятия» в тра­диционном смысле. Это конкурсы знатоков, эрудитов, общественные смотры знаний, политические дискуссии, итоговые научно-практические конференции научных об­ществ учащихся, защиты творческих работ и т. д. Чтобы главная идея воспитательной системы школы № 76 — ориентированность на личность школьника, на индивидуальное развитие каждого — могла быть реа­лизована, а не только провозглашена, педагогам необ­ходимо хорошо знать своих учеников, их потенциальные возможности, уровень притязаний, характер самоутвер­ждения. Как сделать, чтобы учитель не бился в муках в одиночку, пытаясь найти подходы к трудному школь­нику? Чтобы дети умели воспользоваться благами диф­ференциации? Чтобы они выбирали то, что обогащало и развивало бы их, а не только удовлетворяло сиюми­нутные интересы? Надо, чтобы дети знали себя, свои возможности, потребности. Но для этого их должны знать педагоги.

Исследования, проведенные в школе по проблемам дифференциации и индивидуализации обучения и воспи­тания, показали, что только третья часть учителей при подготовке к уроку анализирует и учитывает индивиду­альные особенности и возможности учащихся, что боль­ше половины педагогов вообще мало знает о возраст­ных особенностях детей, об их личностных ресурсах. Оказалось, что мизерны знания классных руководителей о семьях своих воспитанников. Мало что знают учите­ля (даже классные руководители) об отношениях ре­бят в классном коллективе, о статусе каждого ребенка в нем. Еще меньше они знают о том, какую роль в жиз­ни, в формировании ценностного отношения к ней у их питомцев играют окружающая школу среда, нефор­мальные общности.

Все это привело педагогов 76-й школы к мысли о не­обходимости педагогического консилиума. Педагогичес­кий консилиум — форма не новая, но хорошо забытая. Он использовался А. Н. Волковским, Ю. К. Бабанским, но в другое время и в иных целях. Здесь же, в условиях большой школы, сложного коллектива, консилиум стал важнейшим фактором индивидуализации воспитатель­ного процесса по отношению к школьникам и интегра­ции воспитательных усилий педагогов, современным средством изучения личности школьника и классного коллектива, средством демократичным, гласным, откры­тым. В процессе консилиума — общей встречи заинте­ресованных педагогов — знания о детях могут быть по­лучены в результате общего обмена информацией, об­мена мнениями о наиболее эффективных путях воздей­ствия на отдельных школьников.

Опыт рижских педагогов показывает возможность органичного включения в воспитательную систему шко­лы педагогического консилиума; он помогает совершен­ствовать систему, делать ее более мобильной и дейст­венной, помогает сплочению педагогического коллекти­ва, превращению его в коллектив единомышленников.

Школу № 76 можно назвать первопроходцем. В те годы, когда многие практики только мечтали о диффе­ренцированном обучении, о создании культа знаний в школе, когда ученые спорили о целесообразности такого обучения, педагоги 76-й воплощали эту идею в жизнь, постоянно заботясь о том, чтобы дифференцированное обучение органично включалось в воспитательную сис­тему школы.

Казалось бы, сегодня можно успокоиться. Школа ра­ботает в духе времени, система отлажена, ее механизмы притерлись. Но каждый год школа № 76 пытается вне­сти в свою работу новое, чтобы создать эффективные условия для развития своих питомцев.

И вот новая идея: школа превращается в колледж при Рижском политехническом институте (в содружест­ве с факультетами Латвийского государственного уни­верситета). В нем будет принципиально иная организация учебного процесса: со временем останутся только старшие классы. В колледже будет три профиля: физи­ко-математический, химико-биологический, педагогичес­кий. Будут изучаться история мировой культуры, логика, психология, риторика, наряду с русским и латыш­ским языками — два иностранных. Все это потребует новых программ, разработкой которых сейчас заняты учителя совместно с преподавателями вузов.

Изменения в дидактической системе, естественно, повлияют и на систему воспитательной работы. Предстоит решить массу вопросов, но идея уже воодушевила всех, придала новый импульс педагогическому коллективу. Конечно, решиться на такую перестройку можно было, только имея за спиной долгие годы творческих поисков и решений.

Наши рекомендации