Й этап. Обсуждение основной проблемы
Разобравшись в смысле понятий, родители переходят к работе над проблемой. Педагог предлагает рассмотреть основную и высшую цель воспитания как передачу ребенку ответственности за собственную жизнь. В ходе обсуждения родители должны прийти к мысли о том, что:
· самая высшая ценность человеческого бытия – это сама жизнь;
· собственная жизнь человека (ее продолжительность, качество, содержательность) во многом зависит от самого человека, его образа жизни, привычек;
· главное в воспитании – научить ребенка быть ответственным за свою жизнь, т. е. уметь отвечать за свои поступки и их последствия.
Необходимо подвести родителей к тому, что конечной целью воспитания ребенка является формирование человека, способного самостоятельно принимать в отношении себя ответственные решения.
Затем участники собрания выполняют упражнение-активатор, в процессе которого им следует продолжить следующие предложения:
· "Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает… "
· "Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…"
· "Я несу ответственность за…"
Высказывания родителей фиксируются на доске.
Воспитать ответственного человека могут только ответственные родители.
Задание группам – сформулировать определение понятия "ответственные родители".
Ожидаемый результат. В ходе обсуждения родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители передают ответственность своему ребенку за его поступки и собственное поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий и определять совместимость поступков с собственными ценностями.
Чтобы глубже осознать проблему, предлагаем провести ролевую игру "Ситуации".
Задания для родителей:
· прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их;
· представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.
1-я группа: Вы возвращаетесь домой после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?
2-я группа: Однажды, наводя порядок на столе своего ребенка, вы обнаружили несколько сигарет и решили поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?
3-я группа: Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?
Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:
· Было ли вам комфортно играть роль подростка?
· Что вы чувствовали при этом?
· Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?
Ожидаемый результат. Ролевая игра даст возможность родителям почувствовать себя на месте подростка, осознать реальную возможность возникновения проблемы курения в каждой семье и необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по поводу курения.
Далее учитель предлагает каждому подумать и ответить на вопросы:
· Какие меры борьбы с табакокурением могут быть использованы родителями?
· Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?
Работа организуется по методу "мозгового штурма". Результаты фиксируются на доске.
Ожидаемый результат.
Предлагаются следующие меры профилактики табакокурения и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения:
· организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби);
· личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);
· профилактические беседы о вреде курения;
· использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино;
· поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;
· организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);
· контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;
· введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;
· обучение ребенка умению отказываться от предложения закурить.
Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики табакокурения. (Педагог заранее готовит наглядный материал на доске или на листе ватмана.)
Принципы семейной профилактики табакокурения:
· Системность.
· Гибкий контроль.
· Терпение и деликатность.
· Индивидуальный подход.
· Поддержка.
· Наглядность.
Далее педагог организует работу в группах, предлагая обсудить формы профилактики табакокурения и объяснить:
· Почему именно этой форме отдали предпочтение?
· Какие задачи она решает?
· Перед каким выбором стоит ребенок?
· Какой выбор ставят перед собой родители?
· Какие принципы должны быть использованы для обеспечения эффективности выбранной формы профилактики?
· Каков предполагаемый результат?
Ожидаемый результат.
Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.
Психологи советуют ребенку построить отказ от курения по схеме:
отказ + аргумент + встречное предложение.
Педагог предлагает родителям разбиться на пары и провести ролевую игру «Сумей сказать "нет"».
Возможные аргументы для отказа от предложения покурить:
· слабое здоровье ("Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?");
· желание сохранить голову светлой ("Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?");
· уже существующий отрицательный опыт ("Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?");
· желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок ("Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра.");
· ссылка на уже имеющиеся проблемы ("Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?");
· стремление казаться "крутым" ("Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра.");
· встречное предложение (переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации).