Й этап. Обсуждение основной проблемы

Разобравшись в смысле понятий, родители переходят к работе над проблемой. Педагог предлагает рассмотреть основную и высшую цель воспитания как передачу ребенку ответственности за собственную жизнь. В ходе обсуждения родители должны прийти к мысли о том, что:

· самая высшая ценность человеческого бытия – это сама жизнь;

· собственная жизнь человека (ее продолжительность, качество, содержательность) во многом зависит от самого человека, его образа жизни, привычек;

· главное в воспитании – научить ребенка быть ответственным за свою жизнь, т. е. уметь отвечать за свои поступки и их последствия.

Необходимо подвести родителей к тому, что конечной целью воспитания ребенка является формирование человека, способного самостоятельно принимать в отношении себя ответственные решения.

Затем участники собрания выполняют упражнение-активатор, в процессе которого им следует продолжить следующие предложения:

· "Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает… "

· "Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…"

· "Я несу ответственность за…"

Высказывания родителей фиксируются на доске.

Воспитать ответственного человека могут только ответственные родители.

Задание группам – сформулировать определение понятия "ответственные родители".

Ожидаемый результат. В ходе обсуждения родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители передают ответственность своему ребенку за его поступки и собственное поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий и определять совместимость поступков с собственными ценностями.

Чтобы глубже осознать проблему, предлагаем провести ролевую игру "Ситуации".

Задания для родителей:

· прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их;

· представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.

1-я группа: Вы возвращаетесь домой после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?

2-я группа: Однажды, наводя порядок на столе своего ребенка, вы обнаружили несколько сигарет и решили поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?

3-я группа: Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?

Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:

· Было ли вам комфортно играть роль подростка?

· Что вы чувствовали при этом?

· Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?

Ожидаемый результат. Ролевая игра даст возможность родителям почувствовать себя на месте подростка, осознать реальную возможность возникновения проблемы курения в каждой семье и необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по поводу курения.

Далее учитель предлагает каждому подумать и ответить на вопросы:

· Какие меры борьбы с табакокурением могут быть использованы родителями?

· Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?

Работа организуется по методу "мозгового штурма". Результаты фиксируются на доске.

Ожидаемый результат.

Предлагаются следующие меры профилактики табакокурения и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения:

· организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби);

· личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);

· профилактические беседы о вреде курения;

· использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино;

· поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;

· организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);

· контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;

· введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;

· обучение ребенка умению отказываться от предложения закурить.

Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики табакокурения. (Педагог заранее готовит наглядный материал на доске или на листе ватмана.)

Принципы семейной профилактики табакокурения:

· Системность.

· Гибкий контроль.

· Терпение и деликатность.

· Индивидуальный подход.

· Поддержка.

· Наглядность.

Далее педагог организует работу в группах, предлагая обсудить формы профилактики табакокурения и объяснить:

· Почему именно этой форме отдали предпочтение?

· Какие задачи она решает?

· Перед каким выбором стоит ребенок?

· Какой выбор ставят перед собой родители?

· Какие принципы должны быть использованы для обеспечения эффективности выбранной формы профилактики?

· Каков предполагаемый результат?

Ожидаемый результат.

Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.

Психологи советуют ребенку построить отказ от курения по схеме:

отказ + аргумент + встречное предложение.

Педагог предлагает родителям разбиться на пары и провести ролевую игру «Сумей сказать "нет"».

Возможные аргументы для отказа от предложения покурить:

· слабое здоровье ("Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?");

· желание сохранить голову светлой ("Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?");

· уже существующий отрицательный опыт ("Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?");

· желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок ("Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра.");

· ссылка на уже имеющиеся проблемы ("Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?");

· стремление казаться "крутым" ("Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра.");

· встречное предложение (переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации).

Наши рекомендации