Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о том, как маме сшили в ателье новое платье.
Работа в альбомах (альбом 3, с. 4).Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие 16. «В гостях у Золушки»
Цель: Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, и словарь признаков по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»;
— учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола резать;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме множественного числа;
— учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов одежды, обуви и головных уборов с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование:картинки с изображениями больших и маленьких предметов одежды, обуви и головных уборов; лист бумаги и ножницы; альбомы 3 (по количеству детей).
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«В гостях у Гномов» | Логопед выставляет перед детьми пары карточек, с маленькими изображениями предметов одежды, обуви и головных уборов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: «У Гномов в шкафчике есть брючки и футболочки. У Гнома в шкафчике есть шапочки и кепочки». |
«Посчитай» | Логопед оставляет на доске те же пары картинок и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «В шкафу на полке лежит одна майка и две футболки». |
«Четвертый лишний» | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки с изображениями предметов одежды, одна — с изображением головного убора.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов и пословицы.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов язычок, шляпка, поля и пословицы «Встречают по одежке, провожают по уму».
2.Образование глаголов с различными приставками от глагола «резать».
Логопед. Посмотрите, у меня в руках лист бумаги и ножницы. Я буду выполнять действия, а вы называйте их.
Логопед ножницами отрезает, перерезает. надрезает, вырезает...
Логопед. Портному или закройщику при выполнении работы тоже часто приходится что-то резать. От слова- действия резать можно образовать много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов, которые стоят впереди). Например: отрезать, перерезать. надрезать, вырезать... Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно подбирая слова-действия. Мама решила от большого куска ткани маленький кусочек ... (отрезать).
Бабушка просит Машу ножницами цветок из бумаги по контуру... (вырезать).
Дедушка просит Ваню натянутую леску ножом... (перерезать).
Катя успела край ткани немного ножницами ... (надрезать).
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов- сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорному картинному плану.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости к Золушке. Злая мачеха приготовила для нее очень много работы. Золушке нужно успеть почистить обувь и головные уборы, постирать и привести в порядок одежду. Добрая Фея просит вас помочь бедняжке. Для этого нужно сначала прочитать и отгадать загадки мачехи, а потом составить рассказы-описания и рассказы-сравнения о предметах одежды, обуви и головных уборах.
Работа в альбомах (альбом 3,с. 3 задание 5; с. 5). Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог, занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание и за помощь Золушке. Отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие 17. «В гостях у хитрого лиса»
Цель:Отгадывание и составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные леса»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и образных выражений;
— учить детей правильно образовывать имена существительные в форме множественного числа родительного падежа;
— учить детей составлять загадки о животных с опорой на карточки;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование:альбомы 2 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть диких животных леса и следит за тем, чтобы дети не повторялись. |
«Кого можно встретить в лесу!» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос: «Кого можно встретить в лесу?» и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок повит мяч, составляет предложение типа: «В лесу можно встретить волков» и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
Физкультминутка.На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия