Характеристика учебного предмета
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ
Москва 2013
Разработчик: Л.Ю.Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области, преподаватель
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензенты:
Е.В.Трубицина, директор Детской художественной школы №1 города Астрахани
В.С.Шаров, преподаватель Астраханского художественного училища имени П.А.Власова, член Союза художников России
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Изготовление игрушки» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Предмет «Изготовление игрушки» направлен на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыками изготовления игрушки; на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Достижение результатов возможно в педагогическом процессе, базирующемся на следующих принципах:
· педагогу необходимо увлечь, заинтересовать ребенка, сделав процесс изготовления игрушки ярким, эмоциональным, интересным;
· формируя первоначальные навыки учащихся, преподаватель знакомит их с технологией изготовления игрушки, основными терминами и понятиями, применяемыми в изготовлении игрушки;
· формируя навыки, увлекая и заинтересовывая учащихся, педагог стремится к проявлению у них самостоятельной творческой активности.
Практико-ориентированная направленность учебного предмета «Изготовление игрушки» отражена в его содержании и представлена тремя направлениями в учебной деятельности: «Нитяная, льняная, соломенная куклы», «Мягкая игрушка», «Нитяные конструктивные игрушки» и «Сшивная кукла».
Направление учебной деятельности «Нитяная, льняная, соломенная куклы» предполагает: приобщение к народной культуре через ознакомление с историей создания народной куклы, ее изготовления.
Направление «Мягкая игрушка» ориентировано на освоение простейших швов, основ материаловедения, технологии художественной обработки и декорирования изделий, на развитие мелкой моторики и памяти учащихся; обеспечивает знакомство с элементами и понятиями, необходимыми для изготовления игрушки.
Направление «Сшивная кукла» призвано познакомить учащихся с основами конструирования и изготовления куклы, а также с применением декоративной отделки в одежде.
Направление «Нитяные конструктивные игрушки», внесенное в программу 2, 3 классов, позволяет заинтересовать учащегося созданием игрушки из отдельных элементов. Меняя расположение деталей, изгиб проволоки, он учится фантазировать, конструировать, мыслить не стандартно.
В результате освоения программы учащиеся:
получат знания:
об игрушке как об одном из направлений декоративно-прикладного искусства;
о правилах безопасности труда и личной гигиене при работе с инструментами и материалами;
о названии и назначении ручных инструментов, приспособлений и швов;
о видах тканей и их обработки;
будут уметь:
пользоваться инструментами;
изготавливать игрушки по схемам;
копировать, соединять и создавать рисунки, чертежи.
Рекомендуемый для освоения программы возраст детей - 7 – 12 лет.