ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Специфика и функции дисциплины «Педагогика и психология» определяют особую значимость активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр

Специфика и функции дисциплины «Педагогика и психология» определяют особую значимость активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм).

Основным методом обучения в высшем учебном заведении является лекция, которая представляет собой способ изложения объемного теоретического материала. Лекция дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине; раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники; концентрирует внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах. Лекция призвана стимулировать активную познавательную деятельность студентов, способствовать формированию творческого мышления.

Однако, этот традиционный метод обучения имеет ряд недостатков. Лекция:

· приучает к пассивному восприятию чужих мнений,

· тормозит самостоятельное мышление обучающихся.

· отбивает стремление к самостоятельным занятиям.

Все это противоречит принципу индивидуализации обучения.

Но и отказ от лекции может снизить научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность, последовательность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается не только ведущим методом обучения, но и ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала на семинарских, практических занятиях. В соответствии с современными тенденциями высшего профессионального образования применяются инновационные методы преподавания дисциплины и образовательные технологии.

Целью образовательной технологии является: обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать; максимальная адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям студентов. Осуществляется она через обучение приемам исследования, самостоятельную учебно-исследовательскую практику и нацеленность на результат

Суть образовательной технологии заключается в одновременной работе преподавателя по: управлению самостоятельной работой всех учащихся; работе с отдельными учащимися – индивидуально; осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей студентов; максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу. Педагог наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками. Основное время занятия учащиеся работают самостоятельно.

Обучающие технологии, применяемые при изучения дисциплины «Психология и педагогика», включают в себя: анализ педагогических фактов, решение педагогических задач на основании знаний психологии, деловые игры, моделирование профессиональной (педагогической) деятельности, контекстное обучение, организацию учебно-исследовательской работ (написание рефератов, научных статей).

Ведущая цель таких технологий – подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, умеющего принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готового нести за них ответственность; повышение профессиональной компетентности; успешная адаптация будущего специалиста к трудным профессиональным и жизненным ситуациям, его самореализация как личности.

Ориентация преподавателя, при разработке технологий, направлена на формирование системы профессиональных практических умений учащихся, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Структура образовательной технологии предусматривает возможность ее этапного внедрения в учебный процесс.

1. Организационный блок (20мин). Работа студентов на этом этапе в основном самостоятельная, под руководством преподавателя. Организовать индивидуальный подход к студентам групп с малой численностью намного проще, чем к студентам группы, которая превышает 30 человек. В этом случае необходимо привлечение второго преподавателя.

Этот этап позволяет привлечь к работе практически всю группу Например, каждый студент может заниматься конспектированием материала, поиском ответов на индивидуальные вопросы, составлением карточек с вопросами для одногруппников. Уровень сложности задания, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы.

На семинарском занятии, после сообщения (реферата, доклада) (7-10 мин), подготовленного одним из студентов по обозначенной преподавателем проблеме, все остальные студенты должны предоставить карточки с ответами на вопросы. Карточки предварительно раздаются преподавателем после объявления темы доклада. Каждая карточка содержит ряд вопросов, разработанных преподавателем для индивидуальной работы студентов, ответы на которые отражают содержание прослушанного материала, сущность изложенной в докладе проблемы. При необходимости, каждый из студентов должен предложить свой способ решения рассматриваемой проблемы.

Активность (интерактивность) таких занятий намного превышает те, которые организованы, как традиционные аудиторные занятия.

Образовательными задачами организационного блока являются:

· глубокое изучение лекционного материала, изучение методов работы с учебной литературой, получение персональных консультаций у преподавателя;

· решение спектра практических задач, в том числе профессиональных (анализ психологических ситуаций и педагогических фактов; психолого-педагогических взаимосвязей личности и коллектива; разрешать конфликтные ситуации и т.п.);

· работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками

Цель обучения организационного блока — формирование умения использовать знания основных психологических и педагогических теорий для решения практических задач, самостоятельного приобретения знаний в области психологии и педагогики, для формирования и развития психологической готовности умело, самостоятельно и ответственно выполнять круг социальных обязанностей; адекватно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

2. Практический блок (30 минут): самостоятельное выполнение тестового задания каждым обучающимся учебной группы. Умение самостоятельно работать - это то, чему студент должен научиться. Предварительно преподавателем разрабатываются индивидуальные задания, упражнения по изучаемой проблеме и возможные варианты ответов.

Например, в качестве индивидуального задания могут быть предложены – психодиагностические методики, упражнения, вопросы и задания, деловая игра, метод мозгового штурма.

Предполагается, что учащиеся будут спорить, дискутировать, так как монополия на истину не принадлежит никому. Преподаватель должен внимательно изучать и отмечать предлагаемые способы решения и обоснования преимущества своего варианта тем или иным студентом.

Задание выполняется студентами в течении 15-20 мин. Каждый из студентов имеет право воспользоваться предварительно взятой из библиотеки на группу литературой, конспектом лекции, нормативным документом. Преподаватель помогает студентам проводить анализ полученных диагностических результатов. При решении той или иной психолого-педагогической проблемы или ситуации, наиболее высоко оценивается нестандартность предложенного решения.

Преподаватель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает всех к этой работе. Студенты старших курсов, при изучении такой дисциплины как «Методика преподавания психологии и педагогики» могут участвовать в разработке заданий. Преподаватель сам активно включается в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

Самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.

Индивидуальная работа может быть организованна в двух вариантах: первый вариант – учащиеся приступают к самостоятельной работе, а преподаватель начинает обход всех учащихся (оказывает помощь, советует, отмечает успехи); но может быть и другой вариант – начинается включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.

Цель обучения практического блока: формирование умения планировать и проводить психолого-педагогические исследования адекватными экспериментальными методами; формирование общекультурной компетенции следовать этическим и правовым нормам, умение работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям; формирование профессиональной компетенции понимать различие в методах исследования психической реальности и необходимость верификации теоретических выводов.

Образовательными задачами практического блока являются:

· формирование практических умений работы с методиками психолого-педагогической оценки личности и группы; формирование исследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

· ознакомление с методиками проведения исследований, установление свойств личности и группы, их качественных и количественных характеристик.

Значительную роль в достижении требований к результатам обучения обучающихся, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений.

Главная функция проверки – это контролирующая функция, заключающаяся в контроле знаний и умений, определение достижения учащимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания дисциплины.

Кроме контролирующей функции, в соответствии с целями образования на проверку возлагаются обучающая, развивающая и воспитательная функции, а также задачи управления учебным процессом. Различают текущую, тематическую и итоговую проверки знаний обучающихся. Все виды проверки проводятся с помощью разных форм, методов и приемов.

3. Блок обобщения (20 мин): обучаемые самостоятельно оформляют и представляют результаты выполненного задания в виде отчета по работе (формализованный бланк).

Цель обучения обобщающего блока: формирование психолого-педагогической компетенции оценивать личность и коллектив, анализировать смысл полученных результатов; формирование общекультурной компетенции проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции; формирование профессиональных компетенций: представлять результаты исследований ясно и точно в терминах, понятных для профессиональной аудитории, как в письменной, так и в устной форме; понимать и излагать учебную информацию и представлять результаты тестирования в рамках учебного процесса.

В заключительной части занятия, которая проходит в открытой дискуссии с аудиторией осуществляется анализ и обобщение учебного материала по теме учебного курса «Психология и педагогика».

Структура занятия является гибкой по содержанию и формам блоков. В зависимости от темы занятия на первом этапе группа может делится на две подгруппы, и занятие одновременно проводится в двух помещениях: в традиционной аудитории и компьютерном классе, в котором обучающиеся выполняют работы по теме модуля.

На следующем занятии подгруппы меняются, что позволяет с помощью грамотного внедрения в практический блок занятий компьютерных технологий существенно расширить образовательные возможности учебной дисциплины при изучении каждой темы учебного модуля.

В конце семестра занятие проводится в одном помещении, где виртуальные работы одновременно интегрируются в обобщающем блоке с традиционными работами по психологии и педагогике.

На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций.

Аудиторные занятия учебного курса «Психология и педагогика» составляют 54 часа, из них лекции — 18 часа (30%), семинарские и практические занятия — 20 часа (18%). Интерактивное обучение составляет порядка 15 % от общего числа аудиторных часов.

5.2 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

Наши рекомендации