Проблемы общественного воспитания на современном этапе.
Современная идеология воспитания:
1. Реализм целей воспитания. Цель – всестороннее развитие чела, опирающееся на его способности и дарования.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми образцов нравственности, дух. культуры, культуры деятельности и выработка на их основе собств. ценностей, норм и законов жизни.
3. Самоопределение. В гармонии чела с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
4. Личностная направленность воспитания. В центре воспитательной работы стоит ребенок. Движение идет от интересов воспитанников к развитию высоких духовных ценностей.
5. Добровольность воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, чувство долга, стремление к творчеству.
6. Коллективистская направленность выражается в открытии пути:
- от нивелирования личности к ее разностороннему развитию
- от заучивания догм к познанию и преобразованию мира
- от отчуждённости к сотрудничеству.
Закономерности и принципы процесса воспитания
Воспитание
- процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в рез-те кот. формир. качества личности и ее мировоззрение.
- передача опыта от старших к младшим (в широком смысле)
- процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Закономерность воспитания – объективно существующая, повторяющаяся связь явлений.
Принцип воспитания – это основное исходное положение, руководящая идея, которой следуем.
Закономерности воспитания
1. Цель, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными нормами.
2. Рез-ты воспит. обусловлены согласованностью пед. воздействий и влиянием Об и Сб факторов.
3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением к ней, опорой на положительное,, созданием оптимистических перспектив личностного развития.
4. Эффективность воспитания обусловлена:
- Степенью собственной активности личности;
- Содержанием и способом организации деятельности, характером пед. руководства.
5. Эффективность воспитания обусловлена необходимостью учета возр. и индивид. особ-тей.
6. Эфф-ть воспитания в подростк. и юношеском возрасте обусловлена потребностью воспитателей понять стремление к самостоятельности и отказаться от прямых способов воздействия.
7. Эфф-ть воспитания зависит от того, осуществляется ли оно в коллективе.
Принципы воспитания (Дописать из Подласого. На зачем?..)
1. Принцип общественной направленности – соответствие характера и содержания воспитания соц. потребностям и интересам государства.
2. Пр. единства воспит. воздействий семьи, образ. учреждения, общественных организаций.
3. Пр. учета индивид. и возр. особенностей, личных характеристик и возможностей детей:
- изучать возможности детей
- привлекать к деятельности
- максимально опираться на собственную активность личности
4. Пр. сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий.
5. Пр. гуманистической направленности воспитания:
- уважение прав воспитанника
- гуманистическое отношение
- уважение к убеждениям ученика
6. Пр. опоры на положительное
7. Принцип деятельностного подхода в воспитании
8. Пр. стимулирования активности личности
9. Пр. сочетания педагогического руководства с развитием инициативы воспитанников.
Требования к принципам воспитания:
1. Обязательность воплощения в практику; наруш-е принципов подрывает основы воспитания.
2. Комплексность – используются фронтально и все сразу.
3. Равнозначность – не выделяются главные и второстепенные.