Структура праздничной композиции.

Безусловно, говоря о праздничной композиции, не обойтись без определения структурных элементов, которые, складываясь в систему, являются основными несущими конструктивными композиционными модулями, служащими принципиальным отражением смыслового построения праздничной композиции.

Говоря о структурных элементах следует отметить, прежде всего, НОМЕР – как элементарную завершённую зрелищную структурную единицу, элементы которой не могут существовать отдельно друг от друга.

Следующим более сложным элементом структуры будет являться ЭПИЗОД, который складывается из нескольких «номеров», объединённых общим художественным смыслом.

Эпизоды же в свою очередь объединяются в БЛОКИ, которые сами по себе могут являться самостоятельными праздничными элементарными структурами, элементы которых не жёстко связаны и могут существовать отдельно друг от друга.

Говоря о структуре праздничной композиции, следует изложить не столько событийную последовательность эпизодов праздника, сколько пространственно-временную взаимозависимость отдельных праздничных блоков. Следует помнить о симультанном принципе её построения, т.е., когда все элементы праздничной композиции сосуществуют в ней одновременно в различных частях праздничного пространства. И открытие праздника при этом нельзя назвать завязкой праздничного действия потому, что праздничная композиция, в отличие от зрелищной, не имеет специфического развития во времени, а, как уже говорилось, располагается в пространстве по выше определённому принципу. А начало и конец праздника являются такими же пограничными факторами, как и граница праздничного пространства. Поэтому кульминационное событие следует заменить понятием композиционный узел , под которым следует подразумевать узловую точку праздничного пространства, в которой сходятся все его основные направления.

Рисуя карту праздничного пространства, следует определить его границы и указать на пространстве расположение всех структурных элементов.

В этом разделе, прежде всего, необходимо определить и описать:

-главную функцию праздника, формы её реализации (открытие и закрытие праздника)

-побочные функции и формы их реализации (составляющие праздничные эпизоды)

-главный композиционный узел праздничного пространства.

-время начала и завершения праздника, протяжённость праздничного действа, перерывы, зрительские потоки (направление, насыщенность)

-создание предпраздничной ситуации (творческие и организационные моменты)

В результате вся эта работа должна вылиться в сценарный план всего праздника, как главного структурного построения праздничной композиции, а также в сценарные планы отдельных блоков и эпизодов с указанием прилагаемых сценарных текстов.

Завершая рассказ о структуре праздника, необходимо оговорить праздничное время, как композиционный фактор. Прежде всего, необходимо сказать, что открытие и закрытие праздника – это временные его границы. Если границы праздничного пространства ограничивают композицию в пространстве, то время открытия и время закрытия праздника ограничивают праздничную композицию во времени. Это временные границы праздника, а не завязка и развязка праздника, как порой ошибочно это определяется.

Художественная форма – это то о чём все всё знают. Это то, что понятно всем, Это то, чего никто толком объяснить не может. Сходятся все на том, что форма полностью отражает содержание.

Справедливо ли это? Несомненно! Несомненно, если считать, что художественная форма существует, фигурально говоря, в безвоздушной среде. Да и то, хоть безвоздушная, но все-таки среда.

Нам хочется подчеркнуть это немаловажное обстоятельство, что на форму влияет не только содержание, но и та среда, в которой это содержание функционирует. Другими словами, форма отражает не просто содержание, а…… взаимоотношение содержания с окружающей средой.

Отсюда два фактора, влияющих на создание той или иной формы:

Первый - формирующий, в нашем случае напрямую связанный с содержанием,

Второй – регулирующий, связанный со средой формирования.

Чтобы было понятней, приведём пример. Река, точнее форма её русла, формируется под влиянием двух факторов:

объем воды в реке – фактор формирующий,

рельеф местности – регулирующий.

Понятно, что при одном и том же рельефе местности разные водяные потоки пробьют себе различные русла. И наоборот, один и тот же поток в разных рельефах пробьёт отличные друг от друга пути.

Культурная форма формируется под влиянием двух противоборствующих тенденций: Первое – это содержательная часть формирования. То есть, то, что определяет направленность и содержательность будущей формы. В каждом отдельном случае составляющие этого момента будут зависеть от того смысла, какой мы вкладываем в данный культурный факт. И здесь уместно задаться вопросом, откуда берётся смысл? Является ли это заданностью, существует ли смысл отдельно от формы и каким образом этот смысл учитывается нами при обнаружении той или иной формы. Искать следует в семиотике, которая наглядно объясняет нам природу и структуру знака.

-форма стремиться заполнить собой всё культурное пространство,

-среда ограничивает формальную тенденцию своими функциональными потребностями.

В результате взаимодействия этих двух тенденций возникают объективные ограничения на распространение и функционирование культурной информации, которые в свою очередь и создают ту или иную культурную форму. А тенденции являются порождением двух формообразующих факторов: замысла режиссёра - формирующий фактор и культурных условий - фактор регулирующий. Их взаимодействие порождает ту или иную культурную праздничную форму

ФОРМА обеспечивает выживание элемента в СИСТЕМЕ.

Во-первых, она генерирует смысл.

Во-вторых, ориентирует на приоритетные для данной культурной системы ценности,

В третьих, обеспечивает уникальность функционирования культурной информации,

В четвёртых, связывает элемент с другими элементами системы,

В пятых, привлекает к себе внимание, то есть выполняет рекламные функции.

Форма живёт только в коммуникативно-функциональной среде.

Не будем подробно останавливаться на всех многообразно существующих культурных формах, а обратимся непосредственно к предмету нашего рассмотрения, т.е. к вопросу анализа праздничных форм.

Каждая классификация подразумевает в своём основании некий общий принцип, некий единый постулат, подпирающий это основание. В основе всех зрелищных искусств, как уже говорилось, лежит действенная структура. Это основной материал, метод и выразительное средство. Всё в действии и всё из действия.

Там же корни и нашего анализа. Классифицировать будем на основе двух параметров:

Первое - формообразующая доминанта (жизнедеятельностная, ритуальная, художественная, игровая)

Второе -социокультурологический аспект деятельности (информационный, аксиологический, эвристический, коммуникативный, эстетический)

Форморегулирующая доминанта Формооб разующий аспект Жизнедеятельностная Ритуальная Художественная Игровая
Информационный Документальн. зрелища Ритуалы, обряды ( в том числе религиозные) Художествен. Зрелища Развлечения, аттракционы
Аксиологический Малые праздничные формы (семейные празд ники и т.д.) Гражданские акции Фестивали искусств Игровые программы
Эвристический Профессиональные конкурсы Агитационно-пропагандистские кампании Творческие конкурсы Состязания
Коммуникативный Дискуссии, Диспуты, выступления Съезды Творческие встречи Игровые зрелища
Эстетический Демонстрации мод, конкурсы красоты, выставки. Шествия, парады Карнавалы Олимпиады

В результате это многообразие праздничных форм складывается в тех или иных пропорциях в ту или иную праздничную композицию:

Построение гармонически совершенной формы подчиняется определённым законам, которые также проистекают из структуры действенного акта. Законы гласят:

1.Закон сохранения смысла

Форма не должна искажать художественной информации.

2.Закон верной ценностной ориентации.

Форма должна ориентировать на приоритетные ценности.

3.Закон эвристической достаточности.

Новизна творческих приёмов должна находится в балансе с приёмами уже использовавшимися ранее.

4.Закон коммуникативной полноценности.

Количество технологических приёмов и энергетических затрат для передачи информации не должно превышать необходимого уровня.

5.Закон эстетической гармоничности.

Форма не должна нарушать эстетических законов культурной среды.

Разумеется, что приведённая классификация объемлет самые крупные праздничные формы, которые в свою очередь могут быть подвергнуты дальнейшему анализу и классификации. Другими словами, переход от надсистемы - праздника, к его слагающим элементам - формообразующим доминантам, а затем к праздничным формам и далее, к анализу этих форм и составляют суть рассматриваемого нами аналитического процесса.

Для примера рассмотрим столь популярную в празднике зрелищную форму.

Основанием для нашего анализа является степень условности действенных процессов, на которых базируется данная форма

1.Способ передачи информации.(Кто и что несёт информацию

(структура формы), характер и содержание информации, её художественный смысл, где она размещается в зрелище, когда и кем она добыта и когда доносится до зрителя, как, в каких формах, она преподносится зрителю, зачем преподносится, почему именно эта информация и именно таким образом?)

2.Ценностно-ориентационная функция зрелища.(Что является носителем смысла зрелища, какова его символика, где символика располагается в зрелище, когда эта символика возникла, как эта символика конструируется, зачем используется эта символика, почему её нельзя заменить другой, а если можно, то какой?)

3.Стилевые особенности поведения персонажей зрелища.(Кто внёс новые “трюки”, что они собой представляют, где этот трюк возник, где размещается в зрелище, как трюк построен, когда и как его лучше использовать, зачем он нужен в зрелище, почему нельзя обойтись без него?)

4.Знаковые формы передачи информации, образы, символы, способ общения со зрителем. (Действующие лица зрелища, что они делают, в каких обстоятельствах происходит общение, когда протекает общение, как общаются персонажи, зачем они это всё делают, почему они не могут общаться по-другому?)

5.Эстетический, художественный норматив зрелища. (Кто основоположник этой эстетики, кто её носитель, что представляет из себя этот стиль, где этот стиль распространён, когда он возник, как лучше его преподносить, как он влияет на выразительность, зачем этот стиль нужен для вашего зрелища, почему этот стиль получил распространение, а если не получил , то тоже почему?)

А теперь обратимся к тому, что в зрелищных искусствах принято называть выразительными средствами, т.е., к внешней стороне зрелищной формы. Понятно, что формируют выразительный ряд средства нашего восприятия - это видеоряд, звукоряд и др. Перечислим основной ряд выразительных средств:

Шум-звук-ритм- мелодия,

Текст- монолог-диалог-речетатив-вокал-хор,

Темнота-искусственный луч-световая композиция,

Линия-абрис-гравюра-цвет-полихромия,

Лицо-макияж-грим-маска,

Наши рекомендации