Понятие, структура, виды правовых исследований.
Основное предназначение научной деятельности состоит в том, чтобы выявлять и восполнять имеющиеся пробелы науки, развивать ее содержание вширь и вглубь.
Как особая форма отражения реально существующего мира научное познание государства и права отличается от обыденного, а также от профессионального юридического и публицистического познания следующими признаками: 1) целями познания; 2) способами познания; 3) способами обоснования достоверности полученных знаний; 4) новизной.
Эмпирические исследования, проведенные на должном в методологическом отношении уровне, приводят к одним и тем же знаниям, независимо от того, кто был их исследователем — ученый или практический работник. Все знания такого рода способствуют развитию эмпирического базиса науки и поэтому являются научными, несмотря на то, что, проводя эмпирические исследования, практический работник преследовал сугубо практические цели выявить реальное положение дел, например ошибки, которые допускают суды при рассмотрении той или иной категории дел, что мешает норме права действовать эффективно. Поэтому провести четкую границу между эмпирическими исследованиями, проведенными учеными-юристами и практическими работниками, не представляется возможным. Научные результаты таких исследований оказываются тождественными и могут быть в равной мере использованы как в практических, так и в научных целях.
Практическое познание осуществляется в целях решения конкретных проблем правотворческой, правоохранительной или правоприменительной деятельности, например оценки качества подготовленного проекта нормативного правового акта и решения вопроса о возможности его одобрения, принятия при вынесении судебным органом приговора, иного решения по уголовным и гражданским делам, а также в целях разработки мер борьбы с преступностью и т.д.
Целевая направленность познавательных актов позволяет весьма четко и последовательно отличать научные теоретические исследования от эмпирических познавательных актов в сфере предметно-практической деятельности правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов.
Таким образом, научное юридическое исследование понимается как познавательная деятельность, осуществляемая в целях получения новых научно обоснованных, рациональных знаний по предмету или объекту правовой науки.
Правовое исследование, как и любая иная научная деятельность, представляет собой систему, состоящую из пяти элементов: 1) субъекта; 2) объекта; 3) методов познания; 4) технических и иных средств, используемых в процессе познавательной деятельности; 5) результатов познания.
Результаты научного исследования являются важнейшим показателем его плодотворности, составляют его смысл и итоговый продукт. Оценку проведенному исследованию дают, прежде всего, по тому вкладу, который оно вносит в развитие соответствующей отрасли права, а не по целям, которые ставил перед собой исследователь, или актуальности темы исследования. Соответственно, классификация исследований по результатам познания как их основополагающему признаку имеет значительный научный интерес, поскольку позволяет все многообразие исследований свести к некоему единству, поставив их в определенный ранжированный ряд сообразно вносимому ими вкладу в развитие науки.
Исследования, результаты которых сводятся к изложению, описанию и обобщению новых эмпирических достоверных фактов, называются эмпирическими.
Исследования, которые завершаются получением новых теоретических знаний о предмете правовой науки, ее отдельных отраслевых юридических наук, называются теоретическими правовыми исследованиями.
Разработка проблем методологии правовой науки составляет самостоятельное направление научных исследований —метатеоретические исследования. Согласно философским воззрениям специфика названных исследований состоит в том, что их предметом выступают не закономерности определенной сферы социального или природного бытия, а закономерности самого процесса познания.
Таким образом, в правовой науке существуют исследования пяти видов: теоретические, эмпирические, метатеоретические, прикладные и прогностические. Все уровни исследования находятся в тесной взаимосвязи.