Профилактическая программа
«Подросток и закон»
Цель: формирование у подростков правовой грамотности, развитие правового самосознания и правомерного мышления.
Программа включает комплекс тренинговых упражнений, проблемных заданий, игр на правовую тематику.
Упражнение «Нарушение закона»
Группам раздаются карточки с вопросами о противоправных действиях (ответы обсуждаются с классом):
– как называется действие, когда кто-то требует деньги, угрожая физическим насилием? (разбой);
– был ли это акт насилия? (да);
– какой ущерб нанесен личности учащегося (физический, психический, эмоциональный, материальный)? Объясните подробно;
– было ли это преступлением? (да, это было серьезное нарушение закона. Нападавший может быть привлечен к уголовной ответственности. Если ему еще нет 14 лет, могут привлекаться его родители);
– что такое преступление? (преступление – это действие, нарушающее закон, за которое человек понесет наказание.) Учащиеся должны записать это в тетради;
– часто ли преступления совершают подростки? (да, в подростковой среде это встречается. С наибольшей частотой такие ситуации возникают под воздействием алкогольного или наркотического опьянения. Наркотики и алкоголь способствуют совершению противоправных действий);
– что такое правонарушение, проступок? (правонарушение – нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей или подростков 16-летнего возраста. проступок – нарушение правил поведения (например, в школе), вызывающее поведение и т. п.).
Аналитическое групповое задание «Закон»
Ответить на вопросы:
– что такое закон? (закон – набор правил, которые устанавливаются, чтобы сохранить здоровье человека, его безопасность, индивидуальную свободу, поддерживать государственную систему. Законы устанавливаются законодательными органами и контролируются уполномоченными лицами);
– почему мы принимаем законы? (без законов в обществе будут царить анархия, беспорядок, под угрозой будет личная и общественная безопасность);
– зачем устанавливаются правила поведения? (правила принимаются в интересах человека и служат гарантом личной и общественной безопасности, например, правила поведения на воде, в горах, в школе.);
– кто пишет законы? (законодательные органы государственного значения);
– до какого возраста человек считается несовершеннолетним? (несовершеннолетний – это человек в возрасте до 18 лет). Напишите это определение на доске и попросите учащихся сделать записи в тетрадях. Обратите внимание, что отдельные законы и правила существуют только для несовершеннолетних.
Прокомментируйте некоторые законы и правила, и степень ответственности за их нарушения. Например: обязательное посещение школы и соблюдение правил внутреннего распорядка школы.)
Информация для педагога:
Ответственность подростков за нарушения, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях:
– административной ответственности подлежат люди, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, за отдельные правонарушения – с 14-летнего возраста.
На общих основаниях с взрослыми лица в возрасте от 16 до 18 лет несут ответственность за следующие правонарушения: мелкое хищение, нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения, нарушения порядка продажи огнестрельного оружия, стрельба в населенных пунктах в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка, мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего или иного лица при исполнении ими общественного порядка, нарушение порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия, неявка по вызову в военный комиссариат, нарушение привил воинского учета, умышленная порча военного билета или утрата его по небрежности.
Ответственность подростков за нарушения, предусмотренные уголовным Кодексом Республики Беларусь:
– уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста… Лица, совершившие запрещенные уголовным Кодексом деяния в возрасте от 14 до 16 лет подлежат уголовной ответственности за: убийство; причинение смерти по неосторожности; умышленное причинение тяжкого телесного повреждения; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; похищение человека; кража; грабеж; разбой; вымогательство; угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна; умышленное уничтожение либо повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия; захват заложника; хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатого вещества; умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения; хищение наркотических веществ; хулиганство; заведомо ложное сообщение об опасности; осквернение сооружений и порчу имущества (УК Республики Беларусь, статья 27.)
Тестовое задание «Проступок. Правонарушение. Преступление».
Инструкция: обдумайте каждую из приведенных ситуаций и решите, насколько каждое из положений может расцениваться как:
1. Преступление – серьезное нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
2. Правонарушение – нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей или подростков 16-летнего возраста.
3. Проступок – нарушение правил поведения (например, в школе), вызывающее поведение и т.п.
Поставьте соответствующие цифры напротив каждый из нижеследующих ситуаций:
• Толя, учащийся средней школы, был замечен курящим в спортивном зале. В кармане у него была пачка сигарет (правонарушение);
• Полина и Денис, ученики девятого класса, возвращаясь после дискотеки, разбили стекло в троллейбусе (правонарушение);
• Света, ученица девятого класса, убежала из дома, но продолжает ходить в школу. Родители сообщили об этом директору школы (проступок);
• Эдик, ученик седьмого класса, был замечен с газовым пистолетом (преступление);
• Женщина, проживающая на улице, напротив школы, продавала школьникам наркотики (преступление);
• Коля, ученик одиннадцатого класса, принес в школу немного марихуаны, для того, чтобы отдать ее своим друзьям (преступление);
• От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима шел по школьному коридору (проступок);
• Несколько учеников средней школы слонялись без дела около ресторана поздно вечером (проступок);
• Даша с подругой не посещали школу в течение недели, скрывая это от своих родителей (проступок);
• Учащийся 7 класса совершил кражу, продавец магазина самообслуживания позвонил в милицию и сообщил о задержании подростка (преступление);
• Один учащийся школы угрожал другому тем, что изобьет его (правонарушение);
• Мальчик принес в школу нож (правонарушение);
После окончания работы целесообразно прокомментировать эти ситуации с точки зрения закона. Можно дать задание учащимся – к следующему уроку найти самостоятельно подтверждение правильности решения заданий теста.
Игра «Знаете ли вы закон»
Эта игра – соревнование команд. Класс делится на группы. Каждая группа может правильными ответами набрать определенное количество баллов.
После проведения игры целесообразно обсудить задания, вызвавшие трудности у учащихся, а также поставить вопрос: каким образом эта тема связана с проблемой сохранения здоровья.
1 раунд. Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать только те наказания, которые предусмотрены уголовным Кодексом Республики Беларусь:
• лишение свободы;
• смертная казнь;
• ссылка;
• высылка;
• предание публичному позору;
• штраф;
• четвертование;
• избиение плетьми;
• бессрочная каторга;
• конфискация имущества.
Время на принятие решения в группе – 1 минута. За правильно выполненное задание команда может получить максимум 4 балла (по 1 баллу за каждую форму наказания).
Правильный ответ: лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.
2 раунд. Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.
Учитель называет виды преступлений. Задача команд: после 10-секундного обсуждения представитель команды поднимает ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за названное преступление.
Преступления:
• убийство (с 14 лет);
• причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет);
• кража (с 14 лет);
• грабеж (с 14 лет);
• вымогательство (с 14 лет);
• заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 14 лет);
• бандитизм (с 16 лет);
• получение взятки (с 16 лет).
За правильно выполненное задание команда может получить максимум 8 баллов (по 1 баллу за каждую правильно поднятую карточку). Правильные ответы даны в скобках.
3 раунд. Команды получают карточки:
а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность);
б) смягчающее обстоятельство (уменьшает ответственность);
в) освобождает от ответственности (снимает ответственность);
г) никак не учитывается.
Задача: во время перечисления различных обстоятельств совершения преступления необходимо поднимать соответствующие им карточки.
Обстоятельства:
• совершение преступления в группе (отягчающее обстоятельство);
• явка с повинной (смягчающее обстоятельство);
• несовершеннолетие виновного (смягчающее обстоятельство);
• необходимая оборона (освобождает от ответственности);
• совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство);
• наличие заболевания у обвиняемого (никак не учитывается).
Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 10 секунд. За правильно выполненное задание команда получает максимум 6 баллов (по 1 баллу за каждую правильно поднятую карточку). Правильные ответы даны в скобках.
Упражнение «Виды ответственности»
Учитель называет различные ситуации, учащимся нужно определить, какие наступают виды юридической ответственности (административная или уголовная):
• ученик разбил стекло в холле школы (административная);
• гражданин без лицензии поймал на удочку 15 килограммов рыбы (административная);
• гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная);
• машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (административная);
• террорист попытался угнать самолет (уголовная);
• водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую машину (административная);
• учащиеся техникума угнали автомобиль и разбили его (уголовная);
• пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).
Социально-педагогический практикум «Закон и ответственность»
Цель: повышение уровня правовой культуры детей и подростков; развитие у школьников способности к самооценке и самоконтролю содействие подросткам в осмыслении наиболее часто встречающиеся в их поведении ошибок через моделирование социально-педагогических ситуаций.
Социально-педагогический практикум предназначен для работы с трудными подростками и включает 2 занятия.
Занятие 1. «Ты и закон: права, обязанности, ответственность»
Задачи:
1) знакомство с основными понятиями, определяющими тему занятия: «право», «обязанность», «ответственность»;
2) расширение знаний об основных правах и ответственности ребенка;
3) обсуждение последствий совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними детьми.
Структура:
Блок 1. Вступительный (2 задания).
Блок 2. Права и обязанности (4 задания).
Блок 3. Ответственность (2 задания).
Блок 4. Заключительный (1 задание).
Материалы: аббревиатура ПРАВО, жетоны синего и зеленого цвета, конверт, карточки с ситуациями, 2 листа бумаги (ватман), карандаши, фломастеры, кроссворд, 2 карточки с конечными строчными словами стихотворения, призы, билль о правах (10 штук).
Продолжительность – 2 часа.
Блок 1. Вступительный.
Занятие начинается со вступительного слова ведущего о тех правах и обязанностях, которые возложены на каждого человека. В ходе беседы определяется уровень правовых знаний детей и подростков. Затем дети с помощью жетонов синего и зеленого цветов делятся на две команды.
Первое задание «Аббревиатура».
Ведущий. Представьте себе, что слово «право» является аббревиатурой. Для того чтобы ее расшифровать, необходимо к каждой букве слова подобрать как можно больше слов, характеризующих это понятие.
Каждая команда по очереди называет слова и объясняет, почему именно это слово она предлагает в качестве характеристики. За выполнение задания каждой команде присуждается по одному баллу.
В результате может получиться следующее.
Порядочность (во взаимодействии с окружающими, чтобы не нарушить прав других):
Равенство (все люди равны);
Активность (в защите и отстаивании собственных прав и интересов);
Всегда, везде (соблюдать права);
Ответственность (за свои действия и поступки).
Второе задание «Ассоциация».
Каждой команде предлагается за одну минуту подобрать как можно больше ассоциаций к слову «право». По окончании работы каждая команда по очереди зачитывает свои ассоциации. (Педагогу необходимо обратить внимание на тех ребят, чьи ответы ассоциируют «право» с ненастной погодой, темным цветом или на тех, которые имеют искаженные представления о правах. На этом нужно основывать дальнейшую деятельность с этим ребенком). Балл присуждается той команде, которая предложила наибольшее число ассоциаций.
Блок 2. Права и обязанности.
Третье задание «Вопрос-ответ».
Командам по очереди зачитываются вопросы и предлагаемые варианты ответов. Балл начисляется той команде, у которой большее количество правильных ответов.
1. Международный договор; важнейший международный акт в области прав человека:
· статья;
· конвенция;
· соглашение.
2. Общеобязательное правило, то, что признается обязательным:
· теорема;
· закон;
· норма.
3. Совокупность правил поведения, узаконенных возможностей человека, регулируемых и охраняемых государством:
· право;
· декларация;
· правило.
4. Основной закон государства, государственного устройства:
· декрет;
· указ;
· конституция.
5. Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения:
· обязанность;
· право;
· ответственность.
6. Свод законов:
· закон;
· кодекс;
· постановление.
7. Вид действия, противоречащий правовым нормам:
· спор;
· разногласие;
· правонарушение.
8. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление:
· наказание;
· поощрение;
· осуждение.
Четвертое задание «Согласны ли вы...»
Командам по очереди зачитываются утверждения, на которые они должны дать положительный или отрицательный ответ, обосновывая его. Балл присуждается той команде, которая правильно ответила и сумела обосновать большее число утверждений.
Утверждения:
1. Каждый человек должен отвечать за свои действия.
2. Отстаивать свои права необходимо любым способом, даже если он (способ) противоречит правилам и нормам, принятым в обществе.
3. Только взрослые могут защитить права детей.
4. Мужчины сильнее женщин, так как у них больше прав.
5. Родители должны нести ответственность за воспитание детей.
6. Родители не виноваты в том, что их ребенок попрошайничает, хулиганит, ворует, уходит из дома.
7. Дети до 18 лет не имеют прав, так как они являются несовершеннолетними.
8. Ребенок до 18 лет не может обратиться в суд с целью защиты своих прав и интересов.
Пятое задание «Анализ ситуаций».
Каждому ребенку предлагается взять из конверта по одной карточке с ситуацией и в течение минуты постараться найти оптимальное решение выхода из нее. Затем ситуации вместе с ответами зачитываются вслух. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с заданием.
Ситуации:
1. Возвращаясь домой из школы, вы видите, что возле вашего подъезда старшие ребята толкают вашего соседа – мальчика младшего возраста. Ваши действия.
2. Открыв кошелек, мама обнаруживает недостачу денег и в пропаже обвиняет вас. Вы точно знаете, что вы не виноваты. Что будете делать?
3. Придя домой из школы, вы замечаете, что у вас из сумки пропали деньги. Как вы поступите?
4. Поругавшись дома с родителями, вы одеваетесь и буквально «вылетаете» из дома. Через некоторое время понимаете, что были не правы. Как вы будете действовать дальше?
5. Входя в автобус, вы нечаянно задеваете женщину – пассажира автобуса, в результате чего она негативно высказывается в ваш адрес на весь автобус. Что вы будете делать?
6. Ваш друг, с которым вы сидите за одной партой, совершил плохой поступок. Весь класс решил объявить ему бойкот. Как поступите вы?
7. Дома вы часто подвергаетесь физическому насилию. Но вам это уже порядком надоело. Больше вы терпеть не можете. Ваши действия.
8. На перерыве между уроками среди мальчиков вашего класса завязалась драка. Вы невольно стали ее участником. В результате драки один из ребят попал в больницу. Во всем обвиняют вас. Ваши действия?
9. Ваша мама заболела. Дав денег, она попросила купить в аптеке лекарства. По дороге в аптеку, вы встречаете друга, который приехал к родственникам в ваш город на два дня и завтра уезжает. Он предлагает зайти в компьютерный салон, поиграть, пообщаться. Как вы поступите?
10. Вы пришли в гости к своему однокласснику и замечаете, что у него на столе лежат часы, о которых вы мечтаете уже полгода. Они красивые и модные. Самостоятельно приобрести вы их не можете. Но они вам очень нужны. Что вы будете делать?
Шестое задание «Коллективный рисунок».
Командам раздается по одному листу ватмана, карандаши, фломастеры. Детям предлагается задание изобразить на бумаге какое-либо право (право на лечение, на образование и т. д.) и защитить его (придумать рассказ, спеть песню, рассказать стихотворение и т. д.). На работу отводится 7–10 минут.
Балл зарабатывает команда, которая лучше справилась с заданием.
Блок 3. Ответственность.
Проводится беседа о том, что каждый человек несет ответственность за поступки и действия, которые он совершает.
Седьмое задание «Викторина».
Командам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Какие принудительные меры воспитательного характера могут быть применены в отношении несовершеннолетних за совершение преступления? (Предостережение – разъяснение последствий повторного совершения преступления, извинение перед потерпевшим, возмещение или устранение причиненного ущерба, ограничение свободы досуга, помещение несовершеннолетнего в учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение).
2. За что могут быть привлечены несовершеннолетние к административной ответственности? (За действие, не подлежащее уголовной ответственности.)
3. Какие виды административных взысканий применяются в отношении несовершеннолетних за совершение преступления? (Предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета.)
4. Какие виды наказаний за совершение преступления могут быть применены в отношении несовершеннолетних? (Общественные работы, штраф, лишение прав заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест, лишение свободы.)
5. Какой срок наказания может грозить несовершеннолетнему за менее тяжкое, тяжкое, особо тяжкое и особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека? (Менее тяжкое преступление – 3 года, тяжкое –7 лет, особо тяжкое –10 лет, особо тяжкое преступление с умышленным посягательством на жизнь человека –15 лет.)
Балл присуждается команде, которая дала правильные ответы на большее количество вопросов.
Восьмое задание «Кроссворд».
Каждой команде предлагается разгадать кроссворд на тему «Действия несовершеннолетних, подлежащие уголовной ответственности». На выполнение задания отводится 10 минут. Балл начисляется команде, которая быстро и правильно выполнила задание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
По горизонтали:
5. Половой акт с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния жертвы (изнасилование).
6. Ссора, сопровождаемая взаимными побоями (драка).
8. Поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к достоинству человека, крайнее бесчинство (хулиганство).
9. Похищение автомобильного средства (угон).
По вертикали:
1. Требование передачи имущества или прав на него под угрозой насилия над лицом, во владении которого находится это имущество (вымогательство).
2. Открытое похищение имущества (грабеж).
3. Тайное хищение личного имущества граждан (кража).
4. Умышленное или неосторожное лишение жизни человека (убийство).
7. Вооруженное нападение с целью ограбления, убийства (разбой).
Блок 4. Заключительный.
Девятое задание «Стихотворение».
Командам за 5–7 минут предлагается придумать стихотворение, используя конечные слова каждой строчки. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с заданием.
.............................. права. ……………………….отстоять.
.............................. слова. …………………….. защитить.
............................... закон. ..…………………….помогать.
............................... угон. ……………………...жить.
Подведение итогов.
Проводится беседа о значимости для каждого человека знаний и соблюдения прав и обязанностей. Определяется и награждается победитель. Каждому участнику выдается билль о правах.
Занятие 2. «Ошибки в поведении подростков»
Задачи:
1) оказание помощи подросткам в разрешении жизненных ситуаций; содействие в осмыслении последствий своих поступков;
2) отработка навыков и умений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций.
Занятие построено по аналогии с «Практикумом педагогических ситуаций» Я. Л. Коломинского и предусматривает следующую структуру обсуждения ошибок, наиболее часто встречающихся в поведении подростков с отклоняющимся поведением:
1. Обозначение ошибки.
2. Краткие иллюстративные примеры.
3. Неправильные убеждения.
4. Коррекция осмысления.
5. Коррекция поведения.
Ошибки в поведении подростков:
Ошибка 1. «Все идут – и я с ними».
Компания подростков вечером решила пойти на территорию близлежащего детского садика для распития спиртных напитков.
Рассуждения подростка:
· Если я не пойду вместе со всеми, меня поднимут на смех и посчитают, что я испугался. «Попал в волчью стаю, так по-волчьи и вой».
· Меня больше не примут в эту компанию, и я останусь один. «Один в поле не воин».
· В случае возникновения столкновения с правоохранительными органами подозрение о том, что кто-то сообщил об их местонахождении, падет на меня, если меня не будет вместе со всеми.
Коррекция осмысления:
· Каждый человек имеет право делать то, что он считает нужным.
· Можно найти другую компанию, где действия ее членов не расходятся с моими убеждениями.
· Зачем мне нужна такая компания, которая совершает действия, нарушающие закон.
Коррекция поведения:
· Извините, ребята, но я не пойду с вами, и вам не советую, так как…
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 2. «Никто не увидит и не узнает».
Проходя мимо дорогой машины, подросток увидел, что форточка в ней открыта, а на переднем сиденье лежит бумажник. Подросток решил воспользоваться ситуацией и взял бумажник.
Рассуждения подростка:
· Если я не возьму бумажник, то кто-нибудь другой воспользуется этой ситуацией.
· Никто меня не видел, и мне за это ничего не будет. «Не пойман – не вор».
· Это будет урок водителю, сам виноват, что не закрыл машину.
Коррекция осмысления:
· Человек очень расстроится, увидев пропажу.
· Меня может увидеть случайный прохожий, и я понесу наказание. «Не поймали вора сегодня, поймают завтра».
· В бумажнике может не оказаться денег, тем не менее, мое действие будет растолковано, как кража.
· «Совесть верный советник», «Совесть без зубов, а гложет».
Коррекция поведения:
· Если водитель где-то рядом, напомнить ему о необходимости закрыть машину.
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 3. «Почему ему все, а мне – ничего?»
В классе у одного мальчика украли мобильный телефон. На классном собрании учительница просила учащихся вернуть пропажу, но никто не признался в содеянном,
Рассуждения подростка:
· У него богатые родители, купят еще один телефон.
· В следующий раз не будет оставлять телефон, где попало.
· Если я признаюсь, что это сделал я, это значит, я подпишу себе приговор «ВОР».
· Мне телефон сейчас гораздо нужнее, чем ему.
Коррекция осмысления:
· Пословица гласит: «Вор, что заяц:тени своей боится». Зачем мне жить в страхе, что вор будет найден?
· Это была моя ошибка, а ошибку можно исправить.
· Говорят: «На дороге не клади, вора в грех не вводи». Разве я вор, разве я слабый и не могу противостоять соблазну?
Коррекция поведения:
· Можно вернуть телефон, чтобы никто не увидел, что это сделал я.
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 4. «Всем назло!»
Подросток не пришел домой ночевать. Родители волнуются, обзвонили всех друзей и знакомых сына, но нигде его нет.
Рассуждения подростка:
· Родители не обращают на меня внимания, может, они хотя бы заметят мое отсутствие?
· Пускай родители поволнуются, может, будут любить меня больше.
· Это самое действенное средство на родителей – уйти из дома. Недаром говорят: «Маленького пугают букой, а больших – мукой».
Коррекция осмысления:
· Родителям тяжело растить меня, работают на двух работах, поэтому не всегда могут уделить мне много внимания.
· У родителей слабое здоровье, мое отсутствие может повлиять на их самочувствие.
· «Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает». Надо понимать своих родителей и в порыве гнева не делать необдуманных поступков.
Коррекция поведения:
· Позвонить родителям, предупредить, где и у кого вы будете ночевать.
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 5. «Не мое – не жалко!»
Компания подростков, собравшись вместе, решила «разукрасить» стены магазина. В результате – «красивая» картина и испорченные стены.
Рассуждения подростка:
· Почему все нам указывают, что можно и что нельзя делать?
· А где мне еще можно порисовать?
· Серый магазин преобразился. С «картиной» гораздо красивее.
· Главное не попасться на глаза правоохранительным органам, поскольку за такое «художество», кажется, могут наказать.
Коррекция осмысления:
· Картина, конечно, получилась красивая, но стена магазина оказалась испорчена. Владелец магазина будет расстроен.
· Если меня поймают, то родители будут должны заплатить штраф.
· Надо найти место, где рисовать можно без опаски.
Коррекция поведения:
· Обратиться за помощью к учителю, родителям, чтобы посоветовали место для «свободного» рисования на стенах. «Совет дороже денег».
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 6. «Не хочу учиться!»
Подросток не выполняет домашних заданий, часто пропускает школу без уважительных причин.
Рассуждения подростка:
· Зачем учиться? «Вон у соседа высшее образование, а живет от зарплаты до зарплаты».
· Все равно в школе ничему не научат, только будут выставлять на посмешище.
· Получу аттестат, и родители меня куда-нибудь устроят на работу.
Коррекция осмысления:
· Кому нужна моя учеба? Только мне самому. Недаром говорят: «Ученье лучше богатства».
· Если хорошо закончу школу, у меня есть гораздо больший выбор для того, чтобы устроиться в жизни.
· С умным человеком интересно и общаться. «С умным разговориться – что меду напиться».
· Умный человек не делает глупостей. «С умом жить – тешиться, а без ума – мучиться».
Коррекция поведения:
· Надо попросить о помощи одноклассников и подтянуться в учебе.
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 7. «Я сильнее всех!».
В возникшем споре подростки доказывают свою правоту в драке, используя бранные слова и оскорбления.
Рассуждения подростка:
· Мне нельзя показать, что я слабее, чем они.
· Кроме ругательств и оскорблений они не понимают другого языка.
· В любом споре последнее слово должно остаться за мной.
Коррекция осмысления:
· Если не остановить драку, можно совершить и тяжкое преступление. «Самосуд – не суд». «Самому судить – не рассудить».
· Через оскорбления не найдешь истины. «Брань правды не любит». «Умному брань – что глупому дрань».
· Сильный человек не выставляет свою силу напоказ. «Сила молчит, слабость кричит». «Сила не в силе, а в правде».
Коррекция поведения:
· Буду умнее всех и попытаюсь остановить драку.
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 8. «Пошутил?!»
Подростки решили пошутить: позвонили в кабинет директора школы и сообщили о том, что в школе заложено взрывное устройство.
Рассуждения подростка:
· Никто не догадается, что звонили именно мы.
· Можно прогулять уроки и не получить плохих отметок по контрольной.
· Пусть директор школы поволнуется, так мы ему отомстим за двойки, которые он нам поставил на прошлом уроке.
Коррекция осмысления:
· Практически всегда милиция находит «шутников». «Плохая шутка до добра не доведет». «Шути, да оглядывайся».
· Контрольную все равно придется писать, и плохая отметка будет завтра.
· Директор не виноват в том, что мы не выучили уроки.
Коррекция поведения:
· Надо отказаться от «плохой» шутки и придумать «добрую».
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 9. «Тяжело? Выпей!»
Во дворе подростки, не зная чем заняться, решили приобрести спиртное и совместно распить.
Рассуждения подростка:
· Если тяжело, если у тебя горе, тебя не понимают родители, надо выпить спиртное, и сразу станет легче
· Если скучно в компании, не о чем поговорить, во время распития спиртных напитков находятся общие темы для разговоров и становится всем весело.
· Говорят, что подростки быстро приобщаются к спиртным напиткам, но я не такой: если надо, брошу пить в любой момент.
Коррекция осмысления:
· Если выпьешь, проблема не решится сама собой. В народе говорят: «Горя вином не зальешь, а радость пропьешь».
· Не так просто отказаться от спиртного. «Первую рюмку ты берешь, а вторая тебя хватает».
· Пьяный человек часто совершает необдуманные поступки. «Пьянство до добра не доведет».
Коррекция поведения:
· Пока не поздно, необходимо отказаться от спиртного и возникающие трудности решать другими способами.
· Варианты предлагаются подростками.
Ошибка 10. «Легкий хлеб»
Подростки, собравшись вместе, решили найти способы, как заработать деньги. Были предложены несколько вариантов: «взять то, что плохо лежит», «попросить у взрослых на улице» и т.п.
Рассуждения подростка:
· Если вещь не лежит за большим замком, значит, она не представляет большой ценности для хозяина и ее можно взять.
· Для получения денег не обязательно заниматься тяжелым трудом, можно найти «легкие» способы.
· Взрослые доверчивы, можно сыграть на их жалости к «бедным» детям. Нет необходимости воровать, стоит попросить – и деньги тебе отдадут сами.
Коррекция осмысления:
· Украсть – легкий способ. «Легко воровать, да тяжело отвечать». «Лучше горевать, чем воровать».
· За занятием попрошайничеством вас могут застать знакомые вам люди, и будет очень неприятно и стыдно.
· Лучше честно заработать деньги, тогда будешь знать их цену. А то, что легко пришло, легко и ушло.
Коррекция поведения:
· Надо искать способы получения денег не легкие, а честные.
· Варианты предлагаются подростками.
Результативность проведенной работы с подростками и эффективность занятия можно оценить посредством методики незаконченных предложений:
· Практикум был полезен мне тем, что ...
· Я понял ...
· Когда я принимал участие в обсуждении ...
· Я думаю ...