Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья

Социальная помощь (по определению Л.И. Аксеновой[35]) - это система гуманитарных услуг (правоохранных здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию.

Социальная помощь оказывается учреждениями социального обслуживания.

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-педагогическая деятельность (по определению В.А. Никитина[36]) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.

В социально-педагогическую деятельность входят процессы:

образования, обучения и воспитания;

интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);

экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социокультурных программ и общественного наследия (Схема …).

Схема …

Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья - student2.ru

Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором. Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация.

Социальная реабилитация - процесс восстановления основных социальных функций личности. Социальная интеграция (по определению Л.И. Аксеновой[37]) полное, равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.

Социальная интеграция – показатель эффективности организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности. Основное положение современной системы социально-педагогической помощи - приоритет личности и семьи.

Структура социально-педагогической помощи в России:

- государственный сектор – учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.;

- муниципальный сектор – учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Социальный педагог оказывает помощь детям с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также детям, имеющим физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. В.А. Никитин[38] считает социального педагога ведущей (но не единственной) силой социально-педагогической деятельности Никитин В.А, 2000). Цель деятельности социального педагога – создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Основные направления деятельности социального педагога:

- защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.;

- участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.

Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) одна из новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе.

Основные задачи ПМПК:

- выявление и комплексное обследование детей с отклонениями;

- в развитии, а также детей группы риска;

- разработка индивидуальных реабилитационных программ;

- разработка и реализация комплекса мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений) в развитии;

- сотрудничество с другими заинтересованными органами и учреждениями.

В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существую специальные учреждения для детей взрослых с инвалидностью, в которых дети и подростки программы развития познавательных возможностей, навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирования элементов нравственного и основ эстетического воспитания: дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью; детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями; специальные профессионально-технические училища; дома-интернаты для престарелых и инвалидов; психоневрологические интернаты. Л.И. Аксенова[39] выделяет следующие инновационные направления стратегии социально-педагогической помощи: становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи; совершенствование процесса социального воспитания (в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста); создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи; организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушения развития и снижения степени инвалидности; появление опытных моделей интегрированного обучения; переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъектных отношений всех его участников: ребенок – специалисты – семья (Аксенова Л.И., 2001)..

Организация социально-педагогической помощи за рубежом:

- интеграция и нормализация – основные принципы построении системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

- наличие частных школ и социальных служб, использующих авторские программы и методы специального обучения;

- особые условия поддержки семьи, нуждающейся в социально-педагогической помощи.

В Швеции такая семья имеет право на помощь персонального ассистента, дополнительную материальную и медицинскую помощь. Детские поликлиники осуществляют комплексное обследование детей и контроль за их развитием, диагностику окружающей среды. Существует индивидуальная программа развития каждого ребенка. Обеспечена семейная терапия.

Стратегия государственной социальной политики в России:

- адресное оказание социальных услуг;

- совершенствование социальной защиты и социального обслуживания;

- дальнейшая реализация Федеральных программ «Социальна защиты инвалидов» и «Дети-инвалиды».

Программа «Социальная защита инвалидов»:

- формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов;

- создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе.

Программа «Дети-инвалиды»:

- создание эффективной системы профилактики детской инвалидности;

- создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

- оказание консультативной и иной помощи семьям, имеющим ребенка с отклонениями в развитии;

- создание для детей-инвалидов равных возможностей (получение медицинской помощи, образования, доступ ко всем ее рам жизнеобеспечения);

- интенсификация научных исследований по соответствующей проблематике.

[1] Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982 - 1984.

[2] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. - 144 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/lis/lis.htm]

[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982 - 1984.

[4] Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для фор­мирования детской личности. Принципы развития психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Просвещение, 1978.

[5] Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

[6] Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - 555 с.

[7] Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982 - 1984.

[8] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство МГУ, 1981. 584 с. 4-е изд.

[9] Лисина М.И. Некоторые особенности развития фонематического слуха в раннем возрасте // Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослым. – М.: Педагогика, 1985.

[10] Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - 555 с.

[11] Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослым. – М.: Педагогика, 1985.

[12] Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - 555 с.

[13] Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с. (Развитие и воспитание).

[14] Казьмин А.М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – М.: Когито-Центр.

[15] Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1983.

[16] Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

[17] Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1976.

[18] Печора К.Л. Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и задания. – М., 1995.

[19] Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М.: Медицина, 1972.

[20] Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина,1981. - 272с., ил.

[21] Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

[22] Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. – М., 2003 – 159 с.

[23] Баенская Е.Р. В пространстве материнских рук / Е.Р. Баенская, Ю.А. Разенкова, И.А. Выродова. // Книга для родителей. М., 2004.

[24] Шматко Н.Д. Если малыш не слышит…: пособие для учителя / Н.Д. Шматко Т.В. Пелымская; Предисл. и послел. Э.А. Корсунской. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 204 с. – Библиогр.: с. 201-203.

[25] Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета. 1999. - 288 с.

[26] Мишина Г.А. Культурно-исторический подход к исследованию речи: Монография / Г.А. Мишина. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011.

[27] Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М.: УМК «Психология», 2006. - 320 стр.

[28] Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

[29] Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. - М.: Мозаика-синтез, 2012.

[30] Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. – М., 2003 – 159 с.

[31] Разенкова Ю.А. Развитие речи детей раннего возраста. / Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк И.А. Выродова. // Иллюстративный материал. - М., 2005.

[32] Дунайкин М.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин. // Дефектология. 2000, №3.

[33] Лисичкина Ю.А. Ранняя диагностика и коррекция недостатков довербального развития детей с перинатальным поражением ЦНС. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2004.

[34] Кавокин С.Н. Инвалиды и общество (организационно-правовой аспект). – М., 2002. – 222 с.

[35] Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.

[36] Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. / Под ред. В.А. Никитина - М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 - 272с.

[37] Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.

[38] Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. / Под ред. В.А. Никитина - М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 - 272с.

[39] Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.

Наши рекомендации