Классика детской литературы

Василий Андреевич Жуковский

В.А.Жуковский (1783—1852) Еще в молодости увлекшись литературой сентиментализма и предромантизма, Жуковский оставался верен ей до конца. Жизнь идеальной души, тайны природы, опоэтизированная история — основные темы его творчества.

Баллады, сказки, переводы. У Жуковского мало ори­гинальных произведений; большая часть — это переводы и пере­ложения произведений, чем-то затронувших его воображение. Пе­реводя, Жуковский не слишком заботился о точности деталей, главным для него было выразить художественное совершенство оригинала, поэтому его переводы стали значительными события­ми в русской литературе. Особенно известны в детском чтении баллады Жуковского, восходящие к поэзии немецкого романтиз­ма: «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Кубок», «Ры­бак», «Лесной царь».

Фольклорной основой баллады является северное поверье об эльфах, похищающих детей для увеличения своего народа. Гёте написал балладу под впечатлением ночной скачки с семилетним мальчиком, сыном дружившей с ним женщины. Жуковский — под впечатлением смерти сына-малютки в семье друзей. Гёте вы­разил собственный страх за ребенка. Жуковский хотел, чтобы его «Лесной царь» послужил утешением родителям.

Обе баллады вошли в круг детского чтения, их много раз срав­нивали.

Кроме прекрасного и страшного Жуковский пенил и смешное — добрый юмор, мягкую иронию, и совершенно не замечал того, что есть в жизни скучно-обыденного, неэстетичного. Но выше всякого пафоса было для него «чувство доброе».

В круг чтения младших детей вошли «Три пояса» — единственная сказка в прозе (1808), «Кот в сапогах» (1845, стихотворный пере­вод сказки Ш.Перро), «Спящая царевна», созданная по мотивам сказки братьев Гримм «Царевна-шиповник» и Перро «Спящая в лесу красавица», «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке» (1845).

«Спящая царевна» Жуковского написана тем же четырехстоп­ным хореем, что и пушкинская «Сказка о царе Салтане...»1, а сюжет дает основания для сопоставления с другой пушкинской поэмой — «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». В отли­чие от Пушкина, стремившегося выразить народный идеал, Жу­ковский подчинил свою сказку духу высшего света.

Педагогическая деятельность и произведения для детей.

1. Признавал тесную связь теории с практикой

2. Воспитание должно формировать человека и гражданина

3. Забота о физическом развитии

4. Нравственное и эстетическое воспитание

В журнале «Детский собеседник» (1826) были опубликованы шесть небольших сказок братьев Гримм в его переводе: «Колючая роза», «Братец и сестрица», «Милый Роланд и девица Ясный свет», «Кра­сная Шапочка» и др. Среди нереализованных планов — педагогиче­ский журнал и «Повесть для юношества» — «самая образователь­ная детская книга», куда, по замыслу, должны были войти сказки, стихотворные повести, народные и библейские сказания, отрыв­ки из Гомера, «Песни о нибелунгах», «Орлеанской девы» и пр.

Из уроков с собственными детьми составился сборник «Стихо­творения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильев­не Жуковским», который вышел в год смерти автора. С помощью этих стихотворений дети усваивали русский язык, которого они не знали, живя с родителями в Германии.

В форме миниатюры написаны стихотворения «Птичка», «Ко­тик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик-с-пальчик». В них опреде­лились контуры лирической поэзии для малышей.

В детских стихах Жуковского обозначились два основных пути развития поэзии для детей: первый — путь «легкой» поэзии то­чных слов и прямого смысла; второй — путь поэзии подтекста и субъективных впечатлений.

Александр Сергеевич Пушкин

XIX век русской литературы принес с собой удивительное явление: в системе письменных литературных жанров прочное место заняла сказка, вплоть до последних десятилетий XVIII века туда не допускавшаяся. В отличие от фольклорной, литературная сказка — творение авторское. Но, глубоко оригинальная, она учитывает законы устной художественной словесности. Фантастика в ней — сюжетообразующий фактор, важный критерий характеристики персонажей. Из всей литературы сказки первыми проникают к людям разных сословий, и проникают рано, когда душа открыта всему высокому. В России исстари любили сказки. Но Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) ''усилил народную песню и сказку блеском своего таланта'' Если Погорельский, Ершов, Аксаков — авторы преимущественно одной сказки, то Пушкин создал целый сказочный мир. Русская сказка — явление многовариантное, и в литературном наследии Пушкина есть примеры всех жанровых разновидностей сказки. Тем не менее, главное место в нем заняли сказки волшебные. А.С. Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений и без их воспитательного воздействия.

Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. Живя в Михайловском, он собирал и изучал фольклор. К народным сюжетам он обратился в 30-е годы, когда разгорелись споры о русском национальном характере, об отношении к народному творчеству, о народности литературы. Первой пробой пера была работа над древнерусской сказкой о Бове. Так же в детское чтение 17-18 в входила сказка о Еруслане Лазаревиче. Из данных повестей автор взял эпизоды, которые вошли в «Руслана и Людмилу».

Сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства. Как и в народных сказках, герои делятся на положительных и отрицательных. Каждый из них наделяется одной ведущей чертой характера. Положительные герои полны внутреннего благородства, смелости и отваги. Темное и светлое, доброе и злое резко разграничиваются.

Поэт всюду соблюдает чувство меры, создает гармоничный сплав из слов, дел и душевных движений героев, их монологов, реплик и жестов. В изобразительных средствах он предельно экономен. В сказках почти нет метафор. Эпитеты самые простые ( небо и море синие, зимою вьется вьюга). Все слова и обороты – из фольклора, чисто народные. Поэт уловил дух народной сказки и довел ее до невиданного совершенства. Поэтому сказки его близки детям, воздействуют на них, вызывают восхищение, побуждают мечтать и фантазировать, не отрываясь от реальности.

Лирика А. С. Пушкина

Почти вся лирика поэта – мудрая беседа с юношеством. В творчестве писателя также немало произведений, которые доступны читателям младшего возраста и дошкольникам. Лирика Пушкина многослойна. Вереницей проходят победы Олега («Олегов щит»), Бородинская битва («Бородинская годовщина») «Стансы» «Дон». Стихи о России , ее славе проникнуты бодрыми чувствами, ощущением силы, вселяют гордость за прошлое своей страны.

Этим же целям служит и пейзажная лирика. Русская природа показана в ней в разнообразных проявлениях, во всей своей сияющей красоте. Природа динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи. Не менее разнообразна и морская природная стихия. «Птичка», «Узник». Пейзажная лирика воспитывает любовь к природе, желание беречь ее, развивает в читателе эстетические чувства.

Так же важнейшее место в лирике отведено теме Дружба. Пушкин впервые так широко и правдиво показал земную дружбу и земную любовь со взлетами и перепадами, с богатыми оттенками. В его стихах чувства эти находятся на разных ступенях зрелости, свойственны людям всех возрастов. В стихах впервые так ярко и глубоко воспета мужская дружба, зарождающаяся с детских лет и верно хранимая многие годы. Особое место занимают дружеские послания собратьям по перу : Жуковскому, Батюшкову, Дельвигу, Вяземскому. В посланиям к ним поднимаются творческие вопросы.

Умение любить для Пушкина- высший дар, мера душевного богатства и нравственной чистоты. Этому могут учиться у него юные читатели. Наконец, разнообразные сюжетные стихи «Песнь о вещем Олеге», «Казак», «Гусар» и др. дают право считать, что лирические стихи поэта можно рекомендовать детям всех возрастов.

Из поэм, драматических , прозаических произведений детям доступны «Дубровский», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» и др.

СКАЗКА П.П. ЕРШОВА «КОНЕК-ГОРБУНОК»

Поэтом-сказочником, наиболее последовательно и творчески усвоившим опыт в сказочном жанре, накопленный Жуковским и Пушкиным, стал Петр Павлович Ершов (1815-1869). Он вошел в историю русской литературы как автор одного произведения — сказочно-стихотворной повести ''Конек-Горбунок''.

Эта сказка родилась в 1834 г. В пору, когда свое слово о народности сказали все видные литераторы и критики. Но тем не менее сказку то хвалили, то ругали, то запрещали за сатирическое изображение русского царства. Но несмотря ни на что сказка нашла дорогу к народу и попала в собрание народных сказок.

Стихи легко читаются и запоминаются благодаря основному стихотворному размеру- четырехстопному хорею, простым и звучным рифмам, обилию пословиц, поговорок, загадок. Любое описанное само западает в память. Стремительно движется действие, замедляясь только на троекратных повторах. Вся Русь проносится под копытами конька: столицы и деревни, заповедные леса, речные берега. Постоянно звучит голос народа: действие нередко выносится на площадь, в шумную толпу. Здесь все подчинено стихии народной жизни.

Еще одна черта Конька-Горбунка- сочетание трех основных типов народной сказки: волшебной, бытовой и сказки о животных. К элементам волшебной сказки относится все чудесное и прекрасное. Бытовая, сатирическая сказка проявляется в образах Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника, отчасти Царь-девицы. Сказка о животных представлена лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» - в описании подводных владений.

Условное эпическое пространство – от 15 до 19 века. Обобщен поэтом и русский национальный характер, его сильные и слабые стороны. Все герои, за исключением Царь-девицы говорят на бойком языке, думают и переживают совершенно по-русски. Национальный характер выражен в представлениях народа о себе самом: лукавый ум и наивность, лень и трудолюбие, здравый смысл и глупость. Главное отличие Ивана от других – открытое исповедание «неправильных» принципов, которым скрытно следуют на Руси все. Иван же ничего не скрывает. Иван и его игрушечка-конек имеют много общего: младшие дети, антиподы « образцовых старших», они тем не менее оказываются лучше и достойнее. Удача сама идет к ним. Конек не слуга, а верный товарищ. В обоих есть что-то наивное, непосредственное. Главная героиня не похожа на русских царевен, ее образ из «далеких немских стран». Каждая из трех частей сказки предваряется эпиграфом.

Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842)

А. В.Кольцов (1809— 1842) — один из первых поэтов, пришед­ших в «профессиональную» литературу из народной среды. Он явился в то время существования русской литературы, ког­да она, по словам Белинского, «кипела» новыми талантами. Од­нако критик решительно отрицал связь поэзии Кольцова с про­изведениями поэтов-самоучек, у которых народность носила чи­сто декоративные черты, хотя творческий путь поэта и давал ос­нования для таких заключений. Действительно, сын воронежско­го мещанина, торговавшего скотом, не имел законченного обра­зования — был взят отцом в десятилетнем возрасте из уездного училища, чтобы помогать в его делах.

Долгие годы затем пришлось потратить Кольцову, уже вполне осознавшему свое поэтическое призвание, на это столь далекое от литературы занятие. Однако он упорно занимался самообразо­ванием, много читал. И уже первые его поэтические опыты были одобрены таким литературным авторитетом, как Н.В.Станкевич.

Широкой публике Кольцов стал известен в 1835 году, когда в Москве вышла книжка его стихотворений. Она имела успех, и с 1836 года поэт уже постоянно печатался в журналах и альманахах. Продолжая народную традицию, он опоэтизировал земледельче­ский труд, его «Песня пахаря» включалась во все детские сборники.

Глубокое проникновение в дух народа, в психологию крестья­нина позволило Кольцову, по словам Белинского, раскрыть в своей поэзии «все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как воз­можность, живет в натуре русского селянина». Лирический герой этих стихотворений предстает перед читателем как полноценная индивидуальность и в этическом, и в эстетическом плане. Поэт еще до Некрасова сумел выразить народную точку зрения на труд земледельца — не только как на средство жизни, но и как на неисчерпаемый источник духовности, радости:

Поэзия труда наполняет стихотворения-песни «Урожай», «Ко­сарь» и др. Даже те из них, где рисуется «тяжкая доля» крестьян­ская.

Однако, как бы ни были исполнены грусти кольцовские строки в подобных стихах, драматизм их неизменно смягчается особой художественной формой с присущей ей распевностью, своеобра­зием мелодраматического рисунка, интонационной смелостью.

Единение с природой, от даров которой зависит вся жизнь крестьянина, выработало в народном сознании отношение к ней как к сподвижнику в труде. Работа людей приноравливается к жизни природы, включается в нее и становится ее частью.

Вслед за «Песней пахаря» все чаще включались в детские по­этические сборники и другие стихотворения Кольцова: «Косарь», «Урожай», «Крестьянская пирушка», «Что ты спишь, мужичок», «Лес». Родная природа, одухотворенная содружеством с челове­ком, живо, ярко представала в его стихах. Трудно и сегодня пере­оценить их значение в духовном становлении ребенка.

Свою глубокую скорбь, вызванную смертью Пушкина, перед которым он буквально преклонялся, Кольцов выразил через пол­ное трагизма описание леса («Лес»), одичавшего, лишь в непого­ду жалующегося «на безвременье». И все-таки поэтические карти­ны полны музыки и красок, делают родную природу ближе, по­нятнее чуткой душе маленького читателя.

Нужно сказать, что именно в пейзажной лирике с наибольшей силой проявилось художественное своеобразие творчества поэта. Вот в стихотворении «Урожай» темная туча надвигается, закры­вая небо, наконец, «и ударила, и пролилася слезою крупною». Строфа целиком состоит из глаголов, а ритм и подбор звуков иллюстрируют движение грозной тучи, раскатов грома и пролив­шегося ливня.

Поэзия Кольцова обогатила русскую лирику, для которой XIX век стал временем расцвета, мотивами истинно народного звучания.

Наши рекомендации