Вопрос Педагогические способности и их характеристика
В наиболее обобщенном виде пед способности были сформулированы Крутецким Вадимом Андреевичем, который дал им соответствующие определения: 1. Дидактические способности это способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний. 2. Академические способности — это способности к соответствующей области наук (к математике, физике и т.д.); знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже; потребность и способность к проведению собственной исследовательской работы. 3. Перцептивные способности - это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии ученика. 4. Речевые способности- способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. 5. Организаторские способности - это способности, с одной стороны, организовывать ученический коллектив, а с другой - правильно организовать свою собственную работу. 6. Авторитарные способности - это способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Эти способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя: решительности, выдержки, настойчивости, требовательности; чувства собственной ответственности за обучение и воспитание7. Коммуникативные способности - это способности к общению, умение найти подход к учащимся .8. Педагогическое воображение (прогностические способности) - это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника в целостном процессе взаимодействия. 9. Способность к распределению внимания - это способность распределять свое профессиональное внимание в трех основных направлениях деятельности: а) между содержанием и формой изложения материала и развертыванием своей мысли (или мысли ученика); б) держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки их утомления, недопонимания, дисциплинарные нарушения; в) следить за собственным поведением .
Вопрос .
Уровни пед культуры. Уровни: аксиологический : образован совокупности пед ценностей, создано человечеством, вкл в пед процесс на современном этапе развития образования. Пед. Ценности -знание , идеи концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной пед системы. Технологический – вкл в себя способы и приёмы пед деят. Учителя. Пед деятельность по своей природе технологична. В этой связи требуется анализ пед деят-сти, позволяющие рассматривать его как решение многообразия пед задач. Приёмы и способы к-ые составляют технологию проф пед культуры учителя. Пед технология помогает понять суть пед культуры. Она раскрывает изменяющие способы, объясняет направленность в зависимости от складывающихся отношений в обществе. Личностно-творческий- раскрывает механизм овладения еёи воплощение её как творческого акта. Ценности пед к. педагога способен преобразовать, интерпретировать , что определяется как его личностными способностями
Вопрос
Понятие пед мастерства. Основные компоненты Пед. Мастерства.
Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.