Развитие физической культуры и спорта в России с XVIII до ХХ вв.

С начала XVIII в. реформы Петра I обусловили более динамичное развитие элементов физической культуры и спорта в России. В 1701 г. в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук, в которой физическая подготовка впервые вводилась в качестве обязательного учебного предмета(в 1719 г. переведена в Петербург и преобразована в Морскую академию). В последующие годы физическое воспитание предусматривалось и в других учебных заведениях: в общеобразовательной гимназии Глюка (1703), Морской академии (1719), кадетских корпусах (1732). К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры [8].

12 апреля 1718 года была основана «Невская флотилия» – первый российский клуб парусного и гребного спорта. В бесплатное пользование было роздано 141 судно. Члены клуба с гребцами-матросами в конкретные дни и часы собирались на Неве и обучались управлять парусом, совершенствовались в гребле [1]. Во второй половине XVIII в. открылись гимназии и пансионаты для учения детей дворян и разночинцев. В гимназиях наряду с другимипредметами обучали фехтованию, танцам, светским манерам. Большое значение для развития теории и практики физического воспитания в России имели передовые взгляды на эту проблему прогрессивных слоев зарождавшейся в XVIII в. буржуазии. Новые идеи исходили от ученых, мыслителей, революционеров, полководцев.

Если обобщить их отношение к вопросам физической культуры, то можно констатировать следующее:

1. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности.

2. С помощью правильной системы воспитания можно подготовить человека к эффективному выполнению своих государственных обязанностей(И.И. Бецкой).

3. Ставился вопрос о физическом воспитании девочек (А.Ф. Бестужев,.И. Бецкой, А.Н. Радищев).

4. Большое значение в физическом воспитании придавалось процессу закаливания (С.Г. Зыбелин, Н.И. Новиков, А.В. Суворов).

5. Русский просветитель Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» отрицал «теорию уединения» Руссо и высказался за общественные формы воспитания детей.

6. Прогрессивными идеями воспитания, и физического в частности, были призывы к его организации среди крестьянства (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев,. Т. Посошков, А.Я. Поленов). 7. Ряд крупных военачальников придерживался прогрессивных взглядов в вопросах военно-физического воспитания в армии и на флоте (П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов)» [1, с. 91 – 92].

В начале XIX в. (1802) было учреждено Министерство народного просвещения (МНП).В 1804 г. был принят Устав учебных заведений, по которому оформлялась система образования, включавшая в себя приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В гимназиях и университетах физическое воспитании числилось как необязательный предмет. Его рекомендовалось проводить там, где есть возможность заниматься телесными упражнениями.

12 августа 1810 года вышло постановление о Лицее (Царскосельском), в котором присутствовал раздел «Изящные искусства и гимнастические упражнения», включавший в себя чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховую езду, плавание [3, 4]. В Царскосельском лицее был специальный зал, где под руководством учителей лицеисты занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми [8].

Во второй половине XIX – начале XX вв. в значительной степени обновились теоретические основы физического воспитания благодаря научной и практической деятельности Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова [1, 5, 8].

Вторая половина XIX в. связана с деятельностью основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского. Он отмечал, что в процессе умственного воспитания необходимо чередование умственного труда с физическими упражнениями. Физическое и эстетическое воспитание К.Д. Ушинский считал единым и взаимосвязанным процессом.

В 1889 г. была опубликована «Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения». Содержание инструкции состояло из пяти отделов:

1. Строевые упражнения проводятся по уставу о строевой пехотной службе.

2. Вольные упражнения, включая и подготовительные к прыжкам, ходьбе, бегу, фехтованию и плаванию.

3. Упражнения с подвижными снарядами: палки, мячи, деревянные шары.

4. Упражнения на неподвижных снарядах: козлы, параллельные брусья и др.

5. Игры [3, 4].

Наши рекомендации