III Методика проведения урока
I. Текущее и перспективное планирование.
Индивидуальный план ученика — это «диагноз» и «прогноз».Чтобы построить эффективно учебный план ученика (репертуар), педагогу надо хорошо знать:
- знать уровень способностей ученика,
- уже полученных учеником навыков,
- школьный репертуар с позиции педагогической целесообразности и качества, по художественным задачам и технической проблематики,
- индивидуальные особенности ученика, его комплекс:
а) качество и уровень музыкальных способностей
б) степень обученности и интеллектуально-музыкального развития;
в), волевые и рабочие качества;
г) особенности психики — подвижность, возбуждение, торможение, координация;
физиологические и нервно-психические реакции личности, особенности характера, возраста;
д) интересы, склонности,
е) позитивные качества и задатки, требующие развития и негативные свойства, требующие исправления – коррекции и т.д.
II. Методика формирования репертуара строится с учетом:
а) ответственных концертов, экзаменов, конкурсов;
б) классных вечеров для родителей;
в) постепенного развития ученика;
г) интенсивного развития ученика (с 1-2 произведениями более сложными);
д) с учётом перспктивных целей:
«целевые программы» (подготовка к исполнению, например «Экспромта» Сонаты Бетховена); приём «репертуарных цепочек» для закрепления и развития определенного навыка на аналогичном по фактуре репертуаре (например, Черни-Гермер, этюд № 1, I ч.; № 1, II ч.; № 5, 299; № 1, 740 и т.д., т.е. развитие);
е) стилистическое и жанровое разнообразие репертуара;
ж) «эскизное разучивание» нескольких пьес для расширения кругозора;
з) самостоятельное разучивание произведений учеником – как проверка полученных знаний и навыков.
III Методика проведения урока.
1. Индивидуальный подход к выбору методики и форм урока для каждого ученика.
2. Подготовка к уроку преподавателя:
а) проигрывание, анализ редакций, расстановка аппликатуры, педали, необходимых лиг, цезур, дополнительных динамических оттенков, перераспределение рук (для маленьких рук), обнаружение опечаток, дополнение ремарок, перевод всех терминов;
б) определение этапа работы над произведениями, в связи с этим, задач урока и его структуры (формы), определение времени на каждый вид работы, определение главной «центральной» темы урока;
в) готовность к «импровизации» (метод «обратной связи» с учеником);
г) выбор ярких ассоциаций, «ключевых» понятий — «слово-экстракт» (словесные пояснения);
д) выбор формы урока (характера общения, формы воздействия на ученика, темпа урока).
IV. Формы уроков:
а) «комплексные» — включают в себя несколько видов музицирования, где исполняются разные произведения с постановкой разных задач, на различных этапах освоения произведения (разбор, чтение, проигрывание целиком, ансамбль и т.д.), уместны особенно с детьми младшего возраста;
б) «тематический» урок — это урок, где педагог выявляет на разнообразном материале одну проблему и на нее направляет внимание и работу ученика;
в) «уроки — восхищения»;
г) «урок — «самоанализ» («Если бы я был педагогом»);
д) «урок — «демонстрация» способа «Как я буду работать дома»;
е) «урок — дискуссия»;
ж) «зашифрованное письмо» (Гайдна, Моцарта) и т.д.
Возможна разная интенсивность урока со старшими и младшими учащимися, холериками и флегматиками. Необходимо чередование моментов напряжения с моментами разгрузки внимания.
Важно, чтобы нотный текст был осознан как источник фиксированных слуховых и моторно-двигательных представлений.
Необходимо выбирать запоминающиеся, творческие формы общения; яркость, свежесть изложения, точность заданий.
Примерная схема-модель урока:
— проверка домашней работы (целиком, выборочно);
— объяснение новой проблемы, вытекающей из ранее выученного материала;
— объяснение правил для усвоения навыка;
— показ-демонстрация и работа под контролем преподавателя;
— домашнее задание.
V. Виды педагогического воздействия:
а) показ — целиком, или — фрагмента, 1-голоса, приема;
б) показ—положительный и «отрицательный»;
в) словесные пояснения (ассоциации, сопоставления, слова-экстракты);
г) прием наводящих вопросов («Что получилось?») «Что бы ты хотел исправить?»;
д) эмоциональное воздействие (пение, дирижирование, мимика, голос—интонация); артистический, сценический показ;
е) тактильное воздействие на руку, на движение ученика.
— Гибкое сочетание различных методов - наиболее эффективно и плодотворно.
— Роль оценки, поощрения («порицания») ученика. Наличие дневника и нотной тетради для записи оценок и заданий –обязательно.
— Конечная цель урока: ученик обогатил свои знания и умения, получил ясное представление того, «что» и «как» он будет делать дома, получил «эмоциональный заряд» к работе.
Студентам дается план анализа урока для последующих посещений и подготовки собственного урока.
1. Содержание урока (материал, репертуар).
2. Задачи урока. Соответствие их возрасту и этапу освоения произведения.
3. Реакция ученика на задания педагога. Уровни его восприятия.
4. Уровень технического и музыкального развития ученика.
5. Характер речи педагога. Сочетание рационального и эмоционального воздействия.
6. Аргументированность предлагаемых способов решения. Качество показа на инструменте.
7. Эффективность работы на уроке (результативность).
8. Характеристика технологической работы: упражнения, проблемы ритма, артикуляции, динамики и т.д.
9. Артистический, эмоциональный тонус общения, темп урока, эстетическая ценность урока для ученика и др. вопросы.
Студенты представляют конспект-анализ 1-2 уроков, посещённых самостоятельно в ДМШ, в секторе пед.практики.
Литература:
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.
Савшинский С. Детская педагогика (в сб. «Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. М., 1976).
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1979.
Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963.