Семья и брак. Личная жизнь 1 страница
Более 90% глухих детей появляется в семье
слышащихродителей. Последние сталкиваются с
острой проблемой общения с собственными деть-
ми. Ребенок с нарушенной слуховой функцией не
может полноценно воспринимать речь родителей
и овладевать родным языком на основе подража-
ния им. Проблема межличностного общения де-
терминирует многие аспекты семейных отноше-
мий. Взаимное непонимание, естественно, не со-
действует укреплению семейных связей. Кроме
того, родители, особенно отцы, нередко ощуща-
ют вину за рождение "неполноценного ребенка",
воспринимают его как "наказание за грехи". Увы,
не все родители выдерживают испытание глухим
ребенком. Конфликты в такой семье случаются
чаще, чем в семье со слышащими детьми. Выше и
вероятность развода. Знание родителями жесто-
вого языка, даже несовершенное, сняло бы мно-
гие проблемы общения с неслышащими детьми,
для которых визуально воспринимаемые жесты
являются наиболее комфортным способом обще-
ния. Иногда родители слишком опекают детей,
как бы компенсируя чувство вины. Часто это вы-
ражается в чрезмерном контроле: родители пы-
таются поминутно наставлять своих детей, хотят
видеть их максимально похожими на слышащих
(следят за тем, чтобы у глухих детей были только
слышащие друзья, чтобы они не использовали
жесты: "Не общайся руками на публике, а то лю-
ди подумают, что мы ненормальные"). Родители
нередко забывают, что ребенок не слышит, и раз-
дражаются из-за невозможности свободно об-
щаться с ним. Они могут злиться на себя за срыв,
нетерпение, но ребенок видит только неприятие
его самого и чувствует, что именно он - источник
недовольства. Неудивительно, что глухие дети
часто зажаты, и им приходится пройти долгий
путь, прежде они обретут самих себя. В какой-то
прекрасный момент они осознают, что они - глу-
хие и никогда не станут такими, как слышащие,
это и есть момент истины.
Слышащие дети впитывают правила поведе-
ния, наблюдая за родителями и ловя их разгово-
ры. Глухие же не могут слышать этих разгово-
ров. Связи "поступок - реакция" могут остаться
тайной для глухого ребенка. Ролевые модели
глухой должен искать вне семьи и в сообществе
глухих.
Замечено, что глухие дети из семей глухих ча-
сто опережают в своем развитии своих сверстни-
ков из семей слышащих родителей, они более
адаптированы к миру, лучше успевают в учебе.
Психологический климат в таких семьях в общем
не отличается от климата в обычных семьях. Ме-
жду родителями и детьми не существует барьера
непонимания: и те, и другие пользуются жестовым
языком, опираясь на который дети выстраивают
картину мира, получают из первых - в прямом
смысле слова! - рук информацию. Что касается
статистики разводов в семьях с глухими и слабо-
слышащими детьми, то серьезные социологиче-
ские исследования тут не проводились, но можно
предполагать, что процент неполных семей с глу-
хим ребенком не превышает средний показатель
по стране.
Во времена СССР инвалидность считалась дис-
функциональной для общества, и забота об инва-
лидах передавалась другому институту, чтобы се-
мья могла сконцентрироваться на воспитании
"нормальных" членов общества и на общественно
полезном труде. Дети с нарушениями слуха росли
в школах-интернатах, лишенные необходимой до-
ли родительской ласки. Это иногда приводило к
тому, что даже самые близкие родные - родители,
братья и сестры плохо понимали проблемы, по-
требности глухого члена семьи, который был чем-
то вроде "гадкого утенка".
В подтверждение приведем небольшую притчу
m еврейского фольклора:
"Был в Хелеме свой переписчик Торы. Был
он таким же умным и таким же сообразитель-
ным, как и раввин, и служка, и вссокители Хе-
лема.
Однажды увидели хелемцы, что их перепис-
чик сидит и пишет письмо аршинными буквами.
Спросили они его:
- Отчего ты пишешь письмо такими больши-
ми буквами?
Отвечает им переписчик:
- Я пишу письмо брату, а он у меня, не про вас
будь сказано, совсем глухой".
В последнее время признается особо важным
и необходимым участие родителей в воспита-
тельном процессе. Родители не должны допус-
кать появления у неслышащего ребенка стигма-
тизированного образа "Я", когда он воспринима-
ет себя как "больного", т.е. человека с ограни-
ченными возможностями. Важно не лимитиро-
вать социальные притязания такого ребенка -
ребенок должен уважать себя, быть уверенным
н своих силах. Родителям нельзя уповать исклю-
чительно на дидактическую и социокультурную
роль специальных школ, они не должны отстра-
няться от воспитательного процесса. Учите-
ля, воспитатели и родители - партнеры в рам-
I.IX целостного процесса социализации глухого
ребенка.
Приведем пример, свидетельствующий о хоро-
ших результатах при грамотном обучении глухого
ребенка.
В 1843 г. у А.И. Герценаи его жены Натальи
Александровны родился второй сын Коля, ко-
торый уже на первом году жизни заболел и поте-
рял слух. Первым это заметил историк Т.Н. Гра-
новский, обнаруживший, что ребенок не реаги-
рует на тиканье часов, поднесенных к уху.
Гувернантка М.К. Рейхель позже вспоминала:
"Да кто и не любил этого прелестного голубо-
глазого ребенка! Он скоро замечал особенности
каждого и давал знаками свои названия... Он сам
помогал нам находить знаки, чтобы сообщаться
с ним...".
А.И Герцен полагал: "Разговор пальцами и
знаками - не есть разговор; говорить надобно
ртом и губами". В Парижский институт глухоне-
мых отдать сына он не захотел. Осенью 1849 г.
няня Луиза Ивановна - мать А.И. Герцена и
М.К. Рейхель увезли пятилетнего Колю в Цю-
рих, где находилось училище глухонемых.
М.К. Рейхель писала: "Первое время ученье шло
медленно... когда он несколько освоился с выго-
вором, он начал быстро продвигаться вперед".
А.И. Герцен с женой присутствовал на экзамене
в Цюрихском училище: "Коля был восхитите-
лен, он тронул меня до слез. Он будет говорить,
будет говорить... Представьте себе, он уже знает
названия всех окружающих предметов...". Поз-
же в "Былом и думах" Герцен писал, что у Коли
был приглушенный голос и что он мало обозна-
чал ударения, но "уже говорил очень порядочно
по-немецки и понимал все, что ему говорили с
расстановкой".
Немного позже, когда цюрихские власти, на-
пуганные славой Герцена как революционера,
попытались "выжить" мальчика из города,
А.И. Герцен предложил одному из учителей -
Шпильману "оставить школу и перейти в дом
моей матери, с тем, чтобы ехать с ней в Италию.
Он, разумеется, согласился. Институт взбесился,
но делать было нечего".
В марте 1851 г. Наталья Александровна сооб-
щала в Москву: "Коля, как маленький царек, жи-
вет у Луизы Ивановны..., у него гувернер отлич-
ный человек, любит его и учит с любовью к ребен-
ку и к ученью, Коля говорит по-немецки, читает,
пишет, весел, здоров, как нельзя больше, умен и
сметлив поразительно и не изменил своей страсти
к Машеньке (Райхель)".
В ноябре 1851 г., когда Коля с Луизой Иванов-
ной и Шпильманом плыли из Марселя в Ниццу,
большое судно врезалось в их пароход, который
стал погружаться в воду. Так печально заверши-
лась недолгая жизнь Коли.
В одном из московских архивов среди бумаг
Л.И. Герцена сохранилась папка с рисунками Коли
и его письмами к родителям. Письма восьмилетне-
го ребенка написаны красивым, почти установив-
шимся почерком.
Двоюродный брат поэта Александра Блока
Андрей Кублицкий-Пиоттух(р. 1886) был глу-
хонемым от рождения. Ему, десятилетнему, пи-
вяяи упрощенными фразами, чтобы он понимал
написанное: к примеру, мать писала ему так:
"Саша, Фероль, весело, много смеются, хохочут,
рады". Александр Блок часто виделся с братом в
Шахматове, переписывался с ним. В одном из пи-
сем Блок писал: "Бабушка очень скоро - 6 мая -
поедет в Шахматове И мы с мамой очень хотим
ехать туда - пора отдохнуть. ...Очень жалко, что
вас не будет в Шахматове с нами, без вас очень
грустно...". В других письмах Андрею Кублицко-
му поэт подробно описывает жизнь и хозяйст-
венные заботы в Шахматове. По-видимому, Ан-
дрей получил только домашнее образование -
достаточно хорошее, раз ему больше не писали
упрощенно.
Младший брат великого композитора П.И. Чай-
ковского Модест много лет занимался с глухим
сыном управляющего фабрикой Г.К. Конради. Сам
Петр Ильич привязался к мальчику, в 1876 г. он
писал:
"Любовь моя к Коле, основанная, во-первых,
на его чутком, кротком нраве и уме, во-вторых, на
глубоком сожалении к нему, возрастает в геомет-
рической прогрессии с каждой минутой, и теперь
это для меня одно из самых близких к сердцу су-
ществ в мире".
Композитор ежегодно выделял средства Моде-
сту Ильичу и Коле Конради, даже занимался с
мальчиком, когда брат болел.
Николай Германович Конради получил пре-
красное образование, женился и прожил до 1922 г.,
по некоторым отрывочным данным он был связан
со столичным обществом глухонемых.
В детстве глухие часто дружат с дворовыми
ребятами, захаживают в гости к соседям, где рас-
тут их сверстники. Для общения используют
полный набор средств: читают с губ, пишут вет-
кой по снегу, палочкой по земле, прибегают к
знакам - указаниям на части тела для обозначе-
ния первых букв названий (глаз - Г и т.д.) и, ко-
нечно же, используют наглядные жесты. Все это
было у нас в детстве.
Такие моменты в детстве может припомнить
практически каждый неслышащий человек. Вот
как вспоминает в романе "Последний поклон" сво-
его двоюродного глухого брата Алешку извест-
ный писатель Виктор Астафьев:
"Пытаюсь вспомнить, почему Алешка сде-
лался глухонемым.
Однажды остался дома один - бабушку унес-
ло куда-то. И вздумалось ему полезть на угловик,
где стояли тяжелые иконы и по случаю какого-
то праздника светилась лампадка. Угловик обру-
шился. Иконы повалились на Алешку. И ушибли
они его или же испугался он нарисованных богов,
но все старухи склонны были считать, что имен-
но от этого греха Алешка онемел. А отчего он
оглох, старухи не объясняли.
Эх, Алешка, Алешка! Головастый парень,
сильный, веселый, а вот безъязыкий. Сколько
всяческих напастей пережили он, бабушка и осо-
бенно тетка Августа из-за этого.
А я в детстве не понимал никакой разницы
между мной и Алешкой, дрался с ним, втравли-
вал его в игры, а он и радехонек. За сеном все со-
бирались мы с ним играть. Налимничатъ как-
то отправились. Чуть не перетонули. В прят-
ки играем, бывало, он спрячется, сидит себе
час, а то и два в затырке какой. Уж искать его
перестанут, и орать устанут, а он все сидит и
сидит. Зато плавать Алешка умел лучше всех,
в лапту играл ловчее всех, бегал прытче всех,
дрался лютее всех и если ревел, то по-бугаино-
му: бу- бу- бу- бу-у...".
Однако детство пролетает быстро, и к 14-15 (у
девочек даже раньше) годам все меняется. Редеет
круг слышащих друзей, все меньше встречаются
глухие со слышащими приятелями, играют вместе
с ними. Детство позади, впереди взрослая жизнь -
у каждого свои интересы, свой путь. И оказывает-
ся, что "дорожка" глухих - она иная. Оно понятно:
в подростковом возрасте глухой дружит только со
"своими" - с кем он учится в одной школе, с кото-
рыми можно поделиться секретами, с кем можно
планировать получение профессионального обра-
зования. Наступает пора юношеской влюбленно-
сти...
Подавляющее большинство лиц с нарушения-
ми слуха вступают в брак или с глухими, или со
слабослышащими. Партнеры выбираются неред-
ко еще в школе. Знакомства на вечерах в клубах,
Домах культуры глухих могут перерасти в брак. В
семьях глухих общаются, как правило, на русском
жестовом языке, а слабослышащие чаще исполь-
зуют калькирующую жестовую речь. Немало и се-
мей, в которой один супруг совсем не слышит, а
другой - слабослышащий - может разговаривать
по телефону. Последний "служит ушами" для глу-
хого супруга.
Втаких семьях 90% детей рождаются слыша-
щими. Если в их воспитании участвуют слышащие
родственники, бабушки, допустим, то речевое раз-
витие детей идет в норме. Но даже если слышащих
родственников нет, то развитие речи если и отста-
ет поначалу, потом быстро приходит в норму: до-
ма работает телевизор, дети играют с соседскими
ребятами, посещают обычные детские сады. Боль-
шинство этих детей, естественно, знает жестовый
язык, а некоторые так хорошо, что глухие с рож-
дения считают их за своих. Подавляющее боль-
шинство переводчиков жестового языка имеют
глухих родителей, и если их спросить, как давно
они работают переводчиками, они ответят: "С
трех-четырех лет". Именно тогда они начали по-
могать глухим родителям общаться по телефону
со слышащими (или слабослышащими), сопровож-
дать их при посещении учреждений.
Глухоты своих родителей такие дети не стес-
няются, всегда готовы дать отпор слышащим,
которые позволят себе недоброжелательные за-
мечания в отношении глухих людей. Вшколе
они даже хвалятся тем, что их "мама и папа раз-
говаривают руками". Знающие жестовый язык
родителей взрослые дети хорошо понимают спе-
цифические проблемы глухих людей, помогают
родителям. Многим телезрителям запомнилось,
как на одной из церемоний награждения в Моск-
ве замечательная артистка Алла Клюка, полу-
мив приз, послала со сцены знаки любви и благо-
дарности свои глухим родителям, приехавшим из
Минска. О том, что он вырос в семье глухих
родителей и знает жестовый язык, говорил в од-
ном из интервью капитан киевского "Динамо"
1пК()-х гг. Анатолий Демьяненко.
Иногда будущие матери из глухих, попав на
прием к врачу, получают "совет" избавиться от ре-
бенка: "Как вы будете воспитывать ребенка? Ведь
вы же не слышите!". Воспитывать слышащего ре-
бенка действительно тяжело: глухие родители ра-
ботают, подрабатывают, отсюда и дефицит обще-
ния. Вся надежда на бабушек и дедушек.
Самому ребенку требуется мужество, чтобы
защитить своих родителей от хамских высказы-
ваний окружающих. Школьные друзья могут в
присутствии родителей допускать высокомер-
ные высказывания типа: "Твоя мама - глухоне-
мая, ничего не поймет...". Некоторые "ломают-
ся", начинают неуважительно относиться к сво-
им родителям. А бывает так: дети любят своих
глухих родителей, но бессознательно впитав сте-
реотипные взгляды на глухих, относятся к роди-
телям снисходительно: "Они у меня - простые
люди...".
Глухие родители слышащих детей весьма
озабочены их образованием и часто жертвуют
многим, чтобы их дети "вышли в люди". Плохо,
когда сышащий ребенок стесняется позвать сво-
его родителя на родительское собрание. А слу-
чается и наоборот: после собрания, когда все ра-
зойдутся, учительница начинает перечислять
глухому родителю грехи его ребенка, причем пе-
реводчиком выступает... сам "грешник". Роди-
тель поддакивает и "грозно" посматривает на ре-
бенка. Комедия да и только.
Печально, когда дети сторонятся глухих роди-
телей, не находят с ними общего языка. Иногда в
Московскую организацию ВОГ приходят пожи-
лые люди с жалобами на неблагодарных детей, ко-
торые "им жить не дают", "норовят отдать в дом
для престарелых"; в некоторых случаях травлю
начинает невестка (или зять), не желающие знать
"этих глухонемых".
Известны браки глухих (слабослышащих) со
слышащими, но, по нашим наблюдениям, они не
относятся к числу особо прочных. Достаточно
вообразить себе праздничный стол, чтобы по-
нять, каково приходится одному из супругов. Ес-
ли все сидящие за столом - слышащие, то глухой
не может участвовать в общем разговоре и ску-
чает. И наоборот, слышащий супруг чувствует
себя крайне неуютно в компании глухих, когда
все вокруг "машут руками" и веселятся. Исклю-
чение - когда слышащий супруг происходит из
семьи глухих. Даже дома случаются срывы: на-
пример, уставшая за день слышащая супруга
крайне раздражается, когда глухой супруг не
идет на ее громкий зов - вот глухонемой! Если
же она часто ведет телефонные разговоры, то
глухой муж может занервничать: с кем это она
так долго болтает? Она идет в театр (в гости к
сослуживице), а он пропадает в клубе для глу-
хих... Разные привычки усложняют совмест-
ную жизнь мужа и жены. Но, конечно же, бы-
вают счастливые исключения. Тут большое зна-
чение имеют интеллект, взаимный такт, стиль
общения (многие проблемы снимаются, когда
слышащий партнер осваивает жестовый
язык).
Глухие среди слышащих
"Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не луч-
ше других людей, он несет в себе одинаковые страсти,
владеет одинаковыми возможностями усовершенст-
вования; всю разницу, которая в нем заметна, можно
приписать обстоятельствам''51
В отличие от слепых людей глухой в окруже-
нии слышащих находится в положении иностран-
ца, лишенного языка. Люди ценят тех, с кем легко
общаться, поэтому мало кто желает заговаривать
с глухими. У многих при знакомстве с глухим пер-
вая реакция обычно негативна: слишком уж не-
привычно, когда человек не понимает речь и пло-
хо говорит, - слабоумный, что ли? Жесты и мими-
ка глухого, пытающегося что-то сказать, непри-
вычны для человека, плохо знакомого с глухими.
В детстве глухих могли передразнивать слышащие
сверстники. Оттого и окружающий мир глухому
не всегда кажется дружелюбным. Социологиче-
ское исследование, проведенное B.C. Собкиным
(1997), показало, что "...для глухого подростка рас-
ширение социальной среды связано с усилением
фиксации на своем дефекте, поскольку среда час-
то оказывается агрессивной к нему именно в связи
с его физическим дефектом, и тем самым культи-
вирует этот дефект как дефект социальный. Более
Флери В.И. "Глухонемые...". С. 24.
того, с возрастом глухие школьники все реже фи-
ксируют позитивное отношение к себе социально-
го окружения".
Трагична и судьба одной из представительниц
династии Романовых.
Дочь Анны Леопольдовны, сестра императора
Иоанна Антоновича, Екатерина потеряла слух в
детстве: как раз в ночь переворота Елисаветы Пе-
тровны, когда ей было всего 4 месяца, солдаты
уронили ее на лестнице. Вместе с членами своего
свергнутого семейства Екатерина находилась в за-
точении в Холмогорах. О ней говорилось, что она:
"несколько и глуха, и говорит немо и невнятно". В
1767 г. архангельский губернатор доносит в Моск-
ву: "Екатерина весьма косноязычна и глуха, затем
и ни в какие разговоры не вступает...". В 1776 г. ге-
нерал-губернатор А.Н. Мельгунов в докладе для
императрицы Екатерины II писал, что Екатерина
"весьма косноязычна, братья и сестры общаются с
ней по лицам... (т.е. жестами - прим. авт.)". С 1780
по 1807 гг. Екатерина жила в датском Горсенсе. В
письме императору Александру I в 1803 г. она пи-
сала: "...Я поболше несщаслива потому, что ниче-
го не слышу, потому я потеряла совсем слышанья
на восмом году жизни моей...".
Еще один пример из российской истории. Ту-
гой на ухо с шести лет была младшая сестра
Н.В. Гоголя - Ольга Васильевна. Она переписыва-
лась с любимым братом.
Ольга Васильевна вспоминала на закате своей
жизни: "Много я слез пролила через свою глухоту,
часто мне доставалось, если я что невпопад отве-
чала гостям, сестры конфузились мною. Как тяже-
ло мне было, но зато приучила себя: до тех пор не
отвечать, пока не попрошу громко мне сказать; но,
благодаря моему характеру, не предавалась своей
скорби...".
Неслышащий аспирант МПГУ Павел Крыса-
нов, опросив старшеклассников московских школ
№ 483 и № 22 для глухих и слабослышащих, уста-
новил, что процесс вхождения неслышащих в об-
щество сопряжен с рядом трудностей, в числе ко-
торых: боязнь привлечения внимания к своему не-
достатку, боязнь неадекватных реакций (в виде на-
смешек и т.п.) со стороны слышащих, чувство дис-
комфорта в процессе общения со слышащими по
той причине, что слышащие от них отмахиваются
или считают, что неслышащие все равно их не
поймут, возникновение у слышащих раздражения
по поводу недостатка слуха и речи и др.
На вопрос: "Что Вы считаете необходимым
для достижения взаимопонимания между слыша-
щими и неслышащими?" ответы глухих и слабослы-
шащих старшеклассников представлены в табл. 9.
Важную роль в процессе социализации лиц с
нарушениями слуха играет не только их социаль-
но-психологическое самочувствие в обществе слы-
шащих, но и уровень адекватности отношения
слышащих к неслышащим, понимание слышащи-
ми проблем, с которыми приходится сталкиваться
глухим в процессе общения со слышащими. Ре-
зультаты опроса, проведенного П. Крысановым
среди студентов дефектологического и факульте-
та педагогики и психологии МПГУ и стоматологи-
ческого факультета МГМСУ, показали, что по от-
ношению к неслышащим слышащие испытывают:
сочувствие (более 50% всех опрошенных); любо-
пытство (более 30%); сострадание (менее 30%);
жалость (менее 20%); равнодушие (менее 10%);
удивление (менее 10%); уважение (5%); интерес
(5%); страх (5%); неприязнь (4%); преклонение
(1%); раздражение (1%).
На вопрос: "В случае непонимания неслыша-
щего собеседника Вы в процессе общения с
ним..." слышащие студенты ответили следую-
щим образом: "пытаюсь понять" (более 30%);
"делаю вид, что понял его" (26%); "испытываю
чувство досады" (22%); "переспрашиваю" (11%);
"испытываю чувство раздражения" (4%); "пыта-
юсь сохранять спокойствие" (2%); "не общался с
такими" (2%); "бывает по-разному" (2%); "отма-
хиваюсь от него" (1%); "переписываюсь" (1%);
"общаюсь как с равным" (1%); "зависит от те-
мы" (1%). Вот из-за такого излишнего проявле-
ния к ним сочувствия, любопытства, сострадания
и т.п. лица с недостатками слуха испытывают
чувство дискомфорта в процессе общения со
слышащими.
"Общество считает глухих несчастными, -
не основывается ли это общее мнение главным
образом на нашей заботе о самих себе и своих ин-
тересах, внушающей нам еще большую жалость к
ним за то, что они не понимают, о чем мы гово-
рим?", - писал Николас Себастьян Роуч Чеймфорт
(Англия).
Слышащие ошибочно полагают, что глухие жа-
леют об отсутствии слуха, однако это верно только
по отношению к лицам, утратившим слух не в ран-
нем детстве. Заслуживает внимания мнение по это-
му поводу Лорана Клерка, учителя первой в Амери-
ке Хартфордской школы глухонемых: "Кто не
имел ничего, тот ничего не терял, тому не о чем
сожалеть; глухонемые никогда не слышали, нико-
гда не говорили, следовательно, они не теряли ни
слуха, ни речи и вследствие этого не могут сожа-
леть ни о том, ни о другом; а кому не о чем сожа-
леть, тот не может быть несчастным".
Ответы на вопрос, касающийся наличия у слы-
шащих опыта общения с неслышащими, выгляде-
ли так: "практически отсутствует" (52%); "недос-
таточен" (39%); "достаточен" (10%). Большинство
слышащих психологически не готовы к общению
с неслышащими; только 15% опрошенных заяви-
ли, что "достаточно информированы" о проблемах
лиц с нарушениями слуха.
На вопрос, касающийся причин трудностей
общения неслышащих со слышащими, ответы
разделились таким образом: "непонимание" -
47%; "предвзятое отношение окружающих" -
3%; "негативное отношение со стороны слыша-
щих" - 22%; "непонимание языка глухих" - 10%;
"безразличие окружающих" - 5%; "боязнь глу-
хих (со стороны слышащих)" - 3%; "нетерпи-
мость слышащих" - 2%. Остальные не смогли
ответить на этот вопрос.
Отношение слышащих к глухим меняется мед-
ленно. Судите сами: директор фирмы "Мелфон"
академик (!) Валерий Сироткин в интервью газете
"Московская правда" (1994) заявил, что на Западе
"практически нет глухонемых": "Вы можете
встретить глухого человека, который прекрасно
говорит на двух - трех языках, и вряд ли догадае-
тесь, что у него плохой слух. Язык жестов - это ди-
кость!" Об отсутствии глухонемых - откровенное
вранье. Глухие полиглоты - очень большая ред-
кость, и, как правило, они, зная языки, не говорят
на них чисто и бегло. Если это слабослышащие,
пользующиеся слуховым аппаратом, тогда совсем
другое дело. А язык жестов... Что ж, мы не стесня-
емся быть "дикарями".
У так называемых "слабослышащих" (вы
ники школы для слабослышащих, лица, котор
пользуются слуховым аппаратом, могут разгова
вать по телефону и пр.) имеется свой опыт вхожде-
ния в мир слышащих, общения с ними, в общем-то
отличный от опыта глухих. Предлагаем Вашему!
вниманию фрагменты сочинений студенток МПГУ:,
"Как я чувствую себя в обществе слышащих и в об-;
ществе глухих" (один из авторов настоящей книги
ведет занятия в этом университете).
Из сочинения слабослышащей выпускницы
московской школы для слабослышащих детей (по-
теря слуха II—III степени) Светы П.:
"В основном моя жизнь связана со слабослы-
шащими. Так уж получилось, что я общаюсь ре-
чью и не очень хорошо знаю мимику. Мне легко
общаться с такими же, как и я, слабослышащи-
ми. Мне трудно понимать глухих, и им — меня то-
же. ... Со слышащими чуть проще, но и здесь меня
часто охватывает страх: а вдруг тебя не пой-
мут? А вдруг будут смеяться? У меня есть дру-
зья, они хорошо ко мне относятся А вот зна-
комиться с новыми людьми не могу, испытываю
комплекс, теряюсь при вопросе: "А почему гово-
ришь с акцентом?" ... Очень жаль, что таким,
как я, и мне не повезло, но надо стараться выжи-
вать в обществе слышащих (они же везде!), не
отрываться от общения с людьми и надеяться,
что тебя правильно поймут, ведь ты - такой же
человек, как и они, с головой, руками, с сердцем,
душой... Мы ничем не хуже".
Пишет слабослышащая выпускница массовой
школы Ирина П.:
"Поскольку я училась в массовой школе, име-
ла друзей детства, одноклассников, которых я
хорошо знаю, и которые хорошо знают меня, то
только в их обществе я могу чувствовать себя
свободно, легко, уверенно. Правда, новые знаком-
ства мне даются с трудом, но этот барьер я
стараюсь преодолеть. ... Если неслышащий име-
ет речь с искажениями, то дефект его заметен:
он либо не говорит вообще, либо говорит голо-
сом, сопровождая речь жестами, либо использует
письменную речь. ... В обществе глухих общаться
можно свободно и легко, но "смотря с кем".
Имею в виду то, что мир глухих очень тесен, все
друг друга знают. Если кто чего-то не знает про
другого, его тут же "просвещают", начинают
обсуждать минусы или плюсы того "другого".
Лично я не могу ответить на вопрос: "Какое об-
щество мне больше нравится?" Общаться нужно
со всеми, а комфортно чувствовать себя можно
только в кругу доверенных лиц".
Мнение тугоухой (IV степень потери слуха)
выпускницы школы для слабослышащих Анны Д.:
"Я часто общаюсь со слышащими... С психо-
логической точки зрения мне неуютно в этом об-
ществе, потому что слышащие никогда до конца
нас не поймут. Они считают, что если мы не
слышим, то никогда не сможем достичь в жизни
того, что доступно им. Но это неправда! Нужно
доказывать, что мы способны на что-то. ...Есть
глухие и слабослышащие, которые учатся, хо-
тят расширить свой кругозор... Я поддерживаю
это общество, мне нравится там бывать. Дис-
комфорта в этом обществе у меня нет: там мы