Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница

Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании принад­лежит прежде всего школе. «Школа (как и другие органы воспитания, конечно), — писал Зеньковский, — должна взять на себя задачи соци­ального воспитания, должна готовить не только образованных людей,




Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru не только дельных работников, но и граждан, способных к обществен ной работе, воодушевленных идеалами солидарности».

Это нисколько не устраняет и не отодвигает задач развития инди­видуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает этой задаче новый смысл.

Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение людей сформировать соответствующее общество. В основе подобно­го социального воспитания лежало положение о направленном раз­витии социальных сил ребенка, формировании качественно нового человека по модели социального идеала и, таким образом, измене­нии общества.

Такой подход существовал в педагогике вообще и в России в част­ности. Еще в XVIII в. Руссо провозгласил в своих произведениях идею создания нового «человека» вне влияния окружающей среды во всей целостности его неразрушенной природы, что дало бы возмож­ность сформировать «новую породу» людей. Главный недостаток кон­цепции Руссо в том, что он не смог соединить личный опыт ребенка с имевшимся (накопленным) социальным опытом. Он предлагал «урезанное» (ограниченное) социальное воспитание.

Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704-1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заве­дений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие, учебные заведения были открыты. Бецкой разработал организационные осно­вы их существования, специальные учебные программы. Они имели выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы ока­зать существенное влияние на развитие российского общества. В то же время определенное воздействие на общество они оказали. Этот проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества невозможно было добиться качественных общественных изменений.

В 1920-е й последующие годы также ставилась задача с помощью социального воспитания формировать людей нового типа — строите­лей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрас­тающего поколения, становление определенного типа человека, так и перевоспитание взрослых людей (членов семьи,, членов трудовых и ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального воспитания в Советской России стали действовать соответствующий институт и академия. Государство через институты социального вос-

питания обеспечивало активное влияние на формирование различных • категорий людей.

В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало Также создание социально активной личности, приоритетом жизнедея­тельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский И др.). Основная задача социального воспитания заключалась в разви­тии социальной активности, «вкуса» к социальной деятельности, духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.

Основным средством социального воспитания в государстве была образовательная система, представлявшая собой орудие государствен­ной власти для достижения социальных целей. Была образована Ака­демия социального воспитания. Она стала научно-педагогическим центром, обосновав содержание и пути реализации идеи социального воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные, массовая школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подраста­ющего поколения, которую ставила перед ними государственная власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социаль­ного воспитания. В 1923 г. вышло первое учебное пособие, подготов­ленное Иорданским.

f Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную •реду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется Через средства массовой информации, негосударственные учрежде-шя, организации, отдельных личностей — эмиссаров, принявших Предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхо-i надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась актив-Йая деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа веру-ощих и распространению его учения в различных странах мира. Она геализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью со­здавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., напри­мер, был создан иезуитский орден — воинов Христа.

В современных условиях это направление находит выражение в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и утвержде­нию американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером Такой деятельности является вовлечение людей различного возраста ~ систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказываение

аиие личности

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание




Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru ющийся на здоровье, поведении и материальном положении людей, Во многих странах мира деятельность таких религиозных организл ций поставлена вне закона (запрещена).

Данный подход как одно из направлений социального воспитания

в литературе не раскрывается. Он представлен как культурная, идео

логическая или религиозная экспансия.

Таково содержание социального воспитания с позиции государст

ва. Государство (общество) создает институты, призванные обеспс

чить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего

поколения.

§ 2. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов

Государство (общество) определяет требования к формированию личности подрастающего поколения, к решению социальных задач воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают социальные институты и сам человек. Именно они решают социаль ные задачи формирования личности. * Каждый социальный институт представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его воспитательную деятельность в государстве (обществе). Он решает общие (государственные), специальные и спе­цифические социально-воспитательные задачи. Выделяются следую­щие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции со­циальных институтов:

— официально обусловленное (государственно-обусловленное),
нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется закона­
ми государства, нормами, правилами и традициями, сложившимися и
обществе, и готовит людей для жизни в нем. Он решает социально-
воспитательные задачи своими средствами и методами;

— социально-обусловленное (особенное) воспитание, определяе­
мое социальным статусом, предназначением учреждения, организа­
ции, движения. Оно направлено на формирование у воспитанники
того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет
социальным своеобразием и позволяет качественно решать професси­
онально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, соци­
ального педагога, социального работника, военнослужащего и др.
Речь идет о формировании людей с определенным социальным стату­
сом, социальным предназначением.

Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную среду (профессионально ориентированную). Она способствует фор­мированию в личности того, что отличает ее социальный статус, мен-

гилитет человека этой среды от любой другой: социального педаго-Ги — от учителя, военнослужащего — от служащего, социального ра­ботника — от врача и пр.;

— специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно при­суще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому Типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, мо­дели, формирование соответствующего социального типа личности. Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологи-Иеским климатом, установками, принципами, сложившимися тради­циями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личнос­тями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного уч­реждения от подобного ему.

В семье такой тип социального воспитания можно назвать роди­тельским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая »ать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка, 'ни решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно исуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или Ыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы управляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те на->1ки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это „удущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так, «чтобы он блистал в обществе», «продолжал дело», «вышел в люди», (сделался инженером, ученым и т.д.

Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует соци-пльно-негативному формированию личности воспитанника, вследствие чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, от­дельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты, когда либо сама среда способствует появлению социальных отклоне­ний, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя ха­рактер его социального формирования. В этом случае возникает необ­ходимость направленной деятельности специальных государственных учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и семейного воспитания (Луначарский, Макаренко, Сорока-Росинский И др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать социаль­но контролируемая социализация, осуществляемая в специально создан­ных воспитательных организациях. Это направление получило широ­кое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание




Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Направленная социально-воспитательная деятельность имеет место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспита­ние человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможнос­тей и в соответствии с социальными потребностями среды его жиз­недеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои социально-воспитательные цели и способы их достижения.

С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой чело­век, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ста­вит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким обра­зом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосо­вершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспи­тании с позиции субъекта самосовершенствования — направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) че­ловека (Шульгин). Оно определяется результатом его предшествую­щего социального воспитания и характерно для подростка, молодого человека на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким дол­жен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в субъект социального самовоспитания.

Социальный выбор юноши во многом зависит от результата его предшествующего социального воспитания. Именно поэтому ведущая роль в нем должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Однако на молодого чело­века в формировании его социального выбора оказывает существен­ное влияние пример значимого для него лица, кинофильм или видео­фильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что его социаль­ный выбор может быть как позитивным, так и негативным. Следова­тельно, все то, что влияет на него, имеет не частный, а государст­венный характер. Данный факт диктует необходимость заботы госу­дарства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение.

Изложенное раскрывает различные типы (направления) социаль­ного воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает

:,)мплекс основных направлений воспитательной деятельности в за-исимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его вшение (см. схему 1). ,

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Другие государства, конфессии, движения

Государство

Общество

Воспитание гражданина

Формирование иных идеалов и образа жизни

Формирование нового человека

Общественное воспитание,

формирование социально

активной личности

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Социальные институты (семья, учреждения и пр.)

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru

Специфическое социальное воспитание

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общественно обусловленное воспитание

Направленное социальное воспитание

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Социально обусловленное

воспитание, воспитание по

социальному идеалу

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Исправление (перевоспитание, коррекция) социального воспитания

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Ребенок, подросток

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Социальное самовоспитание, самосовершенствование

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Схема!. Социальное воспитание

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание




Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Таким образом, социальное воспитание характеризуется следую­щими факторами: кто его организует;, направленность; содержание; результат (тип формируемой личности как результат социального воспитания) (см. схему 2).

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Кто организует (идеолог)

Общество

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Государство

Социальные институты

Общественные организации, движения

Другие государства, конфессии

Специальное социальное воспитание   Внедрение нового образа жизни

Направленность

Гражданское воспитание   Общественное воспитание

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Воспитание по идеалу

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Исправление процесса социального воснитания

Формирование «нового» человека   Формирование человека «иных» взглядов, установок

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Цель

Воспитание гражданина   Подготовка к жизни в обществе

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Дайте общее понятие сущности социального воспитания.

Дайте общую характеристику понятия социального воспитания с позиции госу­
дарства.

Каковы типичные подходы к определению сущности и содержания социального

Воспитания?

4. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции социальных

институтов.

Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции семьи.

Раскройте особенности социального воспитания с позиции интернатного учреж-

|вния.

В чем смысл и значение социального воспитания человека как субъекта?

В чем заключается необходимость социального перевоспитания и его сущность?

Раскройте особенности направленного социального воспитания людей с особыми
нуждами.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Социальное воспитание в семье и его особенности.

Общественная организация и социальное воспитание.

ЛИТЕРАТУРА

Громова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

Немое Р.С. Психология образования: В 2 кн. М., 1994. Кн. 2.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич­
ности. М., 1994.

Дюргейм Э. Социология образования. М., 1996.

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Исправление результатов социального воспитания

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Тип формируемой личности человека

I I !

Раздел III

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Глава 9

Детская субкультура и социокультурный мир ребенка,

подростка

Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в за­висимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социаль­ного и психического развития. В процессе своего становления как личности он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно — формируясь как суще­ство мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него. При этом каждому возрасту соответствует определенная субкультура и конкретный социокуль­турный мир ребенка, со своим содержанием и специфическим прояв­лением.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

истоки формирования понимания важности детской субкульту­
ры и социокультурного мира ребенка;

особенности проявления и необходимость учета социокультур­
ного мира у ребенка, подростка.

§ 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка

Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовав­ших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Хотя представители гуманистического на­правления указывали на ошибочность такого положения. Так, напри­мер, Иоанн Златоуст (347—407) писал, что высшее искусство воспи­тания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль. Впослед­ствии Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) писал: «Дет­ства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru дальше идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, — знать, не принимая в расчет того, в состо­янии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрос­лого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым». И далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанни­ков, ибо вы решительно их не знаете». Действительно, в конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только ма­ленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульп­турах того времени.

«Я не сомневаюсь, — писал Пирогов в статье «Быть и казаться», — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего... он живет в собст­венном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей». А «мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, на­сильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши по­нятия, наши взгляды, приобретенные вековыми усилиями уже взрос­лого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В работе с детьми важно «не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир».

В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно знаем мир детей. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых...

Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направле­ния улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреть­ся сам; трудно. — попросит указания и совета. Необходим гид, кото­рый вежливо ответит на вопросы.

Уважайте его незнание!»

Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализа­ции. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. Как ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Со временем эта реакция приобретает все более и более осознанный ха­рактер. Социальное изменение ребенка закономерно. На каждом воз­растном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет своеобразие его социального формирования, определенную субкуль­туру, играющую особую роль в этом процессе.

Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка




Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 6 страница - student2.ru Термин «субкультура» (от лат. sub — под... — приставка и культу­ра) определяет культуру какой-либо социальной или демографичес­кой группы. Например, детская субкультура, национальная субкуль­тура, профессиональная субкультура и пр.

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей, в более узком — смысло­вое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Поня­тие «детская субкультура» предполагает, что для каждого возраста ха­рактерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его раз­вития как личности: позволяющим ему понимать явления объектив­ной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отлича­ется своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме.

Наши рекомендации