Теория гармонического развития личности в педагогическом наследии Сухомлинского. Анализ произведения по выбору студента.
Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества». Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.
Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности.
Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.
Считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными.
Писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья. Поэтому семья .и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».
Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.
В центре гармонического всестороннего развития стоит высокая нравственность. Для всестороннего развития человека особенно важно единство труда и интеллектуальной жизни.
К важным условиям развития индивидуальности принадлежит наличие свободного времени. Задатки и одаренность ребенка раскрываются лишь при том условии, если у него ежедневно есть время для занятия любимым трудом, трудом по своему выбору. Поэтому мы рассматриваем предоставление ученику свободного времени как создание бесценного богатства.
Павлышская средняя школа.В этой книге обобщен многолетний опыт учебно-воспитательной работы Павлышской средней школы. Рассказывая об усилиях педагогического коллектива по воспитанию всесторонне развитой личности, автор стремился показать этот труд по возможности со всех сторон, не только разъяснить применяющиеся методы, но и раскрыть их внутренние связи и взаимосвязи.
Цели воспитательной работы усматривали в том, чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умственную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклонности и способности. Коллектив школы стремился подготовить своих учеников к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинно человеческого в каждом честном человеке. Руководитель школы будет хорошим, авторитетным наставником учителей и учащихся лишь до тех пор, пока он совершенствует свое мастерство и учителя и воспитателя. Хороший директор - это прежде всего хороший организатор, воспитатель и дидакт не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, но и по отношению ко всем воспитанникам школы и учителям.