Процесс обучения - организованное взаимодействие обучающего и обучающегося для достижения образовательных целей.
Тема: Обучение: категории, сущность, функции
ОБУЧЕНИЕ - специально организуемый процесс отражения в сознании человека реальной действительности, специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение обучающимся знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОИСХОДИТ ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ОБЪЕКТИВНОГО МИРА.
ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС (по Б. Т. Лихачеву) - целенаправленное организованное с помощью специальных методов и форм активное обучающее взаимодействие учителя и учащихся, обеспечивающее усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Функции обучения - образовательная, развивающая, воспитывающая.
Обучение - целенаправленная последовательная передача (трансляция) общественно-исторического, социокультурного опыта в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
С позиции обучающегося фиксируются:
а) способность его к присвоению этого опыта - обучаемость,
б) результат этого процесса - обученность.
Процесс обучения - организованное взаимодействие обучающего и обучающегося для достижения образовательных целей.
СУЩНОСТЬ процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. По другому определению сущность процесса обучения состоит во взаимодействии трех его компонентов - деятельности учителя, деятельности ученика и содержания образования (на уровне учебного материала) – рисую схему.
Сущностные характеристики процесса обучения: он -
· целенаправленный
· двусторонний (см. ниже)
· познавательный (от «не знаю» к «знаю», см. ниже)
· противоречивый (основное противоречие - между требованиями к ученику и его возможностью этим требованиям удовлетворять)
· динамический (в процессе обучения происходит изменение и ученика, и учителя)
ОБУЧЕНИЕ - общее название процесса «преподавания - учения», т. е. процесс двусторонний.
Преподавание - деятельность учителя, ее назначение - управление активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся, учитель ставит задачи и создает условия для успешного их решения.
Структура деятельности учителя - планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка, анализ результатов, коррекция.
Учение - деятельность обучающегося. Цель учения - познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Компоненты учения - мотивы, учебные действия, действия контроля, оценки, анализа результатов.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ - лица, вовлеченные в образовательный процесс любого уровня: дошкольники, школьники, студенты, аспиранты, докторанты, работники, изменяющие или повышающие свою квалификацию.
ОБУЧАЮЩИЕ - учителя, преподаватели, которые обеспечивают организацию учебного процесса, оценивают эффективность обучения и корректируют образовательный процесс в соответствии с возможностями обучающихся, обучающих и общественной необходимостью - социальным заказом на объем и качество образования, на его содержание.
ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ - обусловлены направленностью педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯ. При этом образовательная функция - связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, воспитательная - с формированием отношений (В.В. Краевский).
Образовательная функция - формирование у обучающихся системы научных знаний, умений, навыков и их использование на практике. Научные знания - факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенная картина мира, которые должны войти в структуру опыта человека. Знания должны быть полными, систематичными и осознанными, прочными и действенными. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего. Действенность знаний выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых.
Воспитательная функция - обучение всегда воспитывает, это объективная закономерность, обучение объективно не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Функция вытекает из самого содержания, форм и методов и вместе с тем осуществляется посредством специальной организации общения.
Развивающая функция также объективно вытекает из самой природы педагогического процесса. Правильно организованное обучение всегда развивает, однако необходима специальная направленность взаимодействия субъектов обучения на всестороннее развитие личности, которая получила название «развивающее обучение».
Движущие силы процесса обучения - неисчерпаемое противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений, навыков обучающихся, их умственного развития и отношений. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, то есть имеющим смысл, а разрешение противоречия осознается как необходимость.