Заметки классного руководителя
«Мой класс»
В этом учебном году первоклассников набрали только на один класс.
И я осталась практически без основной работы. Так получилось… . Но,
Галина Васильевна Милосердова, директор школы, сказала: «Не вол&
нуйся, без работы не останешься. Есть очень интересный проект. Бу&
дешь классным руководителем в новом особенном 5 «Б» классе. Наша
школа входит в новую программу по развитию инклюзивного образова&
ния». Что это такое на тот момент еще никто из педагогов не знал.
Галина Васильевна не только директор школы, а ещё и учитель геогра&
фии на педсовете объяснила — в геологии есть такой термин «инклюзия»,
то есть вкрапление. Так стало немного понятней — в школу «вкрапляются»
необычные дети: это три мальчика аутиста и девочка с ДЦП на коляске. Но
не по одному ученику в какие&то классы, а отдельный класс из четырех че&
ловек. Сразу возникла масса вопросов с кем, как, где они будут учиться?
Могут ли они учиться в общеобразовательной школе? Как девочка на ко&
ляске будет передвигаться по школе? Как это воспримут наши дети?
Оказалось уже идет ремонт на первом этаже — из тренажерного зала
оборудуется класс со специальным съездом для коляски. Специалисты
из Института инклюзивного образования прочитали несколько лекций
для педагогов школы об особенностях работы с «особенными» детьми.
Классным руководителям было поручено провести беседы с учениками
о новом проекте, внедряемом в школе.
А во мне бушевали сомнения и волнения. Я совсем ничего не знаю
про таких детей. Изучала, конечно, в институте коррекционную педаго&
гику, но я не имею дефектологического образования (!), я всего лишь
учитель начальных классов с небольшим опытом работы, несмотря на
не очень молодой возраст. Как же я буду «классной мамой»? «Вот имен&
но — мамой! — сказала Г.В., — опыт мамы у тебя есть, а в работе с таки&
ми детьми это самое главное».
И я погрузилась в интернет… Некоторые статьи и фильмы пугали,
другие объясняли и обучали. Я многое узнала, но отсутствие у меня спе&
циального образования вызывало панику. Конечно, можно учиться и в
мои 50 лет, но до встречи с детьми оставалось совсем немного времени.
Я прочитала, что аутисты «люди без кожи». На эмоциональном
уровне они все воспринимают не как мы, а намного острее. Их пугает
неизвестность. Новое помещение, новый человек. Они очень тревожны.
Они эмоционально незащищенные. Из&за этого погружаются в свой
мир и не идут на контакт, уходят от общения.
До 1 сентября оставалось несколько дней. Стать дефектологом за не&
делю невозможно. Значит, буду действовать по интуиции, включая ма&
теринский опыт и мой небольшой опыт учителя начальных классов.
29 августа прошло родительское собрание моего 5 «Б». Кроме роди&
телей, даже кроме семей будущих учеников, потому что были, и мамы, и
папы, и даже бабушки с сестрами. На собрании присутствовали и пред&
ставители Института инклюзивного образования, администрация шко&
лы и педагоги, которые будут работать с классом. Все познакомились и
наметили план работы.
Оказалось, что родители детей уже давно дружат между собой. И это
придало мне немного уверенности.
И вот наступило 1 сентября. Наша первая встреча уже сейчас про&
изойдет. А вдруг я им не понравлюсь? А вдруг они испугаются большо&
го скопления народа? Вдруг их напугает громкая музыка, которая раз&
ливается на весь двор: «Не крутите пестрый глобус, не найдете вы на
нем. Той страны — страны особой, о которой мы поем…»?
Так у нас принято: все классные руководители встречают своих де&
тей у порога школы, а потом мы идем на спортивную площадку и там
строимся по классам на торжественную линейку. Я стою у школьного
крыльца с табличкой «5 “Б”»… Меня окружили мои бывшие ученики,
мой любимый 4 «Б». На лицах удивление, радость, смятение:
— Татьяна Александровна, значит, Вы остались с нами? Ура!
— Нет, родные мои, эта табличка не для вас. У меня теперь другой
класс. Особенный класс — потом все расскажу.
— Но они тоже пятый, почему мы не можем быть вместе?..
Мой 4 «Б» был классом компенсирующего обучения, всего 12 чело&
век. В таком количестве легко работать и легко учиться. К концу обуче&
ния в начальной школе дети компенсировались и их объединили с
обычным классом в один пятый. А как было бы здорово, мелькнула у
меня мысль, если бы объединить мой новый и мой старый классы. Мо&
им «старым» детям было легче адаптироваться в новой взрослой жизни
со «старой» мамой, ведь переход в среднюю школу всегда стресс. А мо&
им «новым» детям было бы легче постепенно вливаться в настоящую
школьную жизнь в уже сплоченном маленьком коллективе, ведь у меня
очень хорошие дети — добрые и душевные.
И вот я вижу, на школьном дворе появляются уже знакомые мне ро&
дители, а за ними весёлые шумные дети. Родители и дети между собой
здороваются, обнимаются, радуются встрече. Очень симпатичные де&
ти — Л., К. и Г. — с цветами. Перебивая друг друга, говорят мне слова по&
здравления с 1 сентября, и мы идём на спортплощадку, там для нашего
класса обозначено место. Пока мы движемся, Л. берёт меня за руку и
моё волнение немного спадает. Меня не испугались. Меня приняли?..
Меня приняли.
Мы построились. Дети с интересом оглядываются вокруг. Разгляды&
вают учеников школы, незнакомых взрослых. Никакого испуга или вол&
нения я у них не замечаю. Только трудно скрываемая радость. Л., не об&
ращая ни на кого внимания, слегка подтанцовывает. Тут и В. подъехала,
мальчишки кинулись её обнимать. Было заметно, что все они искренне
рады встрече и всему происходящему вокруг. Кто&то из родителей ска&
зал: «Ребята счастливы, ведь они так ждали, что как все дети пойдут
1 сентября в школу».
Первый урок. Точнее наш первый классный час. Рассказываю о шко&
ле, о распорядке школьной жизни. Меня кроме В. никто не слушает. Ко&
стик положил голову на парту, Л. раскачивается на стуле, повернув&
шись ко мне спиной, и бормочет себе что&то под нос на английском, Г.,
подперев голову рукой, смотрит в окно. Очень для меня непривычная
ситуация. Теряюсь… Вижу только ясные глаза В. Стараюсь смотреть
только на неё. Своей улыбкой и участием она помогает мне закончить
урок. Ура, звонок! Первое испытание позади. Получилось или не полу&
чилось?..
И началась учёба. Начались поиски ведения уроков, поиск интерес&
ных материалов к урокам. Начались бесконечные сомнения. А на уроке
порой казалось, что разговариваешь сама с собой или рассказываешь
только для В. Но потом на следующем уроке задашь вопрос на пройден&
ную тему и вдруг кто&нибудь из мальчишек «возвращается на урок из
своего мира» и даёт правильный ответ. Порой кажется, что погружаясь
в себя они не слышат того что происходит на уроке. Но «возвращаешь
их», и понимаешь что они каким&то чудесным образом в теме.
Удивительные дети. Конечно, их нестандартное поведение иногда
выбивает «из седла», но берёшь себя в руки и стараешься им помочь.
Помочь найти своё место в этом так пугающем их мире. Я считаю, что
главная задача всех учителей, работающих с такими детьми, не «спро&
сить с них усвоенный материал», а помогать социализироваться в на&
шей жизни. И не забывать — дословный перевод с древнегреческого
слова «педагог» — ведущий за руку.
Михаленкова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 198
ПРИЛОЖЕНИЕ 1