Заметки классного руководителя

«Мой класс»

В этом учебном году первоклассников набрали только на один класс.

И я осталась практически без основной работы. Так получилось… . Но,

Галина Васильевна Милосердова, директор школы, сказала: «Не вол&

нуйся, без работы не останешься. Есть очень интересный проект. Бу&

дешь классным руководителем в новом особенном 5 «Б» классе. Наша

школа входит в новую программу по развитию инклюзивного образова&

ния». Что это такое на тот момент еще никто из педагогов не знал.

Галина Васильевна не только директор школы, а ещё и учитель геогра&

фии на педсовете объяснила — в геологии есть такой термин «инклюзия»,

то есть вкрапление. Так стало немного понятней — в школу «вкрапляются»

необычные дети: это три мальчика аутиста и девочка с ДЦП на коляске. Но

не по одному ученику в какие&то классы, а отдельный класс из четырех че&

ловек. Сразу возникла масса вопросов с кем, как, где они будут учиться?

Могут ли они учиться в общеобразовательной школе? Как девочка на ко&

ляске будет передвигаться по школе? Как это воспримут наши дети?

Оказалось уже идет ремонт на первом этаже — из тренажерного зала

оборудуется класс со специальным съездом для коляски. Специалисты

из Института инклюзивного образования прочитали несколько лекций

для педагогов школы об особенностях работы с «особенными» детьми.

Классным руководителям было поручено провести беседы с учениками

о новом проекте, внедряемом в школе.

А во мне бушевали сомнения и волнения. Я совсем ничего не знаю

про таких детей. Изучала, конечно, в институте коррекционную педаго&

гику, но я не имею дефектологического образования (!), я всего лишь

учитель начальных классов с небольшим опытом работы, несмотря на

не очень молодой возраст. Как же я буду «классной мамой»? «Вот имен&

но — мамой! — сказала Г.В., — опыт мамы у тебя есть, а в работе с таки&

ми детьми это самое главное».

И я погрузилась в интернет… Некоторые статьи и фильмы пугали,

другие объясняли и обучали. Я многое узнала, но отсутствие у меня спе&

циального образования вызывало панику. Конечно, можно учиться и в

мои 50 лет, но до встречи с детьми оставалось совсем немного времени.

Я прочитала, что аутисты «люди без кожи». На эмоциональном

уровне они все воспринимают не как мы, а намного острее. Их пугает

неизвестность. Новое помещение, новый человек. Они очень тревожны.

Они эмоционально незащищенные. Из&за этого погружаются в свой

мир и не идут на контакт, уходят от общения.

До 1 сентября оставалось несколько дней. Стать дефектологом за не&

делю невозможно. Значит, буду действовать по интуиции, включая ма&

теринский опыт и мой небольшой опыт учителя начальных классов.

29 августа прошло родительское собрание моего 5 «Б». Кроме роди&

телей, даже кроме семей будущих учеников, потому что были, и мамы, и

папы, и даже бабушки с сестрами. На собрании присутствовали и пред&

ставители Института инклюзивного образования, администрация шко&

лы и педагоги, которые будут работать с классом. Все познакомились и

наметили план работы.

Оказалось, что родители детей уже давно дружат между собой. И это

придало мне немного уверенности.

И вот наступило 1 сентября. Наша первая встреча уже сейчас про&

изойдет. А вдруг я им не понравлюсь? А вдруг они испугаются большо&

го скопления народа? Вдруг их напугает громкая музыка, которая раз&

ливается на весь двор: «Не крутите пестрый глобус, не найдете вы на

нем. Той страны — страны особой, о которой мы поем…»?

Так у нас принято: все классные руководители встречают своих де&

тей у порога школы, а потом мы идем на спортивную площадку и там

строимся по классам на торжественную линейку. Я стою у школьного

крыльца с табличкой «5 “Б”»… Меня окружили мои бывшие ученики,

мой любимый 4 «Б». На лицах удивление, радость, смятение:

— Татьяна Александровна, значит, Вы остались с нами? Ура!

— Нет, родные мои, эта табличка не для вас. У меня теперь другой

класс. Особенный класс — потом все расскажу.

— Но они тоже пятый, почему мы не можем быть вместе?..

Мой 4 «Б» был классом компенсирующего обучения, всего 12 чело&

век. В таком количестве легко работать и легко учиться. К концу обуче&

ния в начальной школе дети компенсировались и их объединили с

обычным классом в один пятый. А как было бы здорово, мелькнула у

меня мысль, если бы объединить мой новый и мой старый классы. Мо&

им «старым» детям было легче адаптироваться в новой взрослой жизни

со «старой» мамой, ведь переход в среднюю школу всегда стресс. А мо&

им «новым» детям было бы легче постепенно вливаться в настоящую

школьную жизнь в уже сплоченном маленьком коллективе, ведь у меня

очень хорошие дети — добрые и душевные.

И вот я вижу, на школьном дворе появляются уже знакомые мне ро&

дители, а за ними весёлые шумные дети. Родители и дети между собой

здороваются, обнимаются, радуются встрече. Очень симпатичные де&

ти — Л., К. и Г. — с цветами. Перебивая друг друга, говорят мне слова по&

здравления с 1 сентября, и мы идём на спортплощадку, там для нашего

класса обозначено место. Пока мы движемся, Л. берёт меня за руку и

моё волнение немного спадает. Меня не испугались. Меня приняли?..

Меня приняли.

Мы построились. Дети с интересом оглядываются вокруг. Разгляды&

вают учеников школы, незнакомых взрослых. Никакого испуга или вол&

нения я у них не замечаю. Только трудно скрываемая радость. Л., не об&

ращая ни на кого внимания, слегка подтанцовывает. Тут и В. подъехала,

мальчишки кинулись её обнимать. Было заметно, что все они искренне

рады встрече и всему происходящему вокруг. Кто&то из родителей ска&

зал: «Ребята счастливы, ведь они так ждали, что как все дети пойдут

1 сентября в школу».

Первый урок. Точнее наш первый классный час. Рассказываю о шко&

ле, о распорядке школьной жизни. Меня кроме В. никто не слушает. Ко&

стик положил голову на парту, Л. раскачивается на стуле, повернув&

шись ко мне спиной, и бормочет себе что&то под нос на английском, Г.,

подперев голову рукой, смотрит в окно. Очень для меня непривычная

ситуация. Теряюсь… Вижу только ясные глаза В. Стараюсь смотреть

только на неё. Своей улыбкой и участием она помогает мне закончить

урок. Ура, звонок! Первое испытание позади. Получилось или не полу&

чилось?..

И началась учёба. Начались поиски ведения уроков, поиск интерес&

ных материалов к урокам. Начались бесконечные сомнения. А на уроке

порой казалось, что разговариваешь сама с собой или рассказываешь

только для В. Но потом на следующем уроке задашь вопрос на пройден&

ную тему и вдруг кто&нибудь из мальчишек «возвращается на урок из

своего мира» и даёт правильный ответ. Порой кажется, что погружаясь

в себя они не слышат того что происходит на уроке. Но «возвращаешь

их», и понимаешь что они каким&то чудесным образом в теме.

Удивительные дети. Конечно, их нестандартное поведение иногда

выбивает «из седла», но берёшь себя в руки и стараешься им помочь.

Помочь найти своё место в этом так пугающем их мире. Я считаю, что

главная задача всех учителей, работающих с такими детьми, не «спро&

сить с них усвоенный материал», а помогать социализироваться в на&

шей жизни. И не забывать — дословный перевод с древнегреческого

слова «педагог» — ведущий за руку.

Михаленкова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 198

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации