Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся

Эссе как вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение автора по конкретному вопросу, основывается на самостоятельном анализе предложенных источников и выражению авторской позиции по отношению к излагаемой проблеме. В процессе написания эссе студенту необходимо продемонстрировать умение кратко, но содержательно излагать основные положения и тезисы, содержащиеся в представленных к рассмотрению литературных источниках, умение анализировать имеющуюся научную информацию и аргументировано представлять авторский взгляд на рассмотренную проблему. Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. В общем виде эссе может иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист.
  2. Введение.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

К коллоквиуму обучающиеся готовятся по итогам изучения одного из разделов учебной дисциплины: изучают монографии, научные статьи, методические разработки, связанные с разделом курса. Материал для подготовки к коллоквиуму подбирается преподавателем, ведущим практикумы, и самостоятельно обучающимися.

Образовательная ценность имитационных задач состоит в том, что обучающийся сам должен разработать алгоритм для ее решения. Познавательная деятельность обучающегося в данном случае носит исследовательский характер, поскольку требуется не просто найти решение как ответ на задачу, а определить рациональные способы анализа ситуации и пути решения подобных проблем вообще. Решение проблемных ситуаций, направленных на формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, проводится в малых группах (по 3-5 человек). Формированию навыков использования теоретических психологических знаний в интерпретации ситуаций, связанных с познавательной деятельностью и социальным поведением обучающихся, способствует подготовка задач из практики профессиональной педагогической деятельности студентов. Содержание задач должно отражать актуальные для учебной деятельности проблемы. Разбор проблемных ситуаций проводится в микрогруппах, затем варианты решения обсуждаются всей учебной группой.

Результатом коллективного обсуждения содержания ситуаций и вариантов их решения может стать ряд правил, обязательных при разборе ситуаций, произошедших в образовательной организации и требующих психолого-педагогической оценки.

При использовании данной технологии целесообразно:

- Описать ситуацию предельно ясным, простым языком.

- Приступать к анализу ситуации по результатам согласования основного содержания задачи. Необходимо достигнуть непротиворечивой трактовки членами группы основного содержания ситуации.

- Рассмотреть ситуацию (задачу) с разных должностных позиций: педагогического работника (учителя), школьного администратора, социального работника, педагога-психолога, омбудсмена.

- На основе анализа студенты формулируют ответы на следующие вопросы:

1) Насколько типична рассматриваемая ситуация?

2) В чем проявляется своеобразие поведенческих проявлений обучающихся?

3) Каковы факторы, определяющие развитие ситуации?

4) Какие ошибки допущены участниками ситуации?

5) Какие психологические закономерности проявляются в развертывании проблемной ситуации?

6) Каковы ресурсы участников ситуации, необходимые для достижения положительного результата?

7) Какие участники проблемной ситуации и в чем могут оказать поддержку в разрешении проблемы?

8) Приведет ли предполагаемое действие к разрешению противоречия?

9) Достаточно ли психолого-педагогических мер для разрешения ситуации и представленного в ней противоречия?

10) Какие действия, каких должностных лиц необходимы не только для разрешения ситуации, но и противоречия, его породившего?

Следует отметить, что в ходе учебного занятия обучающиеся успевают рассмотреть и подготовить ответы лишь на часть вопросов, которые в большей мере соответствуют специфике практической ситуации.

По итогам разбора проблемных ситуаций обучающие готовят предложения.

За основу может быть взять примерный план подготовки предложений:

- перечисляют систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций с обоснованием предложений;

- называют источники информации, которые следует использовать при оценке данной ситуации;

- указывают область практики, в отношении которой обучающий испытывает дефицит знаний для продуктивной работы над задачей;

- описывают опыт, полученный в ходе разбора и решения имитационной задачи;

- отмечают возможности использования в своей работе опыта, приобретенного в процессе анализа имитационной задачи.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература

5. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология / Б.М. Бим-Бад. – М.: Юрайт, 2015. – 456 с.

6. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.

7. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.

8. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.

9. Максаков А.Д. Педагогическая антропология / А.Д. Максаков, В.И. Максакова. - М.: Изд. «Юрайт», 2015. – 208 с.

10. Самойлов В.Д., Педагогическая антропология / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити Дана, - 2013. – 270 с.

б) дополнительная литература

  1. Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
  3. 2.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5.
  4. Газман О.С. и др. В школу – с игрой. – М.: Изд.центр «Школа-пресс»,1991.- 200 с.
  5. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2010. – 151 с.
  6. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.
  7. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.
  8. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.
  9. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 5/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2015. – 110 с.
  10. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. – М. Изд.центр «Академия»:, 1994.- 226 с.
  11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., «Просвещение»,1987. - 328 с.
  12. Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика // Избр. пед. соч. – М.: Просвещение, 1988. – 300с.

13. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. – М.: Изд. «Гардарики». – 2005. – 290 с.

  1. Мудрик А.В. Социализация человека./А.В.Мудрик. М.:МПСИ, 2010. – 623 с.
  2. Рахлевская Л.К. и др. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск, 1997. – 278 с.
  3. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение общение.М.:АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак. 2007. – 407 с.,
  4. Салов В.Е. Психолого-педагогическая антропология. – М.,2003.- 280 с.

18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.

19. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед.соч. в 6 т.- М.. Просвещение,1990. – Т.5,6.

  1. Чистяков В.В., Безух К.Е. Основы педагогической и социальной антропологии. Ростов-на-Дону, Изд. Феникс. – 2014.- 273 с.

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение:

Использование информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому магистранту участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.

Электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия, Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).

Мультимедиа как совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

9. http://elibrary.ru/defaultx.asp

10.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

11.Российская государственная библиотека http://www.r sl.ru/

12.Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/

13.Вестник московского университета. Серия 14. Психология http://mhp-journal.ru

14.Вестник московского городского педагогического университета (МГПУ). Серия «Педагогика и психология».

15.Журнал «Развитие личности»http://rl-online.ru/

16.научная библиотека http://cyberleninka.ru

17.психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/

18.Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

19.Электронная библиотека www.gumer.info

20.Электронная библиотека www.koob.ru

21.http://bologna.mgimo.ru/.

22.http://bologna.spbu.ru/chronicle.php

23.www.europa.eu.int/comm/education/Eras-mus/trend2.pdf

24.www.UNESCO.org/education/studyingabroad.

25.www.hrk.de/vbsmodule/texte/std.../bachelor_master/.

26. www.aha/ru/-moscow64/educational_book.

27.www.ac.wwu.edu/-wwuacs/bachelors.html.

28.www.unc.edu/depts/.

29.www.unimelb.edu.au/HB/areas/aculture.

30.http://tuning.unideusto.org/tumngeu.

31.Интернет-ресурсы:

32.http://imslp.org/wiki/Category:Composers - иностранный ресурс, зато всё есть ;)

33.http://notes.tarakanov.net/ - тут всё по-русски :)

34.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Vugotsk/_PsIskus_Index.phphttp://fdstar.com/2007/08/11/kpatkoe_posobie_po_teopii_muzyki.html

35.http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=666

36.http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=121:norm_doc8&Itemid=134

37.http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

38.http://festival.1september.ru/articles/subjects/14

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Учебная и научная деятельность магистрантов по освоению дисциплины сопровождается:

· работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов;

· презентациями по различным аспектам и проблемам инновационных процессов;

· наличием в библиотеке пособий, указанных в списке основной литературы, наличием в кабинете для занятий доски, видеопроектора.

·

Наши рекомендации