Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работе студентов

При изучении данной темы студенту необходимо раскрыть сущность, основную задачу, систему, ведущие принципы управленческой деятельности, условия и факторы, которые определяются требованиями общества к оптимальной управленческой деятельности.

При изучении факторов оптимизации стиля управленческой деятельности, прежде всего, студенту следует разобраться в сущности понятия «стиль управления», а затем изучить факторы оптимизации стиля управленческой деятельности, содержание критериев и показателей оптимальной управленческой деятельности руководителя.

Изучать тему «педагогический менеджмент» необходимо с определения ключевого понятия «педагогический менеджмент». Далее необходимо раскрыть сущность управленческих моделей и их согласование с образовательными моделями, а именно: отборочная модель и соответствующая ей сегментная организационная модель; постановочная образовательная модель и соответствующая ей линейная организационная модель; образовательная модель смешанных способностей и соответствующая ей коллегиальная организационная модель; интегративная образовательная модель – матричная организационная модель.

Подробно рассмотреть функции управления школой, а именно: особенности функции целеполагания и планирование, контроля, регулирования. Отметить в этом вопросе виды планов работы школы и основные требования к ним, содержание организаторской деятельности в управлении школой, организационные формы управленческой деятельности в школе, виды, формы и методы внутришкольного контроля.

Студенту важно уяснить, что школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием, и поэтому одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.

При подготовке данной темы необходимо дать характеристику основным формам и методам работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся, раскрыть психолого-педагогические правила такого взаимодействия и способы установления контактов с семьей школьника.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по разделу 6

1. В чем заключается сущность управления как деятельностного процесса?

2. Дайте характеристику психологической структуры управленческой деятельности.

3. Охарактеризуйте основные условия и факторы оптимального управления.

4. Определите психологические предпосылки эффективной реализации управленческих функций.

5. Раскройте психологические основы осуществления убеждающего управленческого воздействия.

6. Дайте анализ видов делового совещания. Результаты оформите в виде таблицы:

Вид делового совещания Цели Участники и расположение Возможные ошибки
       

7. Докажите, что управленческая коммуникация – основа успешной деятельности руководителя.

8. Познакомьтесь с контуром методологических предпосылок для конструирования концепций внутришкольного управления, с системой идей, которые закладываются в ее конструкцию и законспектируйте в тетрадь методологические «опоры» и конструктивное ядро внутришкольного менеджмента.

9. Назовите основные функции методов управления и управленческих задач.

10. В чем суть сегментной организационной модели?

11. В чем суть линейной организационной модели?

12. В чем суть коллегиальной организационной модели?

13. В чем суть матричной организационной модели?

14. Назовите основные функции управления школой.

15. В чем суть ценностного управления, какова его связь с культурно-исторической педагогикой?

16. Приведите пример влияния коллектива на развитие личности.

17. Вспомните школьные годы, охарактеризуйте воспитательную деятельность своего классного руководителя.

18. В творческих группах выработайте свои предложения и рекомендации по совершенствованию воспитательной работы, опираясь на знания педагогической периодики, опыт школ, свой опыт.

19. Каким должно быть содержание работы по организации учебно-воспитательной работы в школе?

20. Каковы признаки положительного психологического климата в педагогическом коллективе?

21. Назовите основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.

22. Раскройте методику проведения коллективных форм работы учителя-воспитателя с семьей учащихся.

Семинар «Управление педагогическими системами»

1.Государственно-общественная система образования.

2.Общие принципы управления образовательными системами.

3.Функции и управленческая культура руководителя образовательного учреждения.

Наши рекомендации