Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работе студентов
При изучении данной темы студенту необходимо раскрыть сущность, основную задачу, систему, ведущие принципы управленческой деятельности, условия и факторы, которые определяются требованиями общества к оптимальной управленческой деятельности.
При изучении факторов оптимизации стиля управленческой деятельности, прежде всего, студенту следует разобраться в сущности понятия «стиль управления», а затем изучить факторы оптимизации стиля управленческой деятельности, содержание критериев и показателей оптимальной управленческой деятельности руководителя.
Изучать тему «педагогический менеджмент» необходимо с определения ключевого понятия «педагогический менеджмент». Далее необходимо раскрыть сущность управленческих моделей и их согласование с образовательными моделями, а именно: отборочная модель и соответствующая ей сегментная организационная модель; постановочная образовательная модель и соответствующая ей линейная организационная модель; образовательная модель смешанных способностей и соответствующая ей коллегиальная организационная модель; интегративная образовательная модель – матричная организационная модель.
Подробно рассмотреть функции управления школой, а именно: особенности функции целеполагания и планирование, контроля, регулирования. Отметить в этом вопросе виды планов работы школы и основные требования к ним, содержание организаторской деятельности в управлении школой, организационные формы управленческой деятельности в школе, виды, формы и методы внутришкольного контроля.
Студенту важно уяснить, что школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием, и поэтому одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.
При подготовке данной темы необходимо дать характеристику основным формам и методам работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся, раскрыть психолого-педагогические правила такого взаимодействия и способы установления контактов с семьей школьника.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по разделу 6
1. В чем заключается сущность управления как деятельностного процесса?
2. Дайте характеристику психологической структуры управленческой деятельности.
3. Охарактеризуйте основные условия и факторы оптимального управления.
4. Определите психологические предпосылки эффективной реализации управленческих функций.
5. Раскройте психологические основы осуществления убеждающего управленческого воздействия.
6. Дайте анализ видов делового совещания. Результаты оформите в виде таблицы:
Вид делового совещания | Цели | Участники и расположение | Возможные ошибки |
7. Докажите, что управленческая коммуникация – основа успешной деятельности руководителя.
8. Познакомьтесь с контуром методологических предпосылок для конструирования концепций внутришкольного управления, с системой идей, которые закладываются в ее конструкцию и законспектируйте в тетрадь методологические «опоры» и конструктивное ядро внутришкольного менеджмента.
9. Назовите основные функции методов управления и управленческих задач.
10. В чем суть сегментной организационной модели?
11. В чем суть линейной организационной модели?
12. В чем суть коллегиальной организационной модели?
13. В чем суть матричной организационной модели?
14. Назовите основные функции управления школой.
15. В чем суть ценностного управления, какова его связь с культурно-исторической педагогикой?
16. Приведите пример влияния коллектива на развитие личности.
17. Вспомните школьные годы, охарактеризуйте воспитательную деятельность своего классного руководителя.
18. В творческих группах выработайте свои предложения и рекомендации по совершенствованию воспитательной работы, опираясь на знания педагогической периодики, опыт школ, свой опыт.
19. Каким должно быть содержание работы по организации учебно-воспитательной работы в школе?
20. Каковы признаки положительного психологического климата в педагогическом коллективе?
21. Назовите основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.
22. Раскройте методику проведения коллективных форм работы учителя-воспитателя с семьей учащихся.
Семинар «Управление педагогическими системами»
1.Государственно-общественная система образования.
2.Общие принципы управления образовательными системами.
3.Функции и управленческая культура руководителя образовательного учреждения.