Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинам
№ п/п | Наименование последующих дисциплин | № раздела (темы) данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин | |
Раздел 1 | Раздел 2 | ||
1. | Профессиональная этика | Тема 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14 | Тема 15, 16, 17,18 |
2. | Педагогическая риторика | Тема 7, 9, 11, 12, 13, 14 | Тема 15, 16, 17,18 |
3. | Методика обучения русскому языку и литературе | Тема 2,3,4, 9, 10 | |
4. | Методика преподавания предмета «Окружающий мир» (профиль начальное образование) | Тема 6, 8, 9, 10 | |
5. | Методика обучения и воспитания (профили: экономика, технология) | Тема 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 | Тема 15, 16, 17,18 |
6. | Методика обучения русскому языку», «Методика обучения литературе» (профиль русский язык, литература) | Тема 6, 8, 9, 10 | |
7. | Методика обучения истории и права» (профиль история, право) | Тема 6, 8, 9, 10 | |
8. | Методика обучения технологии и экономики» (профиль технология, экономика) | Тема 6, 8, 9, 10 | |
9. | Методика обучения биологии» (профиль биология) | Тема 6, 8, 9, 10 | |
10. | Методика обучения иностранному языку» (профиль английский язык, немецкий язык) | Тема 6, 8, 9, 10 | |
11. | Методика обучения математике и информатике» (профиль математика, информатика) | Тема 6, 8, 9, 10 | |
12. | Методика обучения физической культуре» (профиль физическая культура) | Тема 6, 8, 9, 10 |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе освоения учебной дисциплины у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» для выпускника с квалификацией (степенью) «бакалавр»:
1) общекультурные компетенции (ОК): выпускник
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
2) общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
в области педагогической деятельности:
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
По окончании обучения студент должен владеть необходимыми профессиональными навыками и быть готовым к организации воспитательной работы в качестве классного руководителя, воспитателя детского коллектива, группы учащихся, а именно:
Знать:
- основные понятия курса (воспитание, социализация, воспитательная деятельность и др.), сущность, структуру воспитательной работы и основные подходы к ее реализации в профессиональной в педагогической деятельности;
- современные концепции воспитания (отечественные и региональные), методы и формы воспитания (понятие, классификация, характеристика, типология, вариативность);
- современную теорию коллектива, модель школьного коллектива, пути и средства развития детского самоуправления;
- функции, обязанности классного руководителя;
- понятие культуры межнационального общения, формы и методы работы с учащимися и родителями по ее формированию;
- основные направления воспитания (умственное, нравственное, трудовое, физическое и др.), их характеристику;
- характеристику современных воспитательных технологий.
Владеть
- системой знаний о закономерностях развития личности, о человеке как субъекте воспитательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;
- суммой знаний о воспитании как социальном явлении и педагогическом процессе, осуществляемом в интересах человека, общества и государства;
- знаниями об основных базовых теориях, воспитания и развития личности, воспитательных системах и технологиях, национальном своеобразии воспитания;
- системой знаний о закономерностях и принципах воспитательного процесса и целостного педагогического процесса, системой форм, методов и средств обучения и воспитания;
- методами педагогического исследования процесса воспитания;
- знаниями основ педагогического общения, его видах; основных закономерностях и стилях педагогического общения;
- системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
- методами, приемами и средствами воспитания;
- умениями педагогической диагностики и на ее основе проектирования, реализации, оценивания и коррекции процесса воспитания;
- основами разработки плана воспитательной работы с коллективом учащихся и использования его для формирования содержания воспитания;
- основами проектирования индивидуальной траектории развития воспитанников.
Уметь организовать:
- учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода;
- внеучебную деятельность учащихся;
- воспитательный процесс в различных социокультурных условиях, а также в условиях разных типов образовательных учреждений.
4. Структура и содержание дисциплины«Педагогика»
Концепция дисциплины основана на закономерностях профессионально-личностного становления специалиста в период обучения в вузе, которые обусловливают следующую логику построения дисциплины: ориентация и самоопределение в сфере педагогической деятельности, педагогического образования; освоение теоретико-методологических основ педагогики; практических способов их реализации в образовательной практике; расширение профессионально-педагогического кругозора и поля возможностей самореализации творческого потенциала будущего специалиста в области образования.
В состав учебной дисциплины включены разделы, способствующие формированию общепрофессиональной педагогической компетентности, понимаемой как становление субъектного опыта целостной профессионально-педагогической деятельности посредством решения педагогических задач, развития умений диагностики собственного продвижения в педагогическом образовании, рефлексии путей достижения целей высшего педагогического образования и построения стратегии профессионального и личностного роста будущего специалиста. Данная программа предусматривает изучение двух разделов: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика».
Обоснование структуры учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Педагогика» бакалавром педагогического профиля призвано способствовать формированию у него профессиональной компетентности и личностных качеств, необходимых учителю, выработке умения находить общие и частные признаки педагогических явлений, прослеживать закономерности процесса обучения, выявлять причинно-следственные связи, использовать полученные знания для дальнейшего применения в профессиональной деятельности с целью повышения педагогического мастерства. Содержание курса строится на анализе и обобщении наиболее важных исследований в области теории воспитания, а также педагогической практики.
В основу логико-структурного построения курса положен системный подход. Идея системности означает, что личность как система есть определенная структура интегративных качеств. Как целостность она формируется в рамках целостной педагогической системы.
Такой подход позволяет усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает причинно-следственное мышление.
Раздел «Теория и методика воспитания» посвящен раскрытию научных основ воспитания, его сущности и месту в целостной структуре образовательного процесса, закономерностям и принципам процесса воспитания, содержанию, формам и методам его организации. Изучая темы этого раздела, будущие учителя познают базовые теории воспитания и развития личности, национальное своеобразие воспитания. Особое внимание уделяется воспитанию культуры межнационального общения. Бакалаврам дается понятие о воспитательных системах, раскрываются функции коллектива как объекта и субъекта воспитания. Отдельные темы посвящены вопросам воспитательной работы классного руководителя, педагогическому взаимодействию в воспитании, характеристике функций и основных направлений педагогической деятельности.
Содержание входят вопросы специфики национального воспитания, а также воспитания патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.
В разделе учебной программы «Социальная педагогика» раскрываются вопросы социального воспитания и социализации личности; сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов) Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.
Будущие учителя знакомятся с оказанием индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.