Игры со звуками, буквами и словами 2 страница

Приложение 5

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Развитие мелкой моторики (смотри тему «Одежда»).

Развитие дыхания и голоса. Обыгрывание ситуации «Шитье одежды».

Укололи пальчик, подуем на больное место (продол­жительный выдох через рот), произнесение четырех сло­гов Ойой-ойой!, а затем фразы «Ой, ой, ой, болит паль­чик мой!» на одном выдохе.

Мимические упражнения. Передаем эмоции радости, удивления, восхищения и печали: порадуемся покупке новой одежды, удивимся необычности наряда, восхитим­ся новым нарядом мамы, опечалимся от нечаянно порван­ной одежды.

Упражнения для мышц шеи. Игровая ситуация «Ис­пачкали платье и рассердили маму». Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопро­тивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!»

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц. Игровое упражнение «Стучит иголка швейной машинки». Максимально часто открывать рот с произнесением сло­гов ба-ба-ба-ба-ба, быбыбы-бы-бы.

Упражнения для губ. Игровое упражнение «Застеги­вание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сом­кнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти («застегнули молнию»). Разомкнуть губы («рас­стегнули молнию»).

Игровое упражнение «Большие пуговицы и маленькие пуговки». Максимально округлить губы («большая пуго­вица»), вытянуть губы узкой трубочкой («маленькая пу­говка»).

Упражнения для языка. Игровое упражнение «Иголоч­ка». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет до пяти-

шести.

Игровое упражнение «Воротник с широкими и остры­ми краями». Чередование положений «широкого» и «уз­кого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык («воротничок с острыми краями»).

Игровое упражнение «Белье на ветру». Широко от­крыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении под счет до шести.

Игровое упражнение «Шитье на разных швейных ма­шинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верх­ние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить звуки д-д-д-д-д-д («шьем на электрической швейной машинке») и т-т-т-т-т-т-т («шьем на ручной швейной машинке»).

Развитие интонационной выразительной речи

ПОРТНИХА

В каком я сегодня платьице! Правда, оно вам нравится? Правда, я очень красиво одета? Платье это красного цвета... Смотрите, сколько на нем горошин! Вы говорите, бок перекошен И что неровно легла кайма? Зато я сшила его сама!

Э. Мошковская

Приложение 6

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Успешному осуществлению поставленных задач способ­ствует совместная работа всего педагогического коллек­тива и родителей. Необходимо не только заинтересовать родителей, но и познакомить их с содержанием знаний, получаемых детьми в детском саду, только тогда они станут настоящими помощниками педагогов.

Задания на дом

Закрепите знания детей об одежде. Рассмотрите дома одежду всех членов семьи. Пусть ребенок расскажет, чем она отличается, чем похожа. Почему весной, осе­нью, летом и зимой мы носим разную одежду? Откуда у вас появилась одежда? Предложите расставить по по­рядку слова: ткань, нитки, хлопок, магазин, швейная фабрика.

Рассмотрите швейные принадлежности, закрепите их названия, назначение, правила обращения и хранения.

Учите детей умению классифицировать, размышлять, развивайте воображение.

Я знаю такую зимнюю одежду —...,демисезонную одежду — летнюю одежду — детскую одежду —... .

Назови «лишний» предмет в перечне: платье, рубаш­ка, туфли, сарафан. (Туфли.)

Что общего между шубой и снегом, крышей дома и шапкой?

Предложите детям придумать чистоговорки-небылицы со словами берет, пальто.

Развивайте фонематическое восприятие и фонематичес­кие представления детей.

Предложите детям назвать первый и последний звуки в словах пальто, колготки, костюм, тулуп, куртка. При­думать слова — названия одежды со звуками ш, ж, р.

Повторите с ребенком стихотворение Е. Благининой «Утюжок».

Взял Тимошка утюжок. — Ну-ка грейся, мой дружок. Выглажу братишке Куртку и штанишки.

Развивайте зрительное восприятие. Покажите, как мож­но нарисовать по клеточкам юбку, шорты и рубашку. Предложите украсить одежду орнаментом.

Автор надеется, что грамотное и добросовестное ис­пользование логопедами, воспитателями и родителями предложенных в книге материалов, приемов и методики поможет детям овладеть систематизированными знания­ми, воспитать у них привычки бережного отношения к тому, что нас окружает, а также сформировать доброже­лательность во взаимоотношениях с людьми и стремле­ние к положительным поступкам.

Я — ЧЕЛОВЕК

игры со звуками, буквами и словами 2 страница - student2.ru

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ новорожденный младенец ребенок (дети) девочка мальчик подросток юноша девушка мужчина женщина старик старуха части тела голова макушка затылок волос лоб подбородок борода усы рот губа зуб горло глаз веко ресница зрачок белок бровь нос ухо шея туловище плечо грудь спина бок живот рука плечо локоть ладонь палец ноготь нога внутренние органы мозг сердце легкое желудок кишечник печень почка вена артерия капилляр физическое состояние жизнь рождение взросление старение смерть мысль дыхание движение ходьба бег отдых работа разговор крик молчание плач вдох выдох сон  
пробуждение бодрствование боль болезнь здоровье эмоциональное состояние эмоция любовь счастье настроение уныние переживание сострадание гнев сочувствие презрение нежность ласка возмущение страх испуг ненависть удивление восторг горе беда радость улыбка обида досада злость огорчение грусть тоска печаль физические чувства осязание обоняние вкус зрение слух характер непоседа лакомка торопыга трусишка грязнуля увалень забияка задира недотрога неженка плакса нытик белоручка лентяй врунишка фантазер хохотун прочие слова речь мимика жест мечта интуиция прощание приветствие благодарность прощение знакомство общение имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ правый левый головной глазной носовй ручной ножной спинной боковой ротовой ушной кожный сердечный молодой старый добрый удивительный восхитительный замечательный превосходный очаровательный смешной страшный грустный радостный умный мужской женский детский подростковый юношеский старческий ГЛАГОЛ любить восхищаться мыслить думать моргать смотреть слушать говорить кричать петь молчать улыбаться
болеть плакать стареть ходить заболеть выздороветь нахмуриться отдохнуть посмеяться услышать увидеть ПРИЧАСТИЕ растущий говорящий поющий улыбающийся думающий смотрящий читающий очарованный слушающий играющий веселящийся спящий заболевший тоскующий НАРЕЧИЕ МОЖНО нужно надо нельзя вперед назад направо налево внутри сбоку шагом бегом шепотом назубок вслух ласково радостно грустно весело тоскливо печально приятно одиноко исподтишка вежливо грубо  
                 

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ

Передайте мимикой свое настроение, состояние, наме-
рение и отношение к другому человеку.

приятно — неприятно
доволен — недоволен
счастлив — несчастен
смел — труслив
спокоен — озабочен
сердит — добр

весел — печален
уверен — робок
болен — здоров
измучен — бодр
послушен — непослушен

Покажите, каким разным может быть взгляд человека.

насмешливый
печальный
добрый
злой
хитрый
обиженный

Покажите свое состояние в холодный зимний день, в
жаркий летний день.

Изобразите человека, изнемогающего от жажды и голода.
Изобразите человека, который несет тяжелый груз.

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Покажите, как ходит великан среди лилипутов, лили-
пут среди великанов.

Изобразите охоту первобытных людей на мамонта.

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

Выполняйте действия и движения пальчиками в соответствии
со смыслом текста потешки.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Этот стук услышал я,

Дверь открыл, а там — друзья.

Всех друзей пригласил к себе скорей.

Игра «Мое тело» (по Лазареву (1997)

Повторяйте слова и показывайте части тела, о которых мы
будем говорить.

головушка-соловушка (гладят голову)

лобик-бобик (выставляют вперед лобик, как бычки)

носик-курносик (закрывают глаза и попадают паль-
чиком в кончик своего носа)

щечки-комочки (мнут пальчиками щечки и трут их
тихонько ладошками)

губки-голубки (вытягивают губки в трубочку)
зубочки-дубочки (стучат тихонько зубками)
бородушка-молодушка (гладят подбородок)
глазки-краски (раскрывают глазки шире и смотрят,
сколько красок вокруг)

реснички-сестрички (моргают ресничками)
ушки-«послушки» (трут тихонько пальчиками свои
ушки)

шейка-индейка (вытягивают свою шейку)
плечики-кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)
ручки-«хватучки» (обхватывают руками свои плечи)
пальчики-мальчики (шевелят пальчиками рук)
грудочка-уточка (выпячивают вперед свою грудку)
животик-бегемотик (выпячивают животик вперед)
спинка-тростинка (вытягивают спинку)
коленки-«поленки» (сгибают ножки в коленках по
очереди)

ножки-сапожки (топают ножками)

Формирование
лексико-грамматического строя речи

■ синонимы

Послушайте и повторите слова, близкие по значению, — «сло-
ва-приятели».

радость — ликование, торжество

прилежание — усердие, исполнительность, старатель-
ность

сильный — могучий, богатырский, мощный
смелый — мужественный, храбрый, бесстрашный, ге-
ройский, отважный, решительный, неустрашимый, доб-
лестный

растрепанный — косматый, лохматый, взъерошенный,
нечесаный

жестокий — безжалостный, бессердечный, бесчеловеч-
ный, свирепый

идти — ступать, шагать, семенить, шествовать, брести,
тащиться, тянуться

бегать — носиться, летать, гонять, мчаться

■ АНТОНИМЫ

Придумайте слова, противоположные по значению,— «сло-
ва-неприятели».

доброта — злоба
жизнь — смерть
мудрость — глупость
радость — горе
любовь — ненависть
счастье — несчастье
здоровье — болезнь
прилежание — нерадивость
успех — неудача
трус — храбрец
умник — глупец
друг — враг
ребенок — старик

печальный — радостный
воспитанный — невоспитанный
молодой — старый
женский — мужской
слепой — зрячий
глухой — слышащий
стройный — сутулый
худой — толстый
ловкий — неуклюжий
бледный — румяный
спать — бодрствовать
говорить — молчать
спрашивать — отвечать

Дополните предложения.

Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопросы.

Что такое нос? У кого есть нос?

Нос — это орган обоняния и дыхания человека и жи-
вотных, клюв птиц, передняя часть самолета, лодки и
других морских судов.

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите «слова-родственники». Какое слово
не является родственным?

человек, человечность, человеколюбие, челнок, чело-
веческий

дума, выдумщик, думать, дунуть, придумывать, ду-
мушка

радость, радостный, радоваться, радуга, радостно
грусть, группа, грустный, грустить, грустно
болезнь, больница, болельщик, больной, болтунья, болеть
здоровье, выздоровление, здоровый, высказать, здравствуй
знакомство, знакомый, знание, незнакомка, знако-
миться

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите ласково.

голова — головка, головушка
борода — бородка, бородушка
нога — ножка, ноженька
зуб — зубок, зубик
рот — ротик, роток
рука — ручка, рученька
добрый — добренький
молодой — молоденький
милый — миленький
толстый — толстенький

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

человек, желающий добра, — доброжелательный
женщина, у которой добрая душа, — добродушная

человек, который радуется жизни, — жизнерадостный
мальчик, у которого розовые щеки, — розовощекий
девочка, у которой красные щеки, — краснощекая
человек, который любит жизнь, — жизнелюбивый

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

молодой — моложе — самый молодой
старый — старше — самый старый (старейший)
добрый — добрее — самый добрый (добрейший)
радостный — радостнее — самый радостный
умный — умнее — самый умный (умнейший)

Ответьте на вопросы.

Кого из своих близких ты можешь назвать добрым? Кто
относится к тебе добрее других? Кто из твоих знакомых
или друзей самый добрый? Когда у тебя бывает самое
радостное настроение? Кого ты считаешь самым умным?

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

расти — подрасти, вырасти

смотреть — посмотреть, высмотреть, усмотреть
слышать — услышать, выслушать, прослышать
думать — придумать, подумать, задумать
ходить — выходить, заходить, подходить, переходить,
уходить

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — много».

один младенец — младенцы — много младенцев

один ребенок — дети — много детей
один мальчик — мальчики — много мальчиков
один юноша — юноши — много юношей
одна девушка — девушки — много девушек
одна девочка — девочки — много девочек
одна женщина — женщины — много женщин

За столом сидит одна (девочка).

В зал пошли (девочки).

В танце участвует много (девочек).

Есть семьи, в которых только один (ребенок).

На улице играют (дети).

В детский сад ходит много (детей).

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬ-
НЫХ

Сочините чистоговорки.

Онь-онь-онь, посмотри мою (ладонь).
Ва-ва-ва, у человека — (голова).
Дони-дони-дони, попугай клюет с (ладони).
Вы-вы-вы, купим шампунь для мытья (головы).
Дони-дони-дони, вымой-ка свои (ладони).
Олову-олову-олову, положи подушку под (голову).
Онью-онью-онью, прикоснись к щекам (ладонью).
Ве-ве-ве, гимнаст стоит на (голове).
Они-они-они, снежинка тает на (ладони).

Вставьте пропущенное слово мысль.

Мне в голову пришла (мысль): «Надо совершить хо-
роший поступок!» От этой (мысли) у меня сразу подня-
лось настроение. Я поделился своей (мыслью) с сест-
рой: «Давай порадуем маму: сделаем уборку в кварти-
ре». Придя с работы, мама сказала: «Спасибо, дорогие
мои, за помощь! Почаще бы у вас появлялись такие
(мысли)!»

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

О каких частях тела можно сказать мой, твой, наш?
(Нос, глаз, рот.)

О чем можно сказать моя, твоя, наша? (Голова, нога,
рука.)

О чем можно сказать мое, твое, наше? (Сердце, ухо,
плечо.)

О чем можно сказать мои, твои, наши? (Волосы, уши,
зубы.)

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ,

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, МЕСТОИМЕНИЕМ И ПРИЧАСТИЕМ

Ответьте на вопрос.

Сколько у тебя рук, ног, глаз, ушей, щек, губ, паль-
цев? (Две руки, ноги, щеки; два уха; пять, десять паль-
цев.)

Вставьте нужное слово.

два маленьких (ребенка)
три послушные (девочки)
трое сильных (мужчин)
две красивые (женщины)

мой радостный (крик)
мое грустное (настроение)
мои голубые (глаза)
расстроенный (человек)

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Исключите лишнее слово.

мальчик старый, смешной, смелый, сильный
девочка радостная, грустная, умная, молодая
сердце доброе, чуткое, отзывчивое, косматое
глаза голубые, карие, толстые, умные, синие

Глагол

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ, ЧИСЛАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
любить любит, -ят любил будет любить
мыслить мыслит, -ят мыслил будет мыслить
думать думает, -ют думал будет думать
смотреть смотрит, -ят смотрел будет смотреть
слушать слушает, -ют слушал будет слушать
говорить говорит, -ят говорил будет говорить

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ, ЧИСЛАМ

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
заговорить заговорил заговорит, -ят
промолчать промолчал промолчит, -ат
нахмуриться нахмурился нахмурится, -ятся
отдохнуть отдохнул отдохнет, -ут
посмеяться посмеялся посмеется, -ются
подумать подумал подумает, -ют

Ответьте на вопросы.

Что мы умеем делать? (Бегать, ходить, смеяться, пры-
гать, улыбаться, говорить, думать и т. д.)

Чего ты не умеешь делать? (Писать, читать, молчать.)

Что делает девочка? (Девочка играет с куклой. Девоч-
ка укладывает куклу спать.)

Что делала девочка? (Девочка играла с куклой. Девоч-
ка укладывала куклу спать.)

Что сделала девочка? (Девочка поиграла с куклой.
Девочка уложила куклу спать.)

Что еще будет делать девочка с куклой? (Девочка бу-
дет кормить куклу. Девочка пойдет гулять с куклой.)

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я хожу, моргаю, улыбаюсь, плачу, бегу.)
Что мы делаем? (Мы ходим, моргаем, улыбаемся, пла-
чем, бежим.)

Спросите у друга. (Ты ходишь, моргаешь, улыбаешь-
ся, плачешь, бежишь?)

Что вы делаете? (Вы ходите, моргаете, улыбаетесь,
плачете, бежите.)

Что он(-а) делает? (Он(-а) ходит, моргает, улыбается,
плачет, бежит.)

Что они делают? (Они ходят, моргают, улыбаются,
плачут, бегут.)

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Наши советы и предложения.

Слушайте внимательно воспитательницу!
Вовремя ложитесь спать!

Садитесь подальше от телевизора! Берегите глаза!

Бегите поскорее к маме.

Ходите прямо. Не сутультесь!

Не кричите слишком громко. Говорите тише.

Не смейтесь над бедой друга.

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЕМ

Исключите лишнее слово.

возвращайся поскорее, шепотом
причесывайся аккуратнее, весело
мойся чище, ласково
собирайся быстрее, назубок
не смотри так печально, вслух
не разговаривай грубо, молча
побегай босиком, тоскливо

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите последний звук в словах сон, крик, слух,
жест. Как называются эти звуки? (Согласные твердые
звуки.)

Назовите первый звук в словах человек, девочка. Как
называются звуки ч, д'? (Мягкие согласные звуки.)

Назовите последний звук в словах голова, рука, усы,
губы, брови. Какие это звуки? (Гласные звуки.) Какие
гласные звуки есть в середине слов нос, зуб, глаз, рот,
кисть?

В названиях каких частей тела есть звуки р, р'? (Рука,
подбородок, рот, борода, ресницы, переносица, ребра.)

Какой звук потерялся в словах ма...чик, голе... , ...ети?

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова б...к,
м...зг, з...бы, к...жа, ш...я.

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова ...адонь,
...огти, ...лечо, ...пина, ...лаза, ...адость.

Превратите слова мука, бочка, колос, дуб, бак, тучка
в названия частей тела, изменив один звук (одну букву).
(Рука, мочка, волос, зуб, бок, ручка.)

Угадайте слова, в которых пропущены слоги: не...седа,
то...пыга, гряз...ля, ум...ца, бе...ручка. Назовите пропущен-
ные слоги.

Угадайте слова по перепутанным слогам: ка-ру, ка-пят,
наспи, чо-пле, цы-паль.

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих
словах: ноженька (нож, Женька, кожа), брови (ров, рви),
носок (нос, сок), подросток (росток, ток, кот).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ (ЦВЕТА, ФОРМЫ,
ВЕЛИЧИНЫ, ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА)

Игры на развитие ощущений.

«Чудесный мешочек». Узнайте предмет на ощупь.
Узнайте предмет на вкус.

Путешествие по комнате. Найдите гладкие и шероховатые,
холодные и теплые, тяжелые и легкие предметы.
Ответьте на вопросы.

Какого цвета у тебя глаза? Какой они формы? Из ка-
ких геометрических фигур можно нарисовать человека?

Чья это ладонь? (Даются рисунки рук мужчины, жен-
щины и ребенка.)

Какого цвета волосы у тебя и твоих близких? Что
находится у нас над головой? (Потолок, небо, люстра
и т. п.) Что у тебя под ногами? (Пол, ковер, земля
и т. п.)

Слушайте внимательно и выполняйте.

Положите руки на плечи. Поставьте руки на пояс.
Спрячьте руки за спину. Покажите левую руку, правую
руку. Поднимите правую руку и положите ее на левое
плечо. Потрогайте левой рукой правое ухо. Дотроньтесь
правой рукой до левого колена. Повернитесь так, чтобы
стена была справа, а дверь — слева.

Ответьте на вопросы.

Что длиннее — руки или ноги? Где длиннее пальцы —
на руках или на ногах? Какой палец длиннее — указа-
тельный или средний? Какой палец короче среднего? Как
называется самый короткий палец? Как называется са-
мый толстый палец на руке?

Что у человека растет всю жизнь? (Ногти и волосы.)

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Решите задачу.

На скамейке сидели четыре мальчика: Андрей, Саша,
Витя, Денис. Кто сидел между Сашей и Денисом? Кто
сидел слева от Вити?

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Послушайте, запомните и повторите слова, обозначаю-
щие настроение человека: радостный, печальный, спокой-
ный, расстроенный, возмущенный, огорченный. Сколько
слов вы запомнили?

Сделайте как было. Посмотрите на геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь-
ник) и запомните, как они расположены. (Затем меняет-
ся расположение фигур, а ребенок воспроизводит их пер-
воначальное местоположение.)

Посмотрите направо, потом оглянитесь назад. Что вы
увидели? Сколько предметов запомнили?

«Повторите, не ошибитесь!» (Два раза хлопнуть над
головой, один раз присесть и подпрыгнуть на правой ноге.)

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Установление логических связей.

Подберите картинку к слову. (Перед детьми выклады-
ваются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи,
солнце, коньки — и произносятся слова ноги, руки, гла-
за, нос. Ребенок выбирает те картинки, которые связаны
с заданным словом.) (Ноги — лыжи, снег — горка, сан-
ки, нос — духи и т. д.)

Какая связь существует между этими предметами?

Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
ноги и туфли (туфли надевают на ноги), глаза и очки
(очки нужны для того, чтобы лучше видеть).

Установление парных аналогий по внешнему сходству
(форме, размеру, цвету) и прочим общим признакам.

Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.) Глаза и
небо? (Могут быть голубыми или серыми.) Пила, грабли,
борона и рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)
Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)

Назовите лишнее слово.

рука, перчатки, брать, рисовать, ходить
глаза, видеть, очки, моргать, слышать
ноги, думать, бегать, прыгать, сапоги

■ ОБРАЗНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

Почему так говорят: золотая голова, пустая голова, у
человека каменное сердце, у человека золотые руки?

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Каким вы себе представляете великана? Знаете ли вы,
кто такие лилипуты? Представьте, что мы попали в Стра-
ну Великанию. Что вы станете делать среди великанов?
Как вы будете вести себя в Стране Лилипутии среди ли-
липутов?

Давайте помечтаем. Кем бы вы хотели стать? Что бы
вы хотели изменить в нашей жизни? Какой вы хотите
видеть нашу Землю? Какими будут люди через много лет?

Хотите ли вы полететь на другую планету, в другую
звездную систему? Хотите ли вы встретиться с инопла-
нетянами? Какими вы их представляете?

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме
«Человек». Составьте мини-диалоги.

Как можно назвать одним словом младенца, девочку, мальчика, юношу, дедушку и бабушку? (Их можно на­звать людьми.) Кто ты? (Я — человек, девочка, мальчик и др.) Человек — это кто? (Человек — неотъемлемая часть живой природы. Он думает, дышит, видит, передвигает­ся, говорит, работает и др.) Чем вы похожи на других людей? Чем вы отличаетесь от других людей? Чем отли­чаются люди разных рас друг от друга? (Они отличаются цветом кожи, цветом волос, строением носа, ростом, раз­резом глаз и т. д.)

Чем отличаются люди от других живых существ? (Они умеют говорить, изобретать разные машины и работать на них, использовать огонь и электричество себе во благо.)

Всегда ли человек был таким, как сейчас? (Первобыт­ные люди, которые жили много миллионов лет назад, отличались от современного человека своим внешним ви­дом. Они были меньше ростом и имели другую внеш­ность. У первобытных людей не было домов, одежды, машин и инструментов. Их орудием труда были острые камни. Люди не умели строить дома и жили в пещерах.)

Назовите основные части тела человека. Какой самый главный орган человека? (Самый главный орган челове­ка— мозг. Мозг посылает нервные импульсы, или «при­казы»: рукам — работать, ногам — ходить, языку и гу­бам — говорить, ушам — слышать, коже — чувствовать, глазам — видеть и т. д.)

Что такое мысль? (Это то, о чем вы сейчас думаете.) О чем вы сейчас думаете? Попробуйте ни о чем не ду­мать. Правда, не получается? Человек думает о чем-либо каждое мгновение своей жизни. Что такое желание? Что бы вы пожелали себе, семье, друзьям и всем людям? Что такое ум? Какого человека можно назвать умным? (Че­ловека, который много знает и совершает хорошие и пра­вильные поступки.)

Что нужно делать детям, чтобы стать умными? (Нуж­но много знать, слушать взрослых, научиться читать и писать и соблюдать правила поведения.) Знаете ли вы, что люди бывают не только умными, но и талантливыми и даже гениальными? У одного человека талант прояв­ляется в рисовании, у другого — в музыке, у третьего — в сочинении стихов. Есть еще гениальные люди, кото­рые делают открытия, пишут замечательные книги, со­чиняют волшебную музыку или рисуют прекрасные кар­тины. Что надо сделать, чтобы выявить свой талант? (Надо очень много трудиться и многому учиться.)

Как человек получает знания? (Знания передаются от человека к человеку в общении с помощью речи, книг, телевидения, кинофильмов и компьютеров.)

■ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Что такое человеческая речь? (Речь — это способ об­щения людей, это мысли, которые человек высказывает вслух.) В мире очень много народов, и каждый из них говорит на своем языке. С помощью речи и родного язы­ка люди передают друг другу знания, умения, правила поведения и свою культуру. Смогли бы люди, не умея говорить, построить города, изобрести машины и напи­сать книги? Что значит слово общение? (Это умение че­ловека устанавливать отношения с другими людьми, всту­пать с ними в разговор, дружить, вместе выполнять ра­боту.) Что помогает человеку общаться? (Жест, мимика, взгляд, улыбка и движение.) Чему вы учитесь в обще­нии с взрослыми? Как вы общаетесь со своими друзья­ми? Можно ли жить без общения с другими людьми? Зачем люди здороваются друг с другом? Что мы желаем друг другу, здороваясь?

Наши рекомендации