III. Организация выполнения и защиты индивидуального образовательного проекта

3.1. Выбор темы

Темы индивидуальных проектов могут предлагаться как преподавателем, так и самими обучающимися.

Темы индивидуальных проектов разрабатываются преподавателями колледжа на каждый учебный год в соответствии с рекомендуемой примерной тематикой проектов в рабочих программах общеобразовательных учебных дисциплин. Тема, предложенная студентом, должна быть согласована с преподавателем-руководителем проекта.

Темы индивидуальных проектов рассматриваются на заседании ЦМК (цикловой методической комиссии), утверждаются заведующим учебной частью и приказом директора колледжа.

Темы индивидуальных проектов доводятся до сведения обучающихся на первом занятии соответствующей учебной дисциплины. На выбор темы обучающимся даётся не более 30 календарных дней.

Допускается выполнение проекта по одной теме группой студентов (не более 3 человек).

После выбора и утверждения темы индивидуального проекта руководитель проекта заполняет совместно со студентом проектное задание (приложение 1), составляет календарный план, в котором указываются этапы работы над проектом, задания для самостоятельной работы студента, определяются сроки выполнения заданий.

Проектное задание должно быть чётко сформулировано, цели и средства ясно обозначены, совместно со студентом составлена программа действий. Обсуждение основополагающего вопроса и вопросов темы, на которые обучающийся должен ответить в результате работы над проектом, должны быть отражены в программе действий студента.

3.2. Тип индивидуального проекта

Студент может выбрать в соответствии со своими интересами проект любого типа:

· информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной профессиональной или предметной/межпредметной теме;

· исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы, при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической;

· практико-ориентированный, прикладной проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный
на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например колледж, организация – социальный партнёр, город и т.д.;

· творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы;

· игровой проект – проект, предполагающий организацию обучающимися какого-то интересного мероприятия (спектакль, концерт, шоу, игра, экскурсия, спортивное состязание, викторина и т.д.), чтобы не только вызвать интерес к какой-либо учебной дисциплине, но и дать участникам опыт активного применения знаний;

· социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой теме;

· телекоммуникационный проект – это проект, выполняемый с использованием сети Интернет-сайтов.

3.3. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:

· социальное;

· бизнес-проектирование;

· исследовательское;

· инженерное;

· информационное.

3.4. Продукт проекта

Продуктом проектной деятельности может быть:

· письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);

· творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

· материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

· отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты;

· интернет-ресурс (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа Хант, сабджект сэмпла, Вебквест);

· социальные сетевые сервисы (блог, wiki и т.д.)

3.5. Координатор проектов

В качестве организатора, координатора проектной деятельности студентов 1 курса выступает заведующий учебной частью колледжа. В его обязанности входит:

· создание необходимых для организации и осуществления проектной деятельности в колледже условий (кадровых, материально-технических, программно-методических, информационных и др.).

· подготовка до первого ноября текущего учебного года приказа о закреплении тем и руководителей проектов, утверждение заданий на выполнение индивидуального проекта, организация консультаций и контроль своевременности выполнения проектов;

· ведение мониторинга качества проектной деятельности студентов.

3.6. Этапы проекта

Подготовительный этап:

× выявление проблемы и формулирование проблемных вопросов;

× формулировка темы индивидуального проекта (учебного исследования или учебного проекта) обучающихся;

× выделение и анализ базовых понятий по теме;

Планирование:

× определение источников необходимой информации;

× определение способов сбора и анализа информации;

× определение способа представления результатов (формы продукта проекта);

× установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

× распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.

Выполнение проекта:

× сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);

× выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

× выбор оптимального варианта хода проекта;

× поэтапное выполнение исследовательских задач проекта;

× анализ информации;

× формулирование выводов.

Обобщающий этап – оформление результатов:

× доработка проекта с учетом замечаний и предложений руководителя;

× анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач
и их причин);

× подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет
с демонстрацией материалов, письменный отчет);

× оформление проектной папки;

× подготовка текста защиты, презентации индивидуального проекта.

Заключительный этап – презентация изащита проекта:

× защита проектов осуществляется в рамках часов, отведённых на учебную дисциплину «Основы проектной деятельности», на последнем занятии;

× на процедуре защиты могут присутствовать представители администрации колледжа, председатели ЦМК, классные руководители, преподаватели, родители, представители организаций – социальных партнёров;

× результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются членами комиссии по итогам презентации и защиты студентом проекта, с учётом отзыва руководителя;

× лучшие проекты могут быть рекомендованы комиссией для участия в научно-практической конференции колледжа «День науки».

3.7. Сроки выполнения проекта

Индивидуальный проект должен быть выполнен каждым студентом колледжа, обучающимся на 1 курсе в течение получения им среднего общего образования.

Наши рекомендации