Семья и брак. Личная жизнь 12 страница

Один из отправленных по приговору в ИТЛ
И.М. Соломонов был освобожден раньше других
благодаря письму его жены на имя Л.П. Берия. У
"шефа" НКВД была глухонемая племянница, как,
впрочем, и у Н.С. Хрущева. Это обстоятельство,
видимо, сыграло определенную роль в освобожде-
нии И.М. Соломонова.

Сведений о других репрессированных в 1930-е гг.
глухих нет, но ветераны Общества вспоминали,'
что кое-кто был арестован за то, что, называя
Сталина, вместо жеста "усы" или "сталь" употре-
бил жест "нажимать на курок".

Глухие в период Великой Отечественной войны

В 1941 г. (к июню) количество отделов ВОГ
увеличилось до 1282, число членов Общества
возросло до 46900 чел. В начале года среди чле-
нов ВОГ было 7863 стахановца и 6247 ударников
труда, в системе Общества действовало 97 клу-
бов и 284 красных уголка, насчитывалось
114 специальных киноустановок. Большинство
клубов и красных уголков располагало своими
библиотеками. Для глухих учеников и рабочих
УПП строились общежития, что привлекало
многих глухих из деревни в город.

Изменялось отношение к глухим, улучшались
условия их труда и быта, укреплялся авторитет
ВОГ. Но все планы нарушила война.

В августе 1941 г. члены Московской организа-
ции на общегородском митинге призвали всех во-
говцев к активной работе для фронта. Из резолю-
ции митинга: "В этот грозный час, когда над Роди-
ной нависла смертельная опасность, наш долг уде-
сятерить усилия в своей работе. Мы освобождены
от воинской обязанности, и тем более самоотвер-
женность и упорство мы должны проявить в труде,
памятуя, что каждая деталь, выданная сверх плана,
есть удар по врагу".

Активную помощь фронту оказывали более
20 тыс. глухонемых работников и работниц. Во-
говцы оказывали помощь раненым в госпиталях,
собирали деньги на подарки фронтовикам, отправ-
ляли теплые вещи. 250 глухонемых работников и
работниц Ленинграда награждены медалью "За
оборону Ленинграда". Более 4 тыс. глухих за труд
во время войны были награждены орденами и ме-
далями. За помощь фронту и труд в тылу глухие
Алтайского края, где работало много эвакуиро-
ванных из Европейской части страны, получили
три благодарности, подписанные И.В. Сталиным.
Героически трудились глухие рабочие Свердлов-
ского "Уралмаша", Челябинского Кировского за-
вода - "Танкограда". Токарный станок рабочего-
стахановца московского завода им. Владими-
ра Ильича В.И. Кабанова стал реликвией музея
Вооруженных сил СССР.

В июле 1942 г. одной из бронетанковых частей
был передан танк "Воговец-2". Московский драм-
кружок ставил пьесы военной тематики. В период
войны в ряде городов выходили однодневные газе-
ты для глухих. В июне 1943 г. была выпущена "Па-
мятка оглохшему инвалиду Отечественной войны"
с адресами мастерской слуховых протезов (в Мо-
скве), правлений Общества. "Памятка" информи-
ровала о возможностях получения образования, о
публикациях журнала "Жизнь глухонемых" и зна-
комила с дактильной азбукой.

Некоторые глухие даже воевали на фронте,
как, например, москвич И.А. Завьялов. В начале
войны 18-летний юноша работал на авиационном
заводе. На медкомиссии в 1942 г. он скрыл свою
глухоту и был зачислен курсантом Куйбышевско-
го пехотного училища. Командир стрелкового от-
деления Завьялов, в подчинении которого было
10 бойцов, попал на передовую. Под Оршей он вы-
водил роту из окружения. В августе 1943 г. в боях
на Брянском фронте Иван Андреевич был тяжело
ранен и контужен. Далее до конца войны был по-
возочным в саперной строительной бригаде. День
Победы встретил в Клайпеде.

Глухой слесарь В. Шарутин был принят в отряд
ополченцев, зачислен в дивизион минометчиком.
Он прошел боевыми дорогами от берегов Финско-
го залива до границ Польши. Награжден медалью
"За отвагу".

Глухие сражались и в партизанских отрядах в
Белоруссии, на Украине, в оккупированных облас-
тях России. Иосиф Малкин, выпускник Дубров-
ской школы для глухих детей в Брянской области,
воевал в составе Жуковского партизанского отря-
да Рогнединской партизанской бригады. На его

ооевом счету свыше 40 уничтоженных им лично
фашистов и полицаев. Был награжден орденами
Боевого Красного Знамени, Отечественной войны
I степени, многими медалями.

Также уроженец Брянской области Иван Хиж-
ный участвовал в рейдах соединений украинских
партизан по тылам немцев от брянских лесов до
Карпат, был награжден медалью "Партизан Вели-
кой Отечественной войны II степени" и другими
медалями. В партизанском отряде воевал с 1 авгу-
ста 1941 г. по 4 мая 1943 г. Погиб в 1944 г.

Партизан Петр Горбачев был награжден меда-
лью "За боевые заслуги". Погибли глухие парти-
заны Седов, Акулов, Тулупова.

В период войны "воговскому" хозяйству был
нанесен громадный ущерб. В Ростове-на-Дону во
время оккупации было убито 9 членов ВОГ, пред-
седателя Ставропольского краевого отдела ВОГ
Кагарлицкого фашисты расстреляли вместе с же-
ной и тремя детьми.

Деятельность ВОГ в послевоенное время

К началу 1945 г. сеть отделов ВОГ централь-
ного подчинения была полностью восстановлена.
Работало 70% районных отделов и первичных ор-
ганизаций, 60% клубов и красных уголков.
В 1946 г. была полностью восстановлена сеть от-
делов ВОГ, количество районных отделов ВОГ
выросло с 281 (январь 1945 г.) до 314 (июль
1946 г.), число членов ВОГ - с 32,5 тыс. до
38,5 тыс. Действовало 12 автономно-республикан-
ских, 6 краевых, 46 областных отделов ВОГ,

74 УПМ (3620 чел.), 74 общегородских клуба,
174 красных уголка в городах и районных центрах.
В ряды ВОГ влились многие оглохшие на фронте
бойцы, ставшие инвалидами (для них была разра-
ботана специальная памятка), самые активные из
них возглавили местные организации Общества.

В октябре 1948 г. Совмин РСФСР издал распо-
ряжение о выпуске фильмов с титрами для глухих.

В 1949 г. от обязанностей председателя ВОГ
был освобожден П.А. Савельев. ВОГ возглавил
Павел Кириллович Сутягин.

27 декабря 1951 г. вышло постановление Сов-
мина СССР "О мероприятиях по борьбе с глухотой
и глухонемотой и улучшению обслуживания глу-
хих и глухонемых". В 1952 г. Совмин РСФСР раз-
решил ВОГ строительство 10 клубов с зрительны-
ми залами на 250 мест. В последующий период бы-
ли построены клубы в Воронеже, Брянске, Улья-
новске, Смоленске, Ростове, Иванове, Калинине,
Уфе, Рязани, Ярославле.

С 1954 г. ВОГ полностью перешло на финанси-
рование расходов за счет собственных средств.

"Генерал" - так звали на жестовом языке
П.К. Сутягина - стремился превратить ВОГ в
мощную организацию самопомощи инвалидов
по слуху. Ему удалось создать разветвленную со-
циальную инфраструктуру: появились Специа-
лизированное конструкторско-проектное техно-
логическое бюро ВОГ с глухими инженерами и
конструкторами, Театр мимики и жеста, дома
отдыха. Дом престарелых в Армавире, спортсо-
оружения. Ленинградский восстановительный
центр в Павловске как "кузница воговских кад-

ров"; успешно работали учебно-производствен-
ные предприятия ВОГ. Своеобразную конкурен-
цию Сутягину составлял Н.А. Буслаев, возглав-
лявший комиссию Всероссийского центрального
совета профессиональных союзов (ВЦСПС) по
работе с глухими и отвечавший за трудоустрой-
ство и обслуживание глухих на промышленных
предприятиях.

В 1955 г. Общество располагало 95 клубами,
341 красными уголками, 65 киноустановками,
106 тыс. книг в библиотеках. В клубных учрежде-
ниях работало свыше 500 штатных специалистов.

В том же году ВОГ вступило в члены Всемир-
ной федерации глухих, на Втором Всемирном кон-
грессе глухих П.К. Сутягин был избран вторым ви-
це-президентом ВФГ.

Согласно письму МСО РСФСР, Министерства
здравоохранения СССР и ВЦСПС от 11 марта
1956 г. глухонемые были отнесены к инвалидам с
детства с пенсионным обеспечением.

В августе 1956 г. на Ленфильме в двух вариан-
тах - звуковом и с субтитрами выпущен кино-
фильм из 4 частей "О тех, кто не слышит".

В 1957 г. Совмин РСФСР издал распоряжение
"Об организации техникума для глухонемых в
г. Павловске-Ленинграде, театральной студии, о
строительстве дома для престарелых глухих".

В мае 1957 г. после затянувшейся паузы стал
выходить журнал "Жизнь глухих".

В 1958 г. в Москве состоялась республиканская
выставка изобразительного искусства глухих во
Дворце культуры Метростроя (более 200 произве-
дений).

28 ноября 1959 г. ВОГ (глухонемых) переиме-
новано во Всероссийское общество глухих.

За 1959-1962 гг. было построено 5 новых клу-
бов, 52 отдельных помещения для красных угол-
ков, в итоге число клубных учреждений достигло
541. В этот период за счет собственных средств
Общества построено более 100 зданий производст-
нснного, жилого и культурного назначения.
В сельскую местность было направлено 300 пере-
водчиков, в ряде совхозов и колхозов созданы
фуппы глухих. В 1959 г. звание Героя соцтруда по-
лучил рабочий совхоза "Шиловский" Рязанской
области И.Ф. Грызунов.

В мае 1963 г. было завершено строительство
Дома для глухих престарелых и инвалидов в Арма-
вире.

В 1963 г. на IV Всемирном конгрессе глухих в
Стокгольме участникам конгресса был показан
отечественный фильм "Они будут говорить".
Агентство печати "Новости" к Конгрессу издало
брошюру на английском языке "Как живут и рабо-
тают глухие в СССР".

В 1964 г. Общество приобрело в Подмосковье
дом отдыха "Крюково", а в 1965 г. завершено
строительство дома отдыха "Маяк" на 150 мест на
берегу Черного моря.

В 1967 г. СКТБ (Специальное конструкторско-
техническое бюро) ВОГ установило связь с НИИД
АПН РСФСР и приступило к конструированию
приборов, облегчающих быт и учебу глухих.

В апреле 1969 г. состоялось торжественное от-
крытие Республиканского дворца культуры "на
11ерномайской".

В июле 1971 г. на X съезде ВОГ в г. Челябин-
ске председателем ЦП ВОГ был избран Владимир
Анатольевич Фуфаев, являвшийся полной проти-
воположностью П.К. Сутягину. Сутягин радел за
глухих, не позволял слышащим работникам Об-
щества посягать на льготы глухих. Как писала ис-
торик-архивист и журналист А.Б. Славина: "Когда
прошла Сутягинская эпоха, и Обществом стал ру-
лить В. Фуфаев, сколько же народу слышащего
хлынуло в воговскую сферу и сколько они наполу-
чали квартир. Да каких!..". Справедливости ради
отметим, что при В.А. Фуфаеве на базе ЛВЦ была
организована подготовка сурдопереводчиков, на
предприятиях ВОГ стали выпускать слуховые тре-
нажеры, электроняни, усилители к телефонам,
световые будильники. Но при нем не осталось ни
одного глухого директора УПП ВОГ.

Следует сказать, что многие вопросы, начиная
с подбора спортсменов для участия в международ-
ных спортивных соревнованиях и кончая кадровы-
ми назначениями на руководящие должности, сог-
ласовывались с партийными органами власти, а
иногда даже и с органами безопасности.

В январе 1972 г. вышел первый номер журнала
ЦП ВОГ под новым названием "В едином строю".

В 1974 г. был проведен Всероссийский смотр
художественной самодеятельности глухих школь-
ников. С этого года глухие беспрепятственно ста-
ли обучаться на курсах ДОСААФ и получать води-
тельские права.

В 1976 г. Указом Президиума ВС РСФСР Все-
российское общество глухих было награждено ор-
деном "Знак почета".

В 1976 г. на промышленных предприятиях
РСФСР работало 590 групп численностью свыше
20 глухих в каждой, обслуживаемых инструктора-
ми-переводчиками.

В 1978 г. 98,3% от более чем 42 тыс. глухих се-
лян были членами ВОГ, объединенных в 852 кол-
хозно-совхозные первичные организации.

За пятилетие 1976-1980 гг. в домах отдыха
"Маяк" и "Крюково" отдохнуло 19,9 тыс. членов
Общества. Общество построило 22 малоквартир-
ных дома, около 3 тыс. семей работников ВОГ по-
лучили благоустроенное жилье.

В 1982 г. прошел I Всероссийский творческий
конкурс переводчиков-дактилологов.

В 1984 г. В.А. Фуфаева на посту председателя
ЦП ВОГ сменил Валерий Александрович Кораб-
ли нов. В 1995 г. В.А. Кораблинов стал Президен-
том Всероссийского общества глухих.

С 1987 г. начала выходить газета Московской
Организации ВОГ "Маяк" (ныне "Мир глухих"), а с
1989 г. - газета Ленинградской организации ВОГ
"Волна".

В 1995 г. издательство "Загрей" (директор -
Я.В. Пичутин) выпустило подготовленный МГО
ВОГ словарь-справочник "Жесты".

Указом Президента России "О мерах государст-
венной поддержки деятельности общероссийских
общественных организаций инвалидов" ВОГ с 1 ян-
варя 1994 г. было освобождено от таможенных пла-
тежей. В 1994 г. сумма госдотации, предоставленной
НОГ в виде отмены таможенных платежей, состав-
ляла 160 млн долларов. Непосредственное осущест-
вление внешнеэкономических операций по контрак-

там с предоставлением таможенных льгот было пе-
репоручено ряду коммерческих фирм. Из регио-
нальных правлений ВОГ только Московское город-
ское получило такое право. Из-за того, что коллеги-
ально (на президиуме и Пленуме ЦП ВОГ) не был
определен порядок взаимоотношений с этими фир-
мами и распределения средств по регионам, средст-
ва от внешнеторговых операций в полном размере
не поступали на счет ЦП ВОГ. Лишь незначитель-
ная доля прибыли была передана в 1994-1995 гг.
фирме "Открытый мир". А МГО ВОГ до сих пор
финансирует свои мероприятия за счет заработан-
ных на льготах в тот период средств.

В марте 1995 г. таможенные льготы были от-
менены. Государство в централизованном порядке
погасило задолженность ВОГ по платежам за этот
год на сумму более 380 млн руб. Но Общество
понесло потери: в сентябре 1995 г. от руки наем-
ного киллера погиб председатель Московской
организации ВОГ Игорь Александрович Абра-
мов, а в 1996 г. был убит и Президент ВОГ
В.А. корабли и он. В 1997 г. Общество возглавил
Виктор Петрович Смальцер. С 1998 г. выходит
"Вестник" - журнал Регионального секретариа-
та ВФГ по Восточной Европе и Средней Азии. С
1994 по 2000 г. вышло три издания книги "Права
глухих" (составитель - председатель МГО ВОГ
В.З. Базоев).

В мае 2001 г. в Москве состоялся конкурс кра-
соты "Мисс Тихая Россия", организованный ини-
циативной группой слабослышащих москвичей, и
высокий титул "Мисс Тихая Россия" завоевала На-
талья Тарусина из Балашихи.

Образование и воспитание глухих детей
в России XX в.

В 1918 г. специальные учебные заведения бы-
ли переданы в ведомство Народного комиссариата

просвещения.

В 1919 г. было подписано Постановление Со-
нета Народных Комиссаров, в котором было ска-
зано: "Телесно дефективные дети (глухонемые,
. ими.1с! воспитываются в специальных учрежде-
ниях Народного Комиссариата Просвещения". Фа-
ктически же организационно часть специальных
учреждений оставалась в ведении Народного Ко-
миссариата социального обеспечения, поскольку
еще не было преодолено отношение к глухоне-
мым как к инвалидам, неспособным к высокому
умственному развитию.

В 1920 г. состоялся I Всероссийский съезд дея-
телей по борьбе с детской дефективностью. Сек-
ция сурдопедагогов поставила задачу развернуть
борьбу за осуществление всеобщего обучения глу-
хих детей. Было указано, что специальная школа
должна развиваться как общеобразовательный и
профессионально-трудовой тип учебно-воспита-
тельного учреждения.

В том же году в Москве был основан Педаго-
гический институт детской дефективности, а в Пе-
трограде был организован Отофонетический ин-
ститут.

В 1921 г. функционировало 39 школ и 9 дет-
ских садов (много меньше, чем до 1917 г.), кото-
рые охватывали около 2250 детей. В 1925 г. в
РСФСР было уже 48 школ-интернатов для глухо-

немых (к 1927 г. к ним добавились всего 2 школы);
кроме интернатов имелись 15 групп для приходя-
щих детей и школа для тугоухих и позднооглохших
детей. Эта сеть охватывала всего 3.380 детей и
подростков из 65 тыс. глухонемых и 10 тыс. оглох-
ших и тугоухих несовершеннолетних, т.е. прибли-
зительно только 4,5% детей и подростков с недос-
татками слуха от их общего количества.

В 1924 г. состоялся II Всероссийский съезд по со-
циально-правовой охране несовершеннолетних
(СПОН), на котором великий психолог Л.С. Выгот-
ский подверг критике "чистый устный метод" обу-
чения глухих детей. В те годы глухие дети за 9 лет
получали лишь начальное образование. Система
обучения глухонемых базировалась на старых прин-
ципах формального образования ("чистый устный
метод"). Трудовое обучение в школах зачастую сво-
дилось к формированию простых трудовых навы-
ков (узкоремесленная практика). Значительная
часть глухонемых детей оставалась вне специально
организованной системы обучения.

В 1926-1927 гг. была законодательно оформ-
лена система специального образования для глу-
хих детей. В официальных постановлениях госу-
дарство формулирует цели специального образо-
вания: "подготовка через школу и труд к общест-
венно полезной трудовой деятельности". Прави-
тельство поручает Наркомпросу подготовить план
введения всеобщего обучения слепых и глухоне-
мых. В постановлении СНК "Об учреждениях для
глухонемых, слепых и умственно-отсталых детей и
подростков" (1926) были утверждены типы специ-
альных школ, причем школы для глухих были вы-
делены из системы детских домов и стали назы-
ваться школами-интернатами.

Формирующаяся система специального обра-
зования предусматривала создание сети специаль-
ных учебных заведений, где дети-инвалиды отде-
лялись от общества. Попадая в специальную шко-
лу-интернат круглогодичного содержания, ребе-
нок оказывался практически изолированным от
семьи, от общества. Дети лишились духовной под-
держки со стороны церкви и помощи благотвори-
тельных организаций. Дети, по замечанию про-
фессора Н.Н. Малофеева, оказались как бы замк-
нутыми в особый социум ("дефектологический
квадрат"), внутри которого и осуществлялось спе-
циальное образование.

В конце 1920-х гг. основным звеном обучения
глухих становится школа "первой ступени". На
втором съезде ВОГ в январе 1929 г. глухие депута-
ты резко критиковали положение с образованием
глухих. Н.М. Крылов из Уфы говорил: "В некото-
рых отделах Наробраза работники... понятия не
имеют о существовании глухонемых и тем более о
том, как их учить, считают, что учить их невоз-
можно". Речь делегата от Крыма Е.Н. Мохонова
поражает смелостью:

"Дело поставлено еще хуже, чем в царское
время. Может быть, в центре оно высоко, но в
провинции - слабо. Я полагаю, что Вы. Федор Ан-
дреевич (Pay), согласитесь со мною, что в период
Советской власти не выпустили ни одного тако-
го глухонемого, которого мы могли бы назвать
вполне развитым. Если и бывают такие, то
лишь благодаря яркой индивидуальности, лич-

ным стараниям самого ученика. Нормальная уче-
ба для глухонемых должна продолжаться
7-9 лет, а у нас она заканчивается за 4-5 лет. Я
должен признать, что недопустимо такое отно-
шение к нам Советской власти. Знаете, товари-
щи, что в буржуазной Польше, вооруженной до
зубов, обучение глухонемых поставлено гораздо
лучше. Там охвачено 46%, а у нас - 0,9%".

Положение в школах глухонемых детей, фак-
ты бесчеловечного отношения к детям в ряде
школ, отсутствие надлежащего контроля со сторо-
ны Нарком проса вызвали беспокойство депутатов
съезда. В том же 1929 г. газета "Жизнь глухоне-
мых" публиковала гневные статьи:

"К ответу насильников

В последнее время в Правление ВОГа, в редак-
цию газеты ЖГ начали поступать заявления о
ряде ненормальностей, творимых в школах глу-
хонемых детей. В этих заявлениях говорится о
развращении малолетних девочек, о насилии и по-
пытках к насилию, издевательствах, избиениях...

Чита, Уфа, Ставрополь, Пенза..."

"К раскрытию безобразий в школах глухоне-
мых

10 и П августа в клубах глухонемых Москвы
проходили многолюдные митинги протеста про-
тив творящихся в школах глухонемых безобра-
зий и насилий над глухонемыми детьми. В приня-
тых на митингах резолюциях глухонемые Моск-
вы требуют "самого сурового наказания насиль-
никам. Поганой метлой вымести из школ глухо-
немых всех замешанных в развращении детей пе-
дагогов и их укрывателей. Органы Наркомпроса
должны усилить надзор за школами глухоне-
мых".

В 1930-е гт. осуществлялось всеобщее началь-
ное обучение глухонемых детей, в проведении ко-
торого активное участие принимали члены ВОГ.

Нарком просвещения А.С. Бубнов подписал
приказ о введении всеобуча физически-дефектив-
ных, умственно-отсталых и страдающих недостат-
ками речи (логопатов) детей и подростков. Приказ
и инструктивное письмо в 1931 г. были опублико-
ваны в Бюллетене Наркомпроса СССР.

Планировалось провести следующие меропри-
ятия: "подготовить к 1 октября 1932 г. около
1300 педагогов для школ глухонемых детей и под-
ростков; с 15 сентября с.г. открыть в каждой обла-
сти (крае) при опорных школах для глухонемых
детей и подростков краткосрочные (3 месячные)
курсы; к этому времени открыть дефектологиче-
ские отделения при педтехникумах, в составе кото-
рых должна быть секция по подготовке педагогов
с глухонемыми, тугоухими и позднооглохшими
детьми и подростками".

"За всеобщее обучение глухонемых

В 1934 году в школах глухонемых РСФСР обу-
чалось 10200 детей, а в 1938 году - 22200. Широко
развернулась работа по ликвидации неграмотно-
сти среди взрослых глухонемых: в 1934 году в
школах взрослых обучалось 4 тысячи человек, а в
1938 году - 11500 человек" ("Жизнь глухонемых".
1939. №4).

Постановление ЦК ВКП(б) "О всеобуче" не
содержало отдельной статьи о детях с отклонени-
ями в развитии, и таким образом на них распро-

странялись нормативы обучения, предназначен-
ные для нормально развивающихся детей. Ника-
кого специализированного стандарта для учащих-
ся с отклонениями в развитии не было введено -
государство установило для всех без исключения
детей школьного возраста единый образователь-
ный стандарт. Это означало, что глухие дети в
школе-интернате должны были усвоить, хотя в
иные сроки и при помощи специальных методов
обучения, общий государственный стандарт. Это
было примечательной особенностью советской
системы специального образования, и именно эта
сверхзадача стимулировала развитие отечествен-
ной научной школы дефектологии.

В 1932 г. были разработаны новый учебный
план и программа для школ глухонемых детей.
Введен девятилетний срок обучения. В учебный
план школ были включены предметы, изучаемые
во 2-й ступени массовой школы (история, физика,
химия). Началось введение в систему трудового
обучения элементов политехнического образова-
ния.

Осуществление всеобуча глухонемых способ-
ствовало формированию системы специальных
учреждений: ясли, детсады, специальные началь-
ные, семилетние и средние школы, специальные
школы для подростков и взрослых глухонемых; на
основе принципа дифференцированного обучения
организовывались школы для глухонемых, туго-
ухих, позднооглохших (первые классы для слабо-
слышащих и позднооглохших появились еще в
1920-е гг. в Отофонетическом институте в Ленин-
граде).

Во второй половине 1930-х гг. на страницах
журнала "Жизнь глухонемых" была организована
широкая дискуссия по вопросам школьной подго-
товки глухих учащихся. Отмечались низкие ре-
зультаты обучения, подчеркивалось, что глухие
учащиеся даже старших классов не владеют уст-
ной речью.

В 1938 г. состоялось Всероссийское совещание
сурдопедагогов, на котором было предложено пе-
ренести упор на формирование коммуникативных
средств у детей, была подчеркнута важная роль
письменной речи и дактилологии.

Из "Обращения Всероссийского совещания по
вопросам обучения и воспитания глухонемых де-
тей" (20 августа 1938 г.):

"Школы для глухонемых детей, бывшие до
последнего времени на задворках Наркомпроса,
включены сейчас в общий ряд советских школ,
имеют теперь новые программы и учебный
план...

Однако последствия вредительских действий
врагов народа, приложивших свою грязную лапу и
к участку работы с глухонемыми детьми, до кон-
ца еще не ликвидированы: не осуществлено пол-
ностью всеобщее начальное обучение глухонемых
детей...

Наши школы не давали до сего времени глухо-
немому ребенку сколько-нибудь удовлетвори-
тельных знаний даже в объеме начальной школы.

...В качестве центральной и по существу
единственной задачи школы для глухонемых де-
тей выдвигалась задача обучения технике говоре-
ния. Эта работа, превращенная в самоцель и про-

водимая в отрыве от борьбы за знания, при игно-
рировании развития у глухонемых детей других
видов словесной речи (письменной речи во всех ее
видах и дактилологии) ... преступно тормозила
развитие глухонемого ребенка".

К началу войны был практически осуществлен
всеобщий охват обучением глухих детей в РСФСР.
Параллельно была развернута сеть пунктов лик-
беза для взрослых глухонемых.

Накануне войны количество школ для глухоне-
мых составляло 271 (училось более 31,4 тыс. детей и
подростков). К лету 1944 г. в результате восстанови-
тельной работы действовали 154 школы (более
12,8 тыс. учащихся). В первой половине 1950-х гг.
положение с обучением глухих во многих областях
было запущено. Вне школ находилось более 7 тыс.
глухих переростков. В более чем 200 школах всего
10% учителей имели специальное образование.
В сельской местности, в которой проживало много
глухих, не было учителей совсем.

В 1960-е и последующие годы особое внимание
уделялось развитию теории, созданию научных ос-
нов обучения, воспитания и трудовой подготовки
глухих детей. Особую роль играл созданный в
1944 г. при Академии педагогических наук Науч-
но-исследовательский институт дефектологии
(НИИД) - ныне Институт коррекционной педаго-
гики Российской Академии образования. Целая
плеяда выдающихся ученых создала оригиналь-
ную систему воспитания и обучения глухих и сла-
бослышащих детей.

В 1990-е гг. стали меняться ценностные ориен-
тиры образования: на первый план стали выходить
задачи целенаправленного формирования жизнен-
ной компетенции, личностного, социально-эмоци-
онального развития глухого ребенка. В России бы-
стро растет число родителей, которые желают
воспитывать ребенка в семье, а не отдавать его в
закрытый интернат. Распространяются интегра-
тивные подходы к обучению глухих и слабослы-
шащих детей. В настоящее время в рамках систе-
мы специального образования глухих действуют
разнонаправленные тенденции и подходы, о чем
уже упоминалось в главе, посвященной обучению
глухих и слабослышащих детей.

Становление системы профессионального
образования глухих

С сентября 1925 г. при Северо-Западной
профессионально-технической школе НКСО
им. М.В. Фрунзе в Ленинграде было открыто отде-
ление для глухонемых, для которых в первый год
было выделено 50 мест. В 1927 г. была выпущена
первая группа глухих курсантов, и в том же году
Наркомпрос издал циркуляр "О допущении глухо-
немых к производственному обучению в проф-
школах и учебно-производственных мастерских".

В 1929 г. в Москве на химическом Рабфаке
им. Бухарина начала заниматься первая группа
глухих (l9 чел.). В 1931 г. на рабфаке им. Рыкова в
Москве было открыто отделение для глухих.
В 1930-е гг. глухие обучались группами на рабфаках
в Ленинграде, Кудиново под Москвой, Томске.
В сентябре 1931 г. на рабочем факультете при Пла-
новом институте в Новосибирске начала обучаться

Наши рекомендации