Гимнастика для жевательных мышц, при рубцах в области нёбных дужек

1. Открыть рот и закрыть.

2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

3. Открыть рот и закрыть.

4. Надуть щеки и расслабить.

5. Открыть рот и закрыть.

6. Движения нижней челюсти вбок.

7. Открыть рот и закрыть.

8. Втянуть щеки и расслабить.

9. Открыть рот и закрыть.

10. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот.

11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот голову прямо.

Весь комплекс повторять 3—4 раза в день перед зеркалом. Каждое упражнение повторять 5—6 раз. Приложение 3

Приложение 3.

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПРИРОТОВОЙ ПОЛОСТИ

1. Губы в трубочку и расслабить.

2. Углы рта в стороны и расслабить.

3. Выдувание воздуха из уголков рта, поочередно.

4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.

5. Посвистеть.

6. Показать зубы верхней челюсти.

7. Показать зубы нижней челюсти.

8. Облизывание верхней и нижней губы.

9. Надуть щеки и расслабить.

10. Втянуть щеки и расслабить.

11. Набрать воздух под верхнюю губу.

12. Набрать воздух под нижнюю губу.

13. «Перегонять» воздух из одной щеки в другую.

14. Беззвучное произнесение губных звуков: м, б, п, а также о, у, и.

15. Беззвучное произнесение слов: боб, бип, бон, ком, ром, ком, Тим.

Весь комплекс повторять в день 3—4 раза перед зеркалом. Каждое упражнение повторять 5—6 раз подряд.

Приложение 4

МАССАЖ ПРИ МЫШЕЧНОМ НАПРЯЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ЛБА, НОСА И ЩЕЧНО-СКУЛОВОЙ ОБЛАСТИ

Массаж проводить в исходном положении «лежа на спине» при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении сидя», голова на подголовнике.

Использовать приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый «пальцевой душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 3—4-го пальцев направление движений — от средней линии лба к волосистой части головы.

Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев направление от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концам 2—3-го пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям; от средней линии верхней губы к уху; от средне линии подбородка к мочкам ушных раковин.

Приемы «вибрация и пальцевой душ» осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линия лица, как и при поглаживании.

Массажные движения сочетать с мимической гимнастикой.

Массаж верхней губы:

1) языком в преддверии полости рта;

2) набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая под губами;

3) «пальцевой душ» — постукивание около рубцов подушечками пальцев;

4) «щипки» пальцами (1 и 2).

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Альвеолярный отросток — костный отросток верхней челюсти. Имеет форму дуги, в которой располагаются луночки зубов.

Антагонисты (мышцы) — мышцы с взаимно противоположным направлением действия. Например, мышцы сгибающие и разги­бающие.

Астереогнозия — аномалия восприятия формы и объема физи­ческих тел.

Афферентная иннервация обеспечивается афферентными про­водящими путями, несущими импульсы от рецепторов внешних и внутренних раздражений к центральной нервной системе.

Валик Пассавана — утолщение на задней стенке глотки, воз­никающее вследствие сокращения верхнего сжимателя глотки и приближающее заднюю стенку глотки к мягкому нёбу.

Верхний сжиматель глотки — мышца, лежащая на задней бо­ковой стенке глотки и участвующая в смыкании стенки глотки с мягким нёбом при речи и пении.

Гипертрофия— увеличение объема ткани или органа.

Глоточный рефлекс —непроизвольное сокращение мышц глот­ки при механическом раздражении.

Диастема— щель между центральными резцами.

Жизненная емкость легких — максимальный объем воздуха, который человек способен выдохнуть после максимального вдоха.

Леваторы(мышцы) — группа мышц, поднимающих мягкое нёбо.

Ортодонтический аппарат —механическое приспособление для лечения стойких деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.

Резерв дыхания — разность в показателях максимальной вен­тиляции легких и минутного объема дыхания в покое.

Резцовая кость— костная часть твердого нёба, находящаяся в области резцового шва. В норме в виде отдельной кости встре­чается крайне редко.

Синергисты (мышцы) — действующие в одном направлении.

Сосцевидный отросток –отросток височной кости, имеющий ячеистую структуру.

Терция — музыкальный интервал в два тона (большая) или полтора тона (малая).

Трезвучие —аккорд или последовательное расположение трех звуков по терциям.

Уранопластика—пластическая операция по устранению дефек­та нёба.

Фонастения —нарушение функции голосообразования без ви­димых органических изменений в голосовом аппарате. Развива­ется чаще всего от неправильного пользования голосовым аппа­ратом. При фонастении наблюдаются утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в гортани при речи и пении.

Фонационное дыхание — дыхание при речи.

Форманта— при спектральном анализе отдельные выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распозна­вание звуков.

Функциональный глоточный обтуратор — ортодонтический ап­парат, прикрывающий расщелину нёба и изготовленный по функ­циональному оттиску глотки. В отличие от других видов обтура­торов обеспечивает возможность восполнения небно-глоточной недостаточности за счет активности мышц глотки, приближающих ее стенки к неподвижной глоточной части обтуратора.

Хронаксия— время, необходимое для реакции мышцы на электрический раздражитель.

Электромиография — способ изучения мышечного аппарата гортани. Осуществляется путем наложения электрода или вкалы­вания его в исследуемую мышцу. По характеру миографических кривых можно судить о различных изменениях в мышцах голосо­вого аппарата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вансовская Л.И. Логопедическая работа при открытой ринолалии пос­ле уранопластики. Методические рекомендации. Л., J983.

2. Вансовская Л. И. Устранение дислалических нарушений согласных зву­ков при открытой ринолалии после уранопластических операций. Методические рекомендаций. Л., 1981.

3. Грачева М, С. Гортань человека. — В кн.: Детский голос. М., 1970.

4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. М., 1970.

5. Зееман М, Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.

6. Никольская С. Т. Техника речи. М., 1978.

7. Лаврова Е. Б. Методика восстановления голоса при некоторых нару­шениях функции голосового аппарата: Автореф. канд. дис. М., 1975.

8. Семенчеяко Г. И. и др. Нарушения слуха и речи при врожденных мзаращениях нёба, Киев, 1977.

9. Соколов А. А. Лечебная физкультура в стоматологии. М., 1967.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………….

Анатомо-физиологическая роль небно-глоточного аппарата……………

Анатомо-функциональные нарушения, вызванные расщелинами нёба.....

Основы методики исправления речи у детей и подростков с врож­денными расщелинами нёба..............

Расстройства голоса при ринолалии и их коррекции ......

Особенности постановки звуков при ринолалии ........

Дидактический материал для постановки и автоматизации звуков .

Приложение 1. Комплекс физических и дыхательных упражнений для детей....................

Приложение 2. Гимнастика для жевательных мышц при рубцах в облас­ти нёбных дужек................

Приложение 3. Мимическая гимнастика приротовой области.....

Приложение 4. Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа

и щёчно-скуловой области............

Словарь терминов………………….

Литература............................

[1] В конце слова буква в читается как ф.

[2] В конце слова буква б читается как п.

[3] В конце слова буква з читается как звук с.

[4] В конце слова буква г читается как к

[5] В приведенных словах сочетание букв тс читается как звук ц

[6] В конце слова буква ж читается как ш,

[7] В данном слове буква ж или ч читается как ш.

[8] Буква ж в данном слове читается как звук ш.

[9] Сочетание букв сч в данном слове читается как звук щ.

[10] В данном слове сочетание букв сч читается как щ.

[11] В данном слове сочетание букв ждь читается как звук щ.

[12] Сочетание букв сч читается в данном слове как щ.

[13] Приложения 1—4 составлены врачом Э. Я. Золотаревой.

Наши рекомендации