Материально-техническое обеспечение педагогической практики
Для проведения педагогической практики необходимы школьные классы (учебные аудитории), оборудованные мультимедийной техникой и соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам.
Составитель: Габдуллина Валентина Ивановна, д-р филол. наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, руководитель магистерской программы направления подготовки: 050100.68 Педагогическое образование (профиль подготовки: «Литературное образование»).
Программа одобрена на заседании кафедры литературы от 16.09.2014 г, протокол № 1
Зав. кафедрой __________________Е.А.Худенко
Программа утверждена Ученым советом филологического факультета от 27.06. 2011 года, протокол № 10.
Председатель ученого совета____________ К.И. Бринёв
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формы документов по педагогической практике магистрантов
ФОРМА 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ
1. Практикант (магистрант), проводящий занятие (ФИО): ______________________________________________________________
2.Название учебной дисциплины___________________________________________________
3.Тип урока ________________________________________________
4.Контингент учащихся (класс, группа)____________________________
5. Тема урока
6.Часть урока (вступительная, основная, заключительная)____________________
7.Учебные задачи______________________________________________________________________
8.Содержание фрагмента урока (тезисно, 2-3 предложения)________________________________________________________________
______
9.Методы проведения фрагмента урока ______ ______
10.Активность работы учащихся______________________________________________________________
Рекомендации ведущего учителя, оценка фрагмента___________________________________________________________________
____________
Подпись магистранта_________________
ФИО учителя-предметника ________________________ Подпись_________
Дата ______________
ФОРМА 2
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
1.Практикант (магистрант), проводящий занятие (ФИО): ______
2.Название учебной дисциплины____________________________________________________________
3.Тип урока ____________________________________________________________
4.Контингент учащихся (класс, группа)_____________________________________
5.Тема урока__________________________________________________________________
6.Учебные задачи_______________________________________________________________________
7.Содержание урока (тезисно, 3-4- предложения)__________________________________________________________________________________
8.Методы проведения урока________
9.Активность работы учащихся___________________________________________
Рекомендации ведущего учителя___________________________________
Оценка учителя-предметника _______________________________
Подпись магистранта ________________
ФИО учителя-предметника_______________________ Подпись_________
Дата _____________
ФОРМА 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ
САМОАНАЛИЗ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
1. Психолого-педагогический аспект: наличие / отсутствие морально-психологических трудностей при общении с учителями и учениками, адекватность реакций во время занятия на работу и поведение учащихся, поддерживание / отсутствие дисциплины, сохранение / отсутствие контроля над группой во время фронтальной, индивидуальной и групповой работы, понятность и четкость заданий для учащихся и т.д.
2. Методический аспект:
а) владение методикой наблюдения за учебным процессом и способность корректировать свою деятельность по ходу занятия с учетом изменений;
б) способность самостоятельно разрабатывать дидактические и диагностические материалы для урока и какие;
в) умение планировать занятие, самостоятельно формулировать цель (цели) и задачи занятия; грамотный отбор учебного материала в соответствии с целью занятия и его задачами; использование отобранных учителем и самостоятельно выбранных форм взаимодействия с учениками; способность оценить временные рамки выполнения каждого из заданий и выстроить последовательность урока в целом; планирование контрольной деятельность на занятии; составление конспекта занятия;
г) способность провести контрольные срезы по предоставленным темам, проводить их экспериментальную апробацию; разрабатывать и использовать дидактические / диагностические материалы на уроке, проводить текущий контроль.
3. Грамотная работа с документацией (классным журналом, дневниками учащихся, рабочими тетрадями).
Подпись магистранта _______________
ФИО преподавателя-методиста (научного руководителя)______________________________________
Подпись________
Дата _______________
ФОРМА 4
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА, ПРОВОДИМОГО УЧИТЕЛЕМ
ИЛИ ДРУГИМ ПРАКТИКАНТОМ
1. Общие сведения об уроке: ФИО проводившего занятие, класс (группа), предмет.
2. Эффективность урока:
а) тема урока. Правильность формулировки темы урока, ее соответствие и реализация по ходу занятия;
б) тип урока (изучение нового материала, урок-закрепление, урок-повторение, урок-обобщение, урок-контроль, комбинированный урок и т.д.);
в) место урока в общей теме, разделе.
3. Целенаправленность:
Правильность формулировок цели (целей) и задач урока. Соответствие цели (целей) и задач теме урока, содержанию средств обучения. Достижение цели (целей) и задач урока в процессе его проведения
4. Логичность построения урока:
- Наличие всех необходимых для данного типа урока этапов.
- Логичность построения каждого из этапов урока (адекватность заданий; чёткость, ясность, конкретность формулировок заданий; реализация принципа одной трудности и постепенного нарастания трудности; динамичность − продвижение к достижению цели (целей) урока).
- Логичность перехода от одного этапа урока к другому (как части урока связаны между собой? соблюдается ли на каждом этапе урока единство содержания, характера деятельности учеников и формы организации этой деятельности? меняются ли эти компоненты от этапа к этапу, придавая динамичность уроку?)
5. Научная содержательность урока:
− реализация принципа научности на уроке;
− реализация принципа доступности материала занятия.
6. Соответствие формы урока, методов и приёмов работы материалу и целям
− Адекватность выбора типа и формы занятия для достижения его цели (целей).
− Целесообразность избранных методов и приёмов (их соответствие целям урока, его структурным элементам, характеру изучаемого материала, возрастным особенностям учащихся, разнообразие).
− Как осуществляется контроль над усвоением знаний, полученных как на данном уроке, так и на предыдущих? Оценивается ли устная и письменная работа учеников на уроке (на разных этапах), комментируются ли оценки?
7. Наглядность. Используется ли на уроке наглядность? Какие средства наглядности используются на уроке (предметно-муляжная, картинно-схемная, наглядность в виде действий, аудио- и видеоматериалы, лингвистическая, экстралингвистическая)? Адекватно ли применение этих видов наглядности?
8. Домашнее задание. Где в рамках урока проверялось и задавалось домашнее задание? Явилось ли выполнение домашнего задания необходимым для решения проблем, поставленных перед учениками на уроке? Какие методы и приёмы проверки домашнего задания использованы? Чем мотивирован их выбор? Как домашнее задание урока связано с изученным материалом?