Принцип воспитывающего характера обучения.
Реализация этого принципа включает несколько направлений:
- связь содержания материала с общественно-политической жизнью страны, с трудовыми достижениями народа, с современной наукой и техникой, культурой;
- формирование материалистического мировоззрения, научного понимания мира и его законов;
- воспитание нравственных качеств личности, дисциплинированность, упорства и трудолюбия. Познавательный материал раскрывает идеалы;
- управление процессом формирования чувств, переживаний, впечатлений, которые возникают в познавательном процессе;
- развитие и формирование умственных способностей. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных умственных способностей. В познавательном процессе, способности проявляются, развиваются, формируются, что играет существенную роль в общем процессе формирования личности дошкольника, оказывая влияние на все стороны его жизни.
Эти положения принципа воспитывающего характера обучения предъявляют к работе воспитателя определенные требования:
1. Знать, как формируется мировоззрения ребенка, его взгляды, убеждения. На каждом занятии в большей или меньшей степени, воспитатель создает тенденции к обобщению, к представлению общей картины мира, чтобы ребенок не замыкался в себе, в стенах группы. Он связывает содержание обучения с жизнью дошкольника, его поведением, интересами, склонностями.
2. Понимать значение каждого занятия в совершенствовании моральных, трудовых, эстетических качеств личности.
3. Научиться управлять возникновением, проявлением и выражением чувств у дошкольников в познавательном процессе.
4. Видеть проявление способностей ребенка и создавать условия для их совершенствования.
Воспитывающая функция обучения становится действенным фактором формирования личности дошкольника, если воспитатель организует познавательный процесс, соблюдая эти требования.
Одна из самых важных задач обучения состоит в том, чтобы добиться прочных ЗУН.
Из практики известно, что дошкольники могут многое забыть из того, что изучено или из того, что изучается.
Опора на психологические особенности памяти – является одним из условий достижения прочных результатов обучения. В народной педагогике известны многие приемы запоминания и воспроизведения. Прочность материала (усвоение) зависит от многих факторов: научности и систематичности объяснения, осмысления.
Принцип прочности обучения является исходным положением для анализа тех сторон познавательного процесса, которые способствуют достижению прочности знаний.
Требования к воспитателю:
1. выделение главной мысли в данном познавательном материале. Умения и практические действия, совершаемые воспитателем, имеют разную значимость в этом процессе. Нужно найти главную мысль в материале.
2.нужно хорошо представлять тот круг теоретических сведений и фактов, которые группируются, объединяются на основе главной мысли.
3. связь изучаемого материала со взглядами, убеждениями, что значительно повышает прочность знаний,
4. ЗУНы становятся прочными, если дошкольник применяет их в своей жизни, в практической деятельности.
2. Принцип доступности.
Доступность усвоения знаний, формирования умений и навыков означает их связь с уровнем развития навыков дошкольников. В мире все взаимосвязано, существует связи между всеми предметами.
Рассмотрим главные факторы, влияющие на степень доступности:
1. связь содержания новых знаний с имеющимися;
Эта связь по-разному воспринимается дошкольниками. Одни - стремятся запомнить новое, не слишком заботясь о том, чтобы вспомнить ранее изученное. Другие - не могут установить связи нового с тем, что известно, а потому с трудом понимают объяснения воспитателя. Третьи не видят новизны в сообщаемых знаниях, им кажется все известно. Понимание воспитателем особенностей связи нового с известным в сознании дошкольника помогает в познавательной деятельности повысить степень доступности знаний.
2. новое содержание может включать привычные для дошкольника, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления;
Проще всего, когда новизна материала не требует новых видов умозаключения или операций мышления. Труднее и для дошкольника, и для воспитателя в тех случаях, когда новое содержание требует нового мышления, новых, не привычных для дошкольника способов рассуждения, практических действий.
Возникают две задачи: передать новое содержание и в то же время сформировать новые умственные и практические действия на основе сложившихся механизмов мышления и практических навыков. Управление этой стороной познавательного процесса повышает меру доступности учебного материала.
Выготский выдвинул идею об опережающем развитии умственных сил ребенка в учебном процессе.
3. усвоение знаний зависит от интересов, склонности дошкольника, сформировавшиеся навыки учебного труда.
Доступность обучения повышается, если воспитатель стремится воспитывать любознательность у дошкольников, сформировать познавательные интересы. Если материал и способы его объяснения интересны для дошкольников, то можно считать задачу принципа доступности выполнен.
4. найти средства индивидуального подхода, и систему индивидуальных педагогических воздействий.
Доступность содержания обучения всегда связывается с его необходимостью для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания и физического развития дошкольников.
При подготовке и проведении занятий, воспитатель должен руководствоваться и этой стороной принципа доступности.
Таким образом, ПД предъявляет к познавательному процессу следующие требования:
1. связать новое содержание с имеющимся у дошкольника знаниями, с его личным опытом.
2. знать уровень развития познавательных, психологических процессов, те виды и операции мышления, которые сформированы и формируются. Предлагаемая система усвоения материала доступна, если связана с этим уровнем.
3. формировать познавательные интересы, как условия, способствующие доступности обучения.
4. понимать значения и необходимость получаемых знаний в выполнении задач.