Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Не допускать формального «накопления» отметок, ориентируясь на «среднюю» отметку, выведанную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.
Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.
Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом класс». Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»).
4. Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
не более одного недочета;
логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения;
наличие 2-3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
незначительные нарушения логики изложения материала;
использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;
нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, «эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). В журнал вторая оценка не вносится.
Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
5. Характеристика словесной оценки(оценочное суждение)
Словесная оценка - это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Она позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.