Как строятся занятия в центре маккуэри
Дети начинают посещать Центр в возрасте 6-8 недель. Их привозят один раз в неделю для занятий с педагогом и специалистом по лечебной физкультуре (ЛФК). Педагог и специалист по ЛФК рассказывают родителям об успехах малыша за последнюю неделю. Наблюдая за ребенком, они определяют, готов ли он учиться чему-то новому, и если - да, то показывают родителям, как с ним нужно заниматься. Специалисты Центра дают родителям советы о том, как можно включить занятия с малышом в привычный ход жизни, чтобы (если это возможно) не выделять для них специального времени.
С самого начала программа, которая составляется для каждого ребенка индивидуально, предполагает одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития - к тонкой моторике (скоординированной работе руки и глаза), к восприятию речи (пониманию того, что говорят окружающие), к общей моторике (развитию основных движений), к умению выражать свои чувства и потребности, к способности играть и взаимодействовать с другими людьми, к самообслуживанию.
Приблизительно с 18 месяцев малыш начинает посещать класс, соответствующий младшей группе детского сада. Теперь он бывает в классе 3 раза в неделю и проводит там 2 часа. В течение этих двух часов он недолго (10-15 минут) занимается с педагогом индивидуально, по своей программе. Эти занятия проводятся или за столом - где-нибудь в тихом уголке, или в игровой обстановке. Большая часть времени отводится играм, которые строятся так, чтобы ребенок мог с удовольствием применить свои умения и навыки на практике. Кроме того, во время коротких музыкальных или других групповых занятий малыш учится вести себя так, как принято в коллективе. Это очень важная подготовка для последующего поступления в обычный детский сад.
Гарантией того, что занятия в классе и дома ведут ребенка к одной и той же цели, являются регулярные беседы педагогов с родителями.
На четвертом году жизни ребенок переходит в следующий класс, который соответствует средней группе детского сада. Он по-прежнему посещает Центр три раза в неделю, но остается там несколько дольше. Теперь больше внимания уделяется групповым занятиям и играм. Когда развитие ребенка достигает определенного уровня, его начинают готовить к изучению таких учебных дисциплин, как чтение, счет, письмо, продолжая при этом работу над формированием других умений. Большая часть времени ребенка по-прежнему отдается обычным для дошкольника занятиям: он рисует, строит из кубиков, наряжается в разные костюмы, играет на свежем воздухе и т.п.
К этому моменту малыш помимо Центра Маккуэри уже, как минимум, один раз в неделю посещает обычный "районный" детский сад. Педагоги Центра наведываются туда, беседуют с воспитателями, проверяют, как ребенок пользуется теми умениями, которые он осваивал в Центре.
Несмотря на то, что со временем роль педагога возрастает и поле его деятельности расширяется, родители по-прежнему остаются главными учителями ребенка, ведь они проводят с ним больше времени, чем кто бы то ни было, и знают его лучше всех. Очень часто родители учат и педагога! Специалисты Центра Маккуэри чрезвычайно многим обязаны родителям - их интуиции, которая позволяет им чувствовать не только конкретного ребенка, но и саму суть процесса обучения и усвоения знаний.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Ниже мы приводим некоторые вопросы, из тех, что нам чаще всего задают люди, интересующиеся Центром Маккуэри и программой Маленькие Ступеньки, и наши ответы на них.
Только ли на детей с синдромом Дауна рассчитана программа Центра Маккуэри?
Почти все дети, посещавшие Центр, имели именно этот диагноз. Поскольку перед Центром стояли научные задачи, нам необходимо было собрать группу детей, у которых отклонение в развитии обнаруживалось бы сразу после рождения, и которые имели бы приблизительно одинаковые способности к обучению. Однако наши методики и пособия разрабатывались не только для детей с синдромом Дауна. Они с успехом применяются и в работе с детьми, имеющими аномалий всех типов от средней до тяжелой степени. Наши разработки оказались полезными и в отношении детей, развитие которых во многом проходило нормально, за исключением задержки в какой-то определенной сфере (например, речевой). Методики составляются так, что их можно приспосабливать к индивидуальным потребностям ребенка.
Насколько точно Маленькие Ступеньки воспроизводят программу, по которой занимаются в Центре Маккуэри?
Учебные планы, которые вы найдете в Маленьких Ступеньках, идентичны учебным планам Центра Маккуэри. Разница только в том, что Маленькие Ступеньки охватывают первые четыре года жизни ребенка, а программа Центра, помимо этого, включает в себя учебные планы для пятилеток. Мы ограничили Маленькие Ступеньки четырьмя годами, исходя из практических соображений, однако вы можете получить и материалы для занятий с более старшими детьми. О том, как их заказать, рассказывается в главе 5.
Система оценок и методы обучения ребенка, представленные в Маленьких Ступеньках, идентичны тем, которые применяются в Центре Маккуэри.
Может ли программа Маленькие Ступеньки использоваться в сочетании с другой программой ранней педагогической помощи?
Да, если вы согласуете этот вопрос с вашим воспитателем и/или коррекционным педагогом. В противном случае, могут возникнуть противоречия, которые смутят и вас, и ребенка. Если ваш малыш посещает какую-либо группу раннего развития, то Маленькие Ступеньки могут использоваться вами как источник новых идей... или повод для дискуссии. Однако, в конечном счете, для того, чтобы принять то или иное решение, лучше всего положиться на мнение людей, знающих вашего ребенка и располагающих большей информацией о вашей конкретной ситуации (в первую очередь, это вы сами, а еще - ваш воспитатель коррекционный педагог).
Вы говорите, что если мой ребенок в раннем возрасте овладеет всеми умениями, предусмотренными программой, он будет больше знать и уметь. А каково ее долговременное воздействие?
На этот вопрос ответить трудно, поскольку многие дети, которым была оказана ранняя педагогическая помощь, еще просто не успели повзрослеть.*
----------------------------------------------------------------------
* В настоящее время Мойра Питерси поддерживает контакт с 20 взрослыми людьми с синдромом Дауна в возрасте от 18 до 30 лет из числа тех, кто в детстве занимался в Центре Маккуэри. Они проявляли разные способности к обучению. Все они умеют читать, большинство из них имеют работу. Некоторые работают в ресторанах Макдоналдс, один молодой человек работает в GIO. Одна молодая дама, Эмма, имеет водительские права. (Из статьи "" в " " от 1995г.)
----------------------------------------------------------------------------
Сейчас ясно, что к пяти годам дети, которые занимаются по нашей программе, по количеству сформированных у них умений оказываются ближе к обычным детям, чем те, кого программа не коснулась. Сохранится ли такое положение к 18 годам, мы узнаем позже.
Мы уверены, тем не менее, что более широкий диапазон возможностей, доступных этим детям - возможность общаться со сверстниками, быть достаточно независимыми, лучше взаимодействовать с окружающими, - отразится на всей их жизни. Что касается будущего, то для того, чтобы достижения раннего периода не пропали, необходимо закреплять и развивать их. Это уже задача педагогов, занимающихся обучением более старших детей, а также специалистов, которые определяют политику занятости. Достаточно широкое поле деятельности открывается и перед теми из нас (или перед всеми?), кто делает попытки влиять на принятие решений по этим вопросам.
Сколько времени мне придется уделять занятиям с ребенком дома?
В любом случае - занимаетесь ли вы с малышом по программе ранней педагогической помощи, или не занимаетесь, - вы все равно учите его! Мы всегда уделяем детям немало времени - некоторые считают, что ребенок отнимает вообще все время. Пока ребенок еще очень мал, вам почти (или совсем) не придется отводить особое время на то, чтобы сидеть с ним рядом и "учить", потому что делать это вы сможете в процессе самых обычных повседневных занятий. Вы не будете тратить больше времени, вы будете просто свое время использовать иначе, или, по крайней мере, станете лучше осознавать, почему вы делаете то-то и то-то.
Даже если объективно занятия с ребенком будут непродолжительными, у вас все же может появиться ощущение, что они отнимают у вас много времени. В действительности же, это просто работа так поглотит вас, что вам покажется, будто она влияет на все, в том числе, и на время. Поэтому нет смысла говорить: "Занятия не потребуют у вас дополнительного времени". Мы скажем: "Вам трудно будет заметить разницу"! Все дело в восприятии, в том, заметите ли вы разницу в своем времяпрепровождении, и в своих мыслях, когда, счастливые и удовлетворенные, вы будете рядом с малышом. Есть родители, которые отказываются вынести напряжение, связанное с началом непривычной для них деятельности; есть родители, не способные увидеть в этих занятиях пользы ни для ребенка, ни для себя.
Начало работы с программой ранней педагогической помощи подобно началу любой новой деятельности. На первых порах, пока вы не привыкните, не упорядочите свои дела и не начнете заниматься, подготовительные мероприятия будут отнимать у вас много времени. Приступая к программе Маленькие Ступеньки, вы должны будете прочитать довольно большой объем изложенного в ней материала. Определенное время займет и тестирование малыша. Старайтесь помнить, что эти этапы не надо брать приступом - вы можете продвигаться понемногу. Когда же ваша индивидуальная программа будет составлена, и вы начнете заниматься по ней, на чтение и подготовку у вас будет уходить меньше времени.
КОММЕНТАРИИ РОДИТЕЛЕЙ
Беседуя с родителями, которые посещали Центр Маккуэри, мы просили их рассказать, чем для них стала программа ранней педагогической помощи. Вот некоторые ответы.
Занятия по программе Маккуэри принесли огромную пользу и Дэвиду, и всей нашей семье. Из нее я узнала, когда, как и чем нужно заниматься с сыном. И хотя у меня уже есть двое детей, сама я вряд ли сумела бы правильно организовать работу с Дэвидом. Программа оказалась полезной и моим друзьям: они больше узнали о детях с трудностями в развитии.
Для того, чтобы получить возможность заниматься с Дэвидом, мне не пришлось отказываться от других дел. Наш образ жизни остался прежним. Общение с Дэвидом сделало меня более терпимой и чуткой. Когда мой малыш овладевает каким-то новым умением, я чувствую себя вознагражденной, вижу, что мои усилия не пропали зря.
Когда Дэвид родился, я была совершенно убита, только потому что я ничего не знала о детях с трудностями в развитии. Теперь, когда я вижу, чего они могут достичь, если будут трудиться неустанно, я знаю, что будущее Дэвида гораздо ярче и интереснее, чем я представляла вначале.
Занятия с ребенком с трудностями в развитии приносят большую пользу. Они обязывает вас относиться к его развитию и к его будущему со всей ответственностью. Представления родителей о жизни вообще становятся более многогранными, семья может стать крепче, общественная жизнь - осмысленнее. Я могла бы посоветовать следующее: посмотрите на новую, сложившуюся после рождения ребенка ситуацию открытыми глазами, подойдите к ней с конструктивных позиций и не забывайте о перспективе.
Я была вынуждена оставить свои служебные дела. Правда, они все равно мешали бы мне ухаживать за ребенком, даже если бы с ним все было в порядке. В действительности, то безмерное удовлетворение, которое я получаю от занятий с дочкой, не идет ни в какое сравнение с маленькими служебными радостями. Элене гораздо труднее делать вещи, которые обычным детям даются без усилий. Однако выражение ее лица, когда ей удается что-то сделать самой, лица, на котором отражается радость успеха и обретение независимости, - еще раз убеждает меня в том, что время потрачено не зря.
Занятия по программе ранней педагогической помощи заметно изменили мое отношение к трудностям в развитии моей дочки. Мы надеемся, что однажды Элена станет вполне самостоятельной. Я совершенно уверена, что она не сможет почувствовать себя полностью счастливой, если не добьется этой самостоятельности. Мои требования к ней очень высоки, ведь, если я не буду ставить перед ней трудные задачи, я найду оправдания ее отставанию в тех или иных областях и позволю ей отставать вместо того, чтобы направить все усилия на полное раскрытие ее потенциальных возможностей. Такие запросы, казалось бы, могут принести мне много разочарований, но, в действительности, Элена всегда с лихвой оправдывает мои ожидания.
Мне пришлось бросить колледж, но когда Мэй-Мэй пойдет в школу, я вернусь к учебе. Я чувствую, как много пользы приносят Мэй-Мэй все ее занятия, поэтому сейчас стоит посвятить ей все свое время.
Для того, чтобы у ребенка было больше шансов на успех, я советую приступать к занятиям как можно раньше и стараться не сосредотачиваться на мысли: "Если бы только все было по-другому...". Когда мне надо заниматься с Джоном, а тут приходит старшая дочка, я не пытаюсь прогнать ее, а наоборот, привлекаю к занятиям.
Я считаю, что занятия влияют на духовную сторону моей личности; мне кажется, будто я вся могу войти в этот процесс и сделать что-то важное, что поможет Келли. Я думаю, все это сблизило меня с дочкой, ведь я помогаю ей, а не просто наблюдаю, как посторонний зритель. Так что правы те, кто говорит: "Включишься в занятия - изменишься".
Я всем настоятельно советую пробовать - ничего не нужно отбрасывать, не испытав. Даже небольшая помощь ребенку может многое изменить. Дети становятся более самостоятельными, а ведь именно к этому мы, в конце концов, и стремимся.
Программа Маленькие Ступеньки
Программа Маленькие Ступеньки адресована, в первую очередь, и более всего, родителям - тем родителям, которые, вследствие обстоятельств или по собственной воле, намерены учить своих детей самостоятельно, в домашних условиях.
Идея создания такой программы продиктована, во-первых, нашим убеждением в том, что родители играют самую важную роль в обучении ребенка, а, во-вторых, нашим многолетним опытом, подтвердившим эффективность занятий с родителями. Это не означает, что успехи малыша прямо связаны с квалификацией его родителей; его успехи во многом определяются потенциальными возможностями усвоения материала и качеством советов, которые мы даем его родителям. Но есть одна не укладывающаяся в эти рамки вещь. В нашем Центре мы снова и снова убеждаемся, что если родители считают, что их малыш справится с какой-то, даже трудной, задачей, то он с ней справляется. Как педагоги, мы видим свою роль в том, чтобы помочь родителям определить те ступеньки, по которым их малыш сможет прийти к намеченной цели, и предложить методы обучения, позволяющие эти ступеньки одолеть.
Давайте поближе познакомимся с концепцией "Маленьких Ступенек". Когда малыш пытается овладеть новым для него умением, то в каждый отдельно взятый отрезок времени он осваивает частичку этого умения. Вы не найдете ни одного ребенка, который бы, проснувшись однажды утром, вдруг сам бы пошел или поел, или нарисовал портрет мамы. Дети учатся этому постепенно - так, что каждое новое достижение прокладывает путь к следующему. Бывает, что они учатся так быстро, что мы практически не замечаем ступенек, которые они по дороге преодолевают. Однако эти ступеньки есть, причем они практически одинаковы для всех детей.
Если отклонение в развитии малыша затрудняет его обучение, то ему для достижения цели, до которой его братья и сестры доберутся, казалось бы, в несколько скачков, понадобятся еще и маленькие промежуточные ступеньки. Такой малыш потратит больше времени, чтобы оказаться там же, где его сверстники, но он сможет там оказаться, если ему укажут ступеньку, на которую нужно подняться в тот момент, когда он к этому будет готов. Такой именно и была наша задача, когда к нам в Центр приходили дети, и именно поэтому мы назвали нашу программу Маленькие Ступеньки.
Материалы, вошедшие в программу Маленькие Ступеньки, отличаются от ранее опубликованных материалов Центра Маккуэри тем, что:
в Маленьких Ступеньках более подробно рассказывается о том, как оценивать умения ребенка, как формировать индивидуальную программу, как учить. Программа и методики обучения разработаны так, что они могут быть использованы людьми, не имеющими педагогического опыта.
в Маленьких Ступеньках более подробно представлены все умения, формированием которых родителям следует заняться.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ
Программу Маленькие Ступеньки можно условно разделить на две части. В книгах 1,2 и 3 рассматриваются основные принципы и приемы обучения, которые используются в Центре Маккуэри. В книгах 4,5,6,7 и 8 представлены учебные планы, причем каждая из книг 4,5,6 и 7 охватывает одну определенную область развития, а последняя книга содержит перечень всех умений, определяющих развития ребенка. Она состоит из серии проверочных таблиц, позволяющих тестировать малыша.
Книга 1. Введение в программу Маленькие Ступеньки
Она рассказывает о том, что лежит в основе программы Центра Даун Синдром университета Маккуэри и о том, как работать с программой Маленькие Ступеньки.