Тема 7. Дети с нарушениями поведения. Проблемы обучения и воспитания
Группа детей с нарушениями поведения многообразна по причинам, вызывающим эти нарушения, по динамике возрастных изменений и по психолого-педагогическим характеристикам, которые описаны в основном клиницистами (В.В. Ковалев, А.Е. Личко и др.).
Традиционно под нарушениями поведения понимают отклонения от принятых в данном обществе социальнопсихологических и нравственных норм поведения. Для обозначения нарушений поведения широкое распространение получили термины: отклоняющееся поведение, девиантное поведение.
Представителями разных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения девиантного поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической литературе девиантным поведением называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников (В.Г. Степанов, 1986).
Несмотря на различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяют на две группы:
1) причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
2) причины социального и психологического характера.
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
По мнению специалистов (психологов, социальных педагогов, врачей, воспитателей детских домов и интернатов), в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиаций, как курение и наркомания (28%), употребление алкоголя (24%), отказ учиться, сквернословие, уход из дома (20%), агрессивность, раннее начало половой жизни (16%), непослушание, ложь, беспорядочная половая жизнь, токсикомания и воровство (12%).
Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка: неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, нарекания и брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам, непонимание или незнание родителями трудностей детей, алкоголизм родителей и даже сам факт принадлежности к неблагополучной семье.
Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка: болезни, отставания в учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.
К числу важнейших причин относят также саму государственную политику по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации, ослабление воспитательной работы, что подчеркивает необходимость принятия серьезных мер на уровне государственных решений.
Существует множество классификаций отклоняющегося от норм поведения, зависящих от профессиональной принадлежности авторов (психиатров, психологов, социологов и др.) и их теоретических предпочтений.
Одна из классификаций - В.Н. Липника, который сгруппировал девиации подростков:
1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом;
2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества;
3) по отклонениям в понимании общественных интересов;
4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития;
5) по степени деформации психики;
6) по отклонениям в системе ведущих мотивов;
7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.
В другой классификации за основу взяты исходные данные того или иного отклонения, они сгруппированы:
1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы);
2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные);
3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные);
4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);
5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) (А.Ф. Никитин).
Нарушения поведения отмечаются при психопатиях, патологических формированиях личности, резидуальной церебрально-органической недостаточности, некоторых психических заболеваниях.
Основной особенностью детей данной категории являются нарушения социального взаимодействия с окружающими.
Различают патологические и непатологические формы отклоняющегося (девиантного) поведения.
К непатологическим формам относятся трудности организации поведения при акцентуациях характера, невротических состояниях, большинство преходящих ситуативных реакций. Дети и подростки с непатологическими нарушениями поведения не нуждаются в специально созданных условиях обучения и воспитания; но при неблагоприятных микросоциальных условиях, при патологическом протекании пубертатного периода эти формы отклоняющегося поведения могут трансформироваться в патологические.
Как отмечают специалисты (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против негативного влияния окружающей среды. Так, у 70% подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60% - установлены различные акцентуации, у 21-28% беспризорников поставлен диагноз психопатии, у 40% госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками. Ряд типов акцентуации характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение школьников.
Выделяются следующие критерии отнесения поведения к патологическим: устойчивость отклонений в структуре характера, темперамента, влечений, а также полиморфность проявлений нарушений поведения.
Дети и подростки с выраженными патологическими нарушениями поведения нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, так как их поведение нарушает педагогический процесс, может представлять опасность для окружающих.
Выделяется несколько основных типов девиантного поведения: антисоциальный, агрессивный, делинквентный (характеризующийся хулиганскими действиями, не попадающими под уголовную ответственность) и криминальный (характеризующийся преступными действиями).
Группа детей с нарушениями поведения имеет разнообразные психолого-педагогические особенности, но можно выделить ряд характеристик, общих для всех детей. Дети легко возбудимы, раздражительны, неусидчивы, вступают в конфликты с другими детьми и педагогами, уходят с уроков, отмечаются и иные нарушения дисциплины. У них наблюдаются повышенная аффективность и агрессивность. Все это нарушает взаимодействие ребенка или подростка с окружающей средой, ведет к школьной дезадаптации. Часть таких подростков в конечном итоге оказывается за пределами школы, что создает особенно «благополучную» почву для хулиганских и преступных действий.
Нарушения поведения могут наблюдаться у детей с разными отклонениями в развитии, при психопатии, неврозах, психических заболеваниях, но большую группу составляют здоровые дети и подростки, у которых поведенческие нарушения обусловлены неблагоприятными микросоциальными условиями.
Вне зависимости от того, какими причинами вызвано нарушение поведения, есть несколько задач, которые необходимо решить для того, чтобы смягчить выраженность нарушений:
1) формирование саморегуляции и контроля за своим поведением;
2) воспитание критичного отношения к своему состоянию;
3) развитие умения сдерживать аффективные проявления;
4) профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности.
Именно эти задачи могут решаться в младшем школьном возрасте с использованием арттерапевтических методик (имаготерапия, куклотерапия, библиотерапия). Большую роль могут сыграть также изотерапия и художественный труд.
Участвуя в арттерапии - изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. Наиболее важны особенности поведения ребенка в творческом процессе:
· выбор темы, сюжета, материалов;
· принятие задачи и сохранение ее на протяжении творческой деятельности;
· спонтанные речевые высказывания;
· характер эмоциональных реакций;
· особенности взаимодействия с другими детьми.
В процессе рисуночной терапии дети учатся управлять своим поведением, своими реакциями, у них формируются ведущие личностные образования.
Гиперактивным детям в процессе данного вида терапии ставятся следующие задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет, сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца, мысленно проследить и проговорить (перечислить) нарисованное и др.
Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным полезны занятия на развитие фантазии, на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Им ставят задачи: освоить пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не боясь запачкать стол и руки), развить сюжет, использовать больше новых тем, фантазировать (с опорой на события, произошедшие в реальной жизни).
Эффективна такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование, когда агрессивные, инертные, гиперактивные дети все вместе создают рисунок. Развивается общий сюжет, состоящий из отдельных историй; у каждого ребенка она своя. Одновременно рисуя и комментируя, дети взаимодействуют друг с другом.
Нередки случаи, когда «трудные» подростки увлекались художественным творчеством, что изменяло круг общения и корригировало негативные поведенческие проявления.
В области воспитания и профилактики девиантного поведения детей и подростков широко распространены следующие формы работы:
· работа с семьей, беседы с родителями с целью изменения условий жизни ребенка и улучшения внутрисемейных отношений;
· проведение консилиумов, посвященных этой проблеме (однако использование их для выработки или принятия индивидуальных программ развития или коррекции поведения ребенка - крайне редкое явление);
· включение «трудных» детей в работу музыкальных, танцевальных кружков и объединение по интересам.
В то же время следует отметить, что в последние годы эти направления психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения реализуются недостаточно. Большое внимание уделяется направлению, связанному с занятиями спортом, особенно с различными видами единоборств. Вряд ли это позволит решить задачи коррекции в полной мере, так как именно эти виды спорта часто способствуют агрессивному поведению.
Дети с нарушениями поведения в зависимости от особенностей их развития обучаются по программам конкретного учебно-воспитательного учреждения - школы общего назначения, школы для умственно отсталых детей, для детей с задержкой психического развития и др. Важным условием их обучения является создание базы для контакта со взрослыми и сверстниками, речевого общения, преодоления негативизма. Это достигается разработкой и применением специфических приемов подхода к этим детям, методов обучения, которые в каждом конкретном случае должны быть максимально индивидуализированы.