Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Проблема соотношения грамматики и семантики

1. Проблема соотношения грамматики и семантики.

2. Место грамматического строя в общей системе языка.

3. Уровни языка и их грамматический аспект.

4. Морфемная структура слова и ее грамматическое содер­жание.

5. Грамматическая категория и грамматическая форма.

6. Оппозиции в грамматических категориях.

7. Части речи и критерии их выделения.

8. Существительное как часть речи.

9. Категория числа в английском языке.

10. Категория падежа в английском языке.

11. Категория рода английского существительного.

12. Категория детерминации английского существительного.

13. Глагол как часть речи.

14. Категория лица и числа английского глагола.

15. Категория времени английского глагола.

16. Категория вида английского глагола.

17. Категория залога английского глагола.

18. Категория наклонения английского глагола.

19. Неличные формы английского глагола.

20. Прилагательное как часть речи.

21. Категория сравнения прилагательного.

22. Наречие как часть речи.

23. Категория сравнения наречий.

24. Числительное как часть речи.

25. Местоимение как часть речи.

26. Служебные слова, их грамматические функции.

27. Словосочетание, проблема его выделения.

28. Типы подчинительных словосочетаний.

29. Предложение, его место в уровневой структуре языка.

30. Простое предложение.

31. Актуальное членение предложения.

32. Коммуникативные типы предложения, основанные на типе актуального членения.

33. Парадигматика предложения.

34. Сложноподчиненное предложение в английском языке.

35. Сложносочиненное предложение в английском языке.

36. Осложненное предложение в английском языке.

37. Проблема основной единицы текста.

38. Монологическая речь и ее синтаксические признаки.

39. Диалогическая речь и ее синтаксические признаки.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Вариативность грамматических форм в современном анг­лийском языке.

2. Грамматические особенности английской книжной речи.

3. Грамматические особенности английской разговорной речи.

4. Артиклевая детерминация существительного в тексте.

5. Родовое деление существительных и проблема его оценки в свете положения и политической корректности.

6. Транспозиция грамматических форм времени.

7. Транспозиция грамматических форм вида.

8. Выражение нереального действия в современном англий­ском тексте.

9. Степени сравнения прилагательных и наречий в текстах разных функциональных стилей.

10. Транспозиция знаменательных частей речи в служеб­ные.

11. Промежуточные коммуникативные типы предложения в современном английском тексте.

12. Пресуппозиция и проблема взаимопонимания в языко­вом общении.

13. Импликация и проблема взаимопонимания в языковом общении.

14. Описание как композиционная форма речи.

15. Повествование как композиционная форма речи.

16. Рассуждение как композиционная форма речи.

17. Проблема внутреннего диалога.

18. Проблема эффективности коммуникативного акта.

19. Фактический (контактоустанавливающий) аспект вы­сказывания.

20. Проблема речевого этикета.

ГЛОССАРИЙ

Aa

absolute and relative generaliza­tion

actual division of the sentence

adverbial clause

agreement (concord) between subject and predicate

appositive clause

artificial utterances

aspect

aspective meaning

asyndetic connection

attribute

attributive clause

attributive complication

autosemarntic and synsemantic el­ements

axes of sentence

Bb

broad-meaning word

Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Проблема соотношения грамматики и семантики - student2.ru Cc

classes of words: syntactic

combinability

communicative sentence types

complement

complementive and supplementive verbs

complex sentence

complex subject

composite sentence

compound sentence

constituent parts of Language

co-occurrence

coordinative connection of clauses

coordinative connection of sen­tence constituents

Dd

deep structure

deixis (deictic function)

deletion in transformations: see transformational procedures

denoteme

derivational perspective

descriptive attribute

determiner

diachrony

differential features

distributional analysis

distribution: complementary, con-trastive, non-contrastive

Ее

equipollent opposition

equipotent connection

expanded and unexpanded sen­tence

Ff

functional sentence perspective

Gg

gender

Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Проблема соотношения грамматики и семантики - student2.ru genitive case

grammatical meanin

grammatical morphemes

grammatical opposition

grammatical suffixation

Hh

hierarchy of levels

hypotaxis

Ii

immediate constituents

informative sentence perspective

inter-sentential connection

inversive sentence

Kk

kernel element

kernel sentence

LI

level of constructions

lexemic level

lexical morphemes

lexical paradigm of nomination

lexico-grammatical category

logical accent

Mm

macrosystem (supersystem)

marked (strong, positive) member

members of sentence

monopredicative sentence

morph

morpheme

morpheme types: additive, replacive; continuous, dis­continuous; free, bound; overt, covert; root, affixal; segmental, supra-segmental

morphemic composition of the word

morphemic structure

morphological arrangement in transformations

Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Проблема соотношения грамматики и семантики - student2.ru Nn

nominalization

nominative aspect of the sentence

nominative meaning

Oo

obligatory sentence parts

obligatory valency

optional sentence parts

organizational function of verb

Pp

paradigm

paradigmatic relations

parataxis

parcellation

parenthetical clause

parts of speech

parts of the sentence

performative

phoneme

phonemic distribution

phrase: stable, free

plane of content

plane of expression

polypredication

pragmatic utterance types

predicate

predication

predicative clause

predicative functions

principal clause

privative opposition

proposeme

proposemic level

Qq

quantifiers

Rr

referential meaning

relative generalization

rheme

Ss

secondary (potential) predication

segmental morpheme

seme (semantic feature)

semi-bound morpheme

semi-composite sentence

semi-compound sentence

semi-predication

sentence

sentence sequence

sign

signeme
significative meaning

simple sentence

speech acts

statal verbs

stative

structural meaning

subject

subordinate clauses

subordination

substantivization

substitute

supra-proposemic level

supra-segmental units

supra-sentential construction

surface structure
synchrony and diachrony I, 4

syndetic connection

synsemantic elements

syntactic derivation

syntagma

syntagmatic connection

syntagmatic relations

synthetical form

systemic approach

Tt

temporality

text

transform

transformation

transformational procedures

transition in the actual division

transitive and intransitive verbs

transitivity

two-axis sentence

Uu

unexpanded sentence

unmarked (weak, negative) mem­ber

utterance: situation utterance, re­sponse utterance

Vv

valency: obligatory

verb

verbids

Ww

word

word-sentence

Zz

Zero-representation

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Курс теоретической грамматики английского языка относится к базовым теоретическим курсам, на основе или с помощью которых осваиваются некоторые другие теоретические дисциплины программы языковой подготовки учителей английского языка такие, как «Сравнительная типология английского и русского языков», «Стилистика английского языка», «Теория и практика перевода» и некоторых других.

Основной целью курса является обеспечение студентов, имеющих достаточную базовую языковедческую подготовку, теоретическими сведениями, которые должны стимулировать его самостоятельный, активный подход к осмыслению сложных грамматических явлений в различных условиях функционирования языка.

Системная концепция, служащая отправным пунктом для излагаемого материала, исходит изфункционально-динамического представления языка в целом и всех его звеньев

в отдельности. Соответственно этому грамматический строй понимается как реально действующая сила, регулирующая выражение информационного содержания речи, прежде всего посредством особой, обобщенно-категориальной семантики, присущей грамматико-строевым элементам языка на разных уровнях их существования и функционирования. Все глубже проникать в механизм реализации данной семантики, а вместе с этим и в грамматический механизм построения больших и малых текстов – непосредственных продуктов речевой деятельности людей – и составляет главную задачу грамматики как важнейшей лингвистической дисциплины.

Наряду с лекционным материалом студенты обсуждают проблематику теоретических материалов в ходе семинарских занятий. Полагаем, что наиболее эффективной формой освоения теоретического материала курса является органичное соединение лекционной работы с обсуждением проблематики лекций на семинарском занятии в ходе которого теоретические положения разворачиваются, уточняются проблемные и спорные точки зрения. Это позволяет студентам в полной мере овладеть грамматической терминологией, совершенствовать навыки устной монологической научной речи.

В завершение курса целесообразно провести тест по всему освоенному теоретическому материалу (тест в учебео-методическом комплексе имеется).

В учебно-методическом комплексе также имеется глоссарий наиболее распространен- ных понятий и терминова также вопросы к экзамену по дисциплине.

Наши рекомендации