Развитие дошкольной педагогике как науки об образовании и воспитании детей от рождения до поступления в школу.
Билет № 17
Становление педагогики в России.
Зарождение педагогики в России связано с открытием школ. Первые сведения о школах относятся примерно к 11 веку. Наиболее весомый вклад в развитие в педагогике внёс Сёмён Полоцкий только в 17 веке. Полоцкий в своей педагогической деятельности считал, что главным фактором воспитания является пример взрослых, а так же большое влияние оказывает окружающая среда. В 18 веке большой вклад внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он создал целый ряд учебных книг, которые значительно расширили образование того времени, особенно выделяют такие книги как « Риторика и российская грамматика» так же в 18 веке выделяется деятельность Николая Ивановича Новикова. Именно он впервые в России объявил педагогику научной. Он создал 1-ый русский детский журнал, и особенное внимание уделял нравственному воспитанию детей. Именно с 18 века начинается профессиональная подготовка педагогов. В 1779 г. При Московском университете открывается 1-ая педагогическая семинария. 1804 г в Москве открывается главный педагогический институт. В 19 веке широко известны педагогические труды таких деятелей, как : Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Пирогов. Особенно выделяются оригинальные педагогические идеи: Л.Н. Толстого который открыл в ясной поляне школу для крестьянских детей. Создал учебник азбуку и особое внимание обратил на развитие творчества детей. В России педагогическим основоположником психолого-педагогической науки является Ушинский.
Билет № 25
Развитие дошкольной педагогике как науки об образовании и воспитании детей от рождения до поступления в школу.
Дошкольная педагогика относится к системе отраслей возрастной педагогики и представляет собой науку о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. Пед. Ян Амос Коменский, который в своей книги « материальная школа» впервые представил систему дошкольного воспитания. Он выделил 4-е периода развития. Каждому периоду соответствует своя школа. 1) Детство от 0 до 6 лет.- материальная школа. 2) отрочество 6-12 лет- школа родного языка. 3) юность с 12-18 лет- гимназия. 4)возмужалость от 18 до 24 – академия. Первые идеи дошкольного воспитания на Руси появились ещё в 10-ом веке. Первые попытки определения содержания образов дошкольника сделала в 17 веке Полоцкий. В 19 веке Ушинский в своей педагогической системе отвел значительно место воспитанию и обучению. Во 2-ой половике 19 века были заложены основы теории дошкольного воспитания в России.
Аделаида Семанович разделила дошкольную педагогику на теоретическую и практическую, выделила цели, задачи и сущность процессов педагогики. В 1866 г. Открыла в Петербурге платный детский сад. Елизавета Водовозовазанималась семейным воспитанием, разработала программу развития речи, и по ознакомлению с окружающим. Блонский разработал один из 1-ых учебных педагогических вузов. Крупская развивала теорию и практику дошкольной педагогики. Мокаренко получила широкую известность из-за работы «семейное воспитание» подчеркнула важность дошкольного периода. Тихеева одна из первых поставила вопрос о необходимости разработать методику по развитию речи. Флёрина разработала методику обучения изобразительной деятельности и занималась МРР. Усова занималась детской игрой, системой обучения дошкольников сенсорным воспитанием, разработала основы дошкольной дидактики в 1962 была создана программа воспитания в детском саду.
Вывод: дошкольная педагогика изучает процессы врспитанич и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приёмы и средства осуществления, развитие личности ребёнка, новые концепции воспитания, стандарты образования.
2 Дидактические принципы обучения. Педагогика – это наука о закономерностях и методах обучения, воспитания и развития людей. Основные составные части педагогики – это изучение процесса образования, обучения (дидактика) и процесса формирования, воспитания как отдельной личности, так и социальной общности, в целом. Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Дидактика– это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения, теория обучения. Дидактические принципы обучения: 1) воспитывающее обучение 2)развивающее обучение 3) принцип научности 4)принцип наглядности 5) принцип систематизации и последовательности 6) принцип доступности 7) принцип обучения на высоком уровне трудности 8) принцип осознания процесса обучения 9) индивидуальный подход к детям.
Билет № 26