Календарно – учебный график

Дополнительная образовательная программа

«Умелые ручки»

Направление художественное

Классы 1 а

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: 33ч

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С.А.

Рабочую программу составила учитель начальных классов: Каштанова О.В.

2016-2017 учебный год

г. Нижний Новгород

Пояснительная записка.

Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально

каждый ребенок увидел прекрасное,

остановился перед ним в изумлении,

сделал прекрасное частицей своей души…

В.А. Сухомлинский

Дополнительное образование предоставляет человеку не только путь расширения общего образования (его углубление, совершенствование) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла жизни. Компетентностный подход в дополнительном образовании детей зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образовании, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.

Актуальность программы кружка «Умелые руки»: Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

Развитие мелкой моторики – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.

Актуальность кружка «Умелые ручки» еще заключается в том, что она предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.

Цель программы кружка «Умелые руки»: - развивать творческие способности школьников, навыки работы с различными материалами для изготовления поделок, создать сплоченный детский коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы кружка «Умелые руки»:

Обучающие:

v обучить конкретным трудовым навыкам при работе с соленым тестом, бумагой, пластилином, природным материалом (листья деревьев, мох и др.)

v изучить свойства различных материалов;

v обучить приемам работы с инструментами;

v обучить приемам самостоятельной разработки поделок.

v научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, для украшения помещений, в качестве подарка близким.

Развивающие:

v развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

v развивать образное мышление и воображение;

v создавать условия к саморазвитию учащихся;

v развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

v развивать мелкую моторику пальцев.

Воспитательные:

v воспитывать уважение к труду и людям труда;

v воспитывать аккуратность;

v воспитывать любовь к природе.

v формировать чувство самоконтроля и взаимопомощи.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Особенностью данной программы является то, что обучающиеся знакомятся со многими видами декоративно-прикладного творчества, овладевают разными технологическими навыками, в процессе выполнения практических работ. Вследствие чего, у обучающихся расширяется мировоззрение и творческие способности, формируется технологическая культура в прочесе изготовления изделий из различных материалов.

Объем и срок освоения: Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Форма обучения: Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется в количестве 10 человек по принципу добровольности. С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности работы.

Каждое занятие состоит из тёх частей:

1.Вводная часть – беседа, способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала и изучение культуры родного края.

2.Практическая часть – творческая работа детей, изготовление и оформление поделок.

3.Заключительная часть – отчёт о проделанной работе, который позволяет научить ребёнка последовательности в работе.

Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

Планируемый результат:Школьники должны развить творческие способности, получить практические навыки изготовления различных поделок, оказывать друг другу помощь, быть усидчивыми и трудолюбивыми.

Учебный план.

Раздел 1: Аппликация и моделирование, рисование (16 часов)

Аппликация из природных материалов. Аппликация из геометрических фигур. Рисование нетрадиционным методом. Аппликация из пуговиц. Аппликация из салфеток. Аппликация на дисках. Объемная аппликация.

Должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены

- правила пользования инструментами (ножницами, линейкой, карандашом)

- различать материалы и инструменты, знать их названия (инструменты: ножницы, карандаш, линейка, кисточка; материалы: листья, семена, бумага, картон, пуговица, яичная скорлупа, салфетки).

Должны уметь:

- пользоваться инструментами (ножницами, карандашом, кисточкой для клея)

- выполнять разметку по шаблону

-выполнять операции по обработке бумаги (складывание, склеивание, вырезание).

Раздел 2: Работа с пластическими материалами (10 часов)

Рисование пластилином. Обратная мозаика на прозрачной основе. Торцевание на пластилине. Лепка из соленого теста.

Должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены

- как правильно замесить тесто

- приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.

- основные приемы лепки.

- приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.

Должны уметь:

- уметь лепить форму

- точнее соблюдать пропорции

- вытягивать мелкие части из основного куска соленого теста.

- соединять детали из соленого теста различными способами.

- применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.

Раздел 3: Аппликация из деталей оригами (7 часов)

Аппликация из одинаковых деталей оригами. Коллективные композиции в технике оригами.

Должны знать:

- особенности искусства оригами и его историю.

- основные условные обозначения.

- простые приемы складывания бумаги.

- понятия «квадрат», «диагональ квадрата», «угол квадрата», «треугольник».

- основные базовые формы.

Должны уметь:

- точно соединять углы и стороны квадрата.

- делить квадрат на три части.

- самостоятельно сделать квадратную заготовку.

- складывать простые и основные базовые формы.

Содержание учебного плана.

Класс, 33 часа

Количество часов Тема Материалы
  I. Аппликация и моделирование, рисование (16часов)  
1 - 4 Аппликация из природных материалов Засушенные цветы, листья, крупа, картон
5 - 6 Аппликация из геометрических фигур. Цветная бумага, картон
7 - 8 Рисование нетрадиционным методом Нитки, картон
9-10 Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон
11-12 Аппликация из салфеток. Салфетки, картон
13 – 14 Аппликация на дисках Диски, цветная бумага
15-16 Объёмная аппликация. Салфетки, цветная бумага, картон
  II. Работа с пластическими материалами (10 часов)  
17-19 Рисование пластилином. Пластилин, картон
20-21 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
22-25 Торцевание на пластилине Пластилин, салфетки
26-27 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
  III. Аппликация из деталей оригами (7 часов)  
28-31 Аппликация из одинаковых деталей оригами. Цветная бумага, картон
32-33 Коллективные композиции в технике оригами. Цветная бумага, картон

Календарно – учебный график.

№ занятия Тема занятий по общественно – полезной деятельности Дата по плану Дата по факту
1-2 Аппликация и моделирование, рисование (16часов) Аппликация из листьев и цветов. Портрет осени.     2.09 9.09  
3-4 Аппликация из природных материалов на картоне. Панно из круп «Яблоко» 16.09 23.09  
5-6 Аппликация из геометрических фигур. Собачка из кругов. 30.09 7.10  
7-8 Рисование нитками. Цветок Ириса. 14.10 21.10  
9-10 Аппликация из пуговиц. Скворечники для птиц. 28.10 11.11  
11-12 Аппликация из салфеток. Зверушки из салфеточных ладошек. 18.11 25.11  
13-14 Аппликация на дисках. Солнышко. 2.12 9.12  
15-16 Объёмная аппликация. Яблоко с гусеницей. 16.12 23.12  
 
Работа с пластическими материалами (10 часов) Рисование пластилином. Веточка рябины.     13.01  
18-19 Рисование пластилином. Осеннее дерево. 20.01 27.01  
20-21 Обратная мозаика на прозрачной основе. Котик. 3.02 17.02  
22-23 Торцевание на пластилине. Зайчик с сердечком. 24.02 2.03  
24-25 Торцевание на пластилине. Кактус. 9.03 16.03  
26-27 Лепка из солёного теста. Ежик. 30.03 6.04  
28-29 Аппликация из деталей оригами (7 часов) Аппликация из одинаковых деталей оригами. Орнамент из фантиков.     13.04 20.04  
30-31 Аппликация из одинаковых деталей оригами. Оригами из кругов. «Цветущее дерево» 27.04 4.05  
32-33 Коллективные композиции в технике оригами. «Морские обитатели» 18.05 25.05  
           

Форма подведения итогов реализации программы «Умелые руки»

Форма фиксации результатов:

• ежегодная выставка работ кружка «Умелые руки» в образовательном учреждении;

• «летопись» детского творческого объединения (видео- и фотоматериалы);

• копилка детских работ в различных техниках исполнения;

• портфолио творческих достижений кружка «Умелые руки» (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);

• отзывы обучающихся школы о выставках и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили.

Форма отслеживания результатов усвоения программы предполагает:

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;

• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.

Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Оценочный материал:

Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.

Условиями реализации программы является наличие:

-светлого, просторного помещения;

-необходимого оборудования: столы, стулья, шкафы и полки для хранения природного и бросового материала, готовых работ, моделей;

-книг и альбомов по техническому творчеству и прикладному искусству;

-необходимых материалов: бумаги ( цветной, альбомной), картона, природного материала (соломки, листьев, шишек, семян), пластилина, бросового материала (коробок, опилок, фольги), клея, проволоки, ниток;

-инструментов: карандашей, фломастеров, линеек, угольников, циркулей, шила, ножниц;

-стендов или полок с творческими работами воспитанников;

-уголка с различной информацией (списки обучающихся, инструктаж по ТБ).

Методическое обеспечение:

1. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

2. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

Список литературы:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Наши рекомендации