Основные закономерности онтогенеза.

Понятие онтогенеза, общие закономерности онтогенеза.

Термин онтогенез (от греческого онтос - сущее и генезис – происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э.Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания жизни.

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:

эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный).Первый период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека.

Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же на свет новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития - пренатального, длящегося в среднем 280 дней.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных , наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма.

Время в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем кровообращения, пищеварения, нервной и т.д.) составляет 16-20 лет.

Основные закономерности онтогенеза.

1. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем.Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза т.е. особенности системогенеза , были разработаны известным советским физиологом академиком П.К.Анохиным (1898-1974) и его учениками и последователями.

Функциональной системойназывают временноеобъединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. Например, рефлекс сосания у новорожденного осуществляется специальной функциональной системой, в которую входят различные группы мышц и объединения нервных клеток ,регулирующих их сокращения . Главное значение для объединения органов в функциональную систему имеет не их анатомическая близость , а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т.д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разнообразные органы.

Таким образом, в процессе онтогенеза человека в его организме возможно образование бесчисленного множества различных функциональных систем, обеспечивающих ему оптимальное взаимодействие с факторами внешней среды. Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», т.к. он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание.

2. Гетерохронность и гармоничность развития. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит не одновременно, т.е. гетерохронно (от греческого гетерос – другой, хронос- время.)

Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренательного развития, а почки формируются значительно позже и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

Наши рекомендации