Контроль исходного уровня знаний. 1) Эфферентные нейроны всегда расположены только в интрамуральных ганглиях и иннервируют лишь те внутренние органы
Тестовые задания
1. CИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ АВТОНОМНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ИМЕЕТ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
1) Эфферентные нейроны всегда расположены только в интрамуральных ганглиях и иннервируют лишь те внутренние органы, которые обладают собственным моторным ритмом (сердце, кишечник, матка, желчный пузырь и т.п.);
2) Эфферентный путь может быть представлен кортико,- рубро-, вестибуло-, рекулоспинальным трактом или аксоном мотонейрона спинного мозга;
3) Эфферентный путь включает два нейрона из которых первый располагается в грудных сегментах спинного мозга, а второй - в паравертебральных ганглиях.
2. ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ АВТОНОМНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ИМЕЕТ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
1) Эфферентные нейроны всегда расположены только в интрамуральных ганглиях и иннервируют лишь те внутренние органы, которые обладают собственным моторным ритмом (сердце, кишечник, матка, желчный пузырь и т.п.);
2) Эфферентный путь может быть представлен кортико-, рубро-, вестибуло-, рекулоспинальным трактом или аксоном мотонейрона спинного мозга;
3) Эфферентный путь включает два нейрона из которых первый располагается в продолговатом мозге или крестцовых сегментах спинного мозга, а второй - в интрамуральных ганглиях.
3. МЕТАСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ АВТОНОМНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ:
1) Комплекс ганглионарных структур, залегающих в стенках полых висцеральных органов, наделенных моторным ритмом;
2) Эфферентный путь может быть представлен кортико-, рубро-, вестибуло-, рекулоспинальным трактом или аксоном мотонейрона спинного мозга;
3) Эфферентный путь включает два нейрона из которых первый располагается в грудных или поясничных сегментах спинного мозга, а второй - в пре- или паравертебральных ганглиях.
4. НЕЙРОСЕКРЕТОРНУЮ ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЕТ:
1) Средний мозг;
2) Продолговатый мозг;
3) Гипоталамус;
4) Передний мозг.
5. В ЛИМБИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ МОЗГА ВХОДЯТ ОБРАЗОВАНИЯ:
1) Поясная извилина;
2) Гиппокамп;
3) Мамиллярные тела;
4) Миндалина;
5) Красное ядро;
6) Бугры четверохолмия
6. СКОЛЬКО СИНАПСОВ СОДЕРЖИТ ДУГА ВЕГЕТАТИВНОГО РЕФЛЕКСА?
1) 2
2) 3
3) 4
7. ГДЕ ЛОКАЛИЗУЕТСЯ ВЫСШИЙ ЦЕНТР РЕГУЛЯЦИИ ГОМЕОСТАЗА?
1) В лимбической системе;
2) В гипоталамусе;
3) В базальных ядрах.
8. ГДЕ ЛОКАЛИЗУЕТСЯ НИЗШИЙ ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ?
1) В спинном мозге;
2) В среднем мозге;
3) В гипоталамусе.
5.2. Основные понятия и положения темы:
Содержание темы – см. соответствующий раздел лекций и учебника по физиологии, а также материалы Атласов и Пособий по теме занятия на сайте КрасГМУ:
Итоговый контроль знаний.
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Функциональная структура автономной нервной системы.
2. Симпатическая, парасимпатическая и метасимпатические части автономной нервной системы.
3. Автономный (вегетативный) тонус и особенности конструкции автономной нервной системы.
4. Синаптическая передача возбуждения в автономной нервной системе.
5. Влияние автономной нервной системы на функции тканей и органов.
6. Центры регуляции висцеральных функций.
Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС). Темы рефератов:
1. Заболевания, развивающиеся при поражении автономной нервной системы.
2.Способы коррекции вегетативных нарушений.
Решение ситуационных задач:
3-23. Что происходит в нервном центре, если импульсы поступают к его нейронам с частотой, при которой ацетилхолин не успевает полностью разрушаться холинестеразой и накапливается на постсинаптической мембране в большом количестве?
3-24. Почему при введении стрихнина у лягушки наблюдаются судороги в ответ на любое, даже самое легкое раздражение?
3-25. Как изменится сокращение нервно-мышечного препарата, если в перфузируемую жидкость добавить холинэстеразу или аминоксидазу?
3-32. При раздражении коры мозга собака совершает движения передними лапами. Какая область мозга, по Вашему мнению, подвергается раздражению?
3-79. От конькобежца при беге на повороте дорожки стадиона требуется особо четкая работа ног. Имеет ли в этой ситуации значение, в каком положении находится голова спортсмена?
3-80. Укачивание (морская болезнь) возникает при раздражении вестибулярного аппарата, который влияет на перераспределение мышечного тонуса. Чем же объясняется появление симптомов тошноты и головокружения при морской болезни?
3-81. В эксперименте на собаке область вентромедиального ядра гипоталамуса нагрели до 50оС, затем животное содержали в обычных условиях. Как изменился внешний вид собаки через некоторое время?
3-82. При выключении коры больших полушарий человек теряет сознание. Возможен ли такой эффект при абсолютно неповрежденной коре и нормальном ее кровоснабжении?
3-83. У больного обнаружены нарушения деятельности ЖКТ. Врач в поликлинике направил его для лечения не терапевтическую, а в неврологическую клинику. Чем могло быть продиктовано такое решение?
3-84. Одним из основных критериев смерти мозга является отсутствие в нем электрической активности. Можно ли по аналогии говорить о смерти скелетной мышцы, если в покое с нее не удается зарегистрировать электромиограмму?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия. Дома попытайтесь дать ответы на следующие вопросы:
1. Какими основными объектами управляет ВНС?
2. Какое основное значение симпатического отдела ВНС?
3. Какое значение имеет парасимпатический отдел ВНС?
4. Какое физиологическое значение имеет метасимпатический отдел ВНС?
5. Дайте физиологическую характеристику преганглионарных волокон?
6. Какие основные процессы в организме связаны с функцией лимбической системы?
7. Где расположены низшие центры парасимпатической НС?
8. Какой отдел головного мозга является высшим подкорковым центром ВНС?
9. Какие отделы выделяются в составе вегетативной НС?
10. Где расположены низшие центры симпатической НС?
11. Какой отдел ЦНС управляет всеми основными гомеостатическими процессами?
12. Какой отдел головного мозга является высшим подкорковым центром вегетативной НС?
13. Какие отделы выделяются в составе вегетативной НС?
14 Где расположены низшие центры симпатической НС?
15. Где расположены низшие центры парасимпатической НС?
16. Где находится центр терморегуляции?
1. Тема занятия №8 «ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИОЛОГИИ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ И ЦНС»
2. Форма организации учебного процесса - практическое занятие
3. Значение темы: знание материала по физиологии центральной нервной системы, вегетативной нервной системы и эндокринной системы необходимо для понимания нервной и гуморальной регуляции физиологических процессов и функций организма, полученные знания необходимы при изучении других разделов физиологии, а также при обучении на последующих теоретических и клинических кафедрах.
4. Цели обучения:
Общая цель: глубокое усвоение студентами физиологии человека, обеспечивающее понимание организации, осуществления и регуляции физиологических функций, а также успешное изучение других дисциплин и применение полученных теоретических знаний в практической деятельности.
Учебная цель: контроль знаний по теме физиология ЦНС и физиология эндокринной системы.
Психолого-педагогическая цель: необходимо прививать студентам чувство гуманности к людям, доброе, чуткое, щадящее, внимательное отношение к ним, особенно к страдающим различными недугами. Воспитательная цель сводится и к тому, чтобы сформировать у студентов стремление к аккуратности, честности, добросовестному выполнению порученной им работы.
5. Вопросы для самоподготовки.- см. методические рекомендации по пройденным занятиям
Тестовые задания по теме – см. Сборник тестовых заданий.
Ситуационные задачи по теме – см. на сайте КрасГМУ электронную версию «Сборник ситуационных задач по физиологии», а также методические рекомендации для занятий по пройденным темам..