Защита дипломной работы и критерии ее оценки

Завершенный дипломный проект с подписью руководителя на титульном листе, вместе с отзывом руководителя отдается на рецензию. Рецензента дипломной работы назначает кафедра и ставит об этом в известность студентов. На рецензию отводится не менее 10 дней. Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается.

Дипломный проект вместе с отзывом и рецензией в установленные сроки предоставляется заведующему кафедрой для решения о допуске к защите (см. Приложение 1). Решение о допуске к защите может быть положительным даже в случае, если рецензия отрицательная. Разрешение о допуске оформляется на титульном листе и скрепляется подписью заведующего кафедрой. В случаях отказа в допуске к защите вопрос рассматривается на заседании кафедральной комиссии, которая выносит мотивированное решение. Причинами отказа в допуске может послужить несоответствие дипломной работы получаемой специальности, требованиям, изложенным в данном руководстве, несоблюдение сроков подготовки проекта.

Дипломные проекты с решением заведующего кафедрой, рецензией и отзывом передаются на кафедру в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) не позднее, чем за 3 дня до защиты.

После сдачи дипломного проекта на кафедру студент готовит: а) выступление перед комиссией, б) презентационный материал - слайды.

Порядок защиты:

- процедура начинается с защитного слова дипломника (7-10 минут);

- затем следуют вопросы членов Государственной аттестационной комиссии

и присутствующих, на которые студент отвечает;

- слово предоставляется рецензенту;

- выпускник отвечает на вопросы и замечания рецензента;

- если рецензент и комиссия удовлетворены ответом дипломника, то ему

предоставляется заключительное слово;

- после того как выслушаны все доклады, члены комиссии обсуждают дипломные проекты и выносят оценки.

Оценка складывается из четырех составляющих:

1) грамотное представление работы в защитном слове и электронной презентации;

2) оценка, поставленная рецензентом, и отзыв научного руководителя;

3) полнота и содержательность ответов дипломника на вопросы комиссии;

4) знакомство членов комиссии с текстом дипломной работы.

Оценка «отлично» ставится за работу, если

- в ней поставлены исследовательские цели и задачи, актуальные для современного этапа развития науки и специальности;

- собран репрезентативный, современный материал;

- всесторонне и полно освещена теория вопроса, история его изучения и современное состояние проблемы; автор свободно ориентируется в научной проблематике, грамотно аргументирует выбор темы, направления, методов исследования; самостоятелен в формулировке целей, задач и выводов работы;

- автор демонстрирует высокий уровень владения конкретными методиками анализа материала;

- выводы соответствуют поставленной цели и задачам, непротиворечивы, подтверждены достаточным количеством примеров и анализом собранных данных;

- ответы на вопросы комиссии демонстрируют высокий уровень теоретических знаний выпускника, хорошую ориентацию в проблематике исследуемой темы и в собранном материале;

- результаты исследования значимы для практической деятельности специалиста либо уже реализованы в период педагогической или производственной практики;

- защитное слово выпускника, его ответы на вопросы комиссии соответствуют всем требованиям, предъявляемым к публичным выступлениям, демонстрируют сформировавшиеся навыки ведения научной дискуссии;

- текст не содержит орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, оформлен в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к дипломным сочинениям.

Оценки «хорошо» заслуживает работа, в которой

- поставлены актуальные исследовательские цели и задачи,

- достаточно полно освещена теория вопроса, история его изучения и современное состояние проблемы; автор хорошо ориентируется в научной проблематике, самостоятелен в формулировке целей, задач, выводов работы, в выборе методов исследования;

- автор демонстрирует хороший уровень владения выбранными методиками анализа материала;

- выводы соответствуют поставленным целям и задачам, непротиворечивы, подтверждены достаточным количеством примеров и анализом собранных данных;

- ответы на вопросы комиссии демонстрируют достаточно высокий уровень теоретических знаний выпускника;

- результаты исследования значимы для практической деятельности специалиста либо уже реализованы в период педагогической или производственной практики;

- защитное слово выпускника, его ответы на вопросы комиссии в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к публичной речи, дипломник довольно умело ведет научную дискуссию;

- нет грубых орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, текст оформлен в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к дипломным сочинениям.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если

- в работе рассматриваются традиционные для науки, хорошо исследованные вопросы;

- работа носит описательный характер и представляет собой применение имеющихся, опробированных методик к анализу собранного материала;

- теория вопроса освещена поверхностно, без глубокой проработки всех теоретических аспектов проблемы;

- отсутствуют ответы на ряд вопросов комиссии и рецензента; ответы содержат неточности и демонстрируют недостаточно высокий уровень владения теорией вопроса;

- результаты исследования подтверждают общепризнанные закономерности;

- защитное слово выпускника, его ответы на вопросы демонстрируют невысокий уровень риторической культуры, несформированность навыков ведения научной дискуссии;

- работа содержит многочисленные негрубые орфографические, пунктуационные ошибки и стилистические недочеты, имеется ряд погрешностей в техническом оформлении.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если

- работа не производит впечатления целостного, самостоятельного

научного исследования; в работе отсутствуют четко сформулированные

цель, задачи, гипотеза и методы исследования;

- в работе отсутствует аналитическое изложение теории, истории

изучаемой проблемы; или исследуемая проблема освещена однобоко, с

опорой на немногочисленные второстепенные источники;

- собрано недостаточное количество материала или подборка материала

непоказательна; приведено недостаточное количество примеров,

либо примеры не являются аргументами к выдвинутым положениям;

либо примеры оставлены без комментария;

- студент не владеет выбранной методикой анализа материала;

- содержание работы не соответствует оглавлению;

- выводы в Заключении работы не соответствуют поставленным целям и

задачам; дипломник несамостоятелен в своих выводах; заключение

представляет собой повтор изложенных ранее теоретических

положений;

- выпускник не ответил на вопросы комиссии и рецензента либо его

ответы продемонстрировали поверхностное знание теории, неумение аргументировать свою позицию, невладение навыками научной дискуссии;

- рецензент не удовлетворен ответами на поставленные вопросы;

- в списке литературы отсутствуют работы основоположников данного направления или привлекаемые источники устарели – не соответствуют современным научным представлениям о проблеме;

- работа содержит грубые орфографических, пунктуационные, стилистические ошибки, ее оформление не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к дипломным сочинениям.

Приложение 1

Наши рекомендации