Форма обучения: очная, заочная
Рабочая программа дисциплины
«Педагогика»
Модуль «Введение в педагогическую деятельность.
История образования и педагогической мысли»)
Трудоемкость: __2__ зачетные единицы
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Рассмотрена на заседании кафедры педагогики
протокол №12 от «27» июня 2014 г.
Заведующий кафедрой _____________ Орлов А.А.
1. Цели освоения дисциплины.................................................................................................................. 3
2. Место дисциплины в структуре ООП.................................................................................................. 3
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы............................................................................. 3
4. Объем дисциплины и виды учебной работы....................................................................................... 3
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов........................................................................ 4
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине....................................................................................................................................................................... 4
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 4
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.......................................................................................................... 4
7.2. Описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций на различных этапах их формирования.................................................................................................................................. 4
7.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.............................................. 5
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций............... 5
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины....................................................................................................................................................................... 6
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины................................................................................................................................ 6
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины........................................... 7
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем....................................................................................................................................................................... 7
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)............................................................................................................................ 7
13. Аннотация рабочей программы дисциплины (модулю)................................................................... 7
14. Лист регистрации изменений к рабочей программе дисциплины (модуля).................................. 7
Коды компетенций | Название компетенций | Планируемые результаты обучения | Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы |
ОПК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | Студент умеет: Оценить роль и место педагога в современном обществе, обосновыватьсвою профессиональную позицию в отношенииразличных проблем образовательной практики Знает: Историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества Владеет и (или) имеет опыт деятельности: Ценностной установкой на осуществление профессионально-педагогической деятельности, имеет опыт проектирования квазипрофессиональной и социально-педагогической деятельности | 1-4 Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли Теоретическая педагогика Практическая педагогика Управление образовательными системами |
ПК-2 | Способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | Студент умеет: Отбирать методы диагностирования учащихся в соответствии с их возрастными особенностями для решения профессиональных задач Выбирать методы и технологии обучения в соответствии с образовательной ситуацией Знает: Современные педагогические технологии реализации системно-деятельностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Сущностные характеристики и признаки новых результатов образования, пути их достижения и способы оценки Владеет и (или) имеет опыт деятельности: Опытом оценивания целесообразности методов диагностики и технологий обучения | Практическая педагогика |
ПК-3 | способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии | Студент умеет: Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона Знает: Современные педагогические технологии реализации системно-деятельностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Сущностные характеристики и признаки новых результатов образования, пути их достижения и способы оценки Владеет и (или) имеет опыт деятельности: опытом выявления ценностного аспекта результатов учебного процесса, владеет методами диагностики профессиональных намерений обучающимися | 2-3 Теоретическая педагогика Практическая педагогика |
ПК-5 | готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса | Студент умеет: Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников Знает: Особенности педагогического общения, основы педагогической конфликтологии, специфику управления образовательными организациями Владеет и (или) имеет опыт деятельности: Установкой на соблюдение правовых, нравственных и этических норм и правил педагогического общения во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса | 3 Практическая педагогика |
ПК-6 | способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников | Студент умеет: Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Знает: Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения Владеет и (или) имеет опыт деятельности: Профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья | 2-4 Теоретическая педагогика Практическая педагогика Управление образовательными системами |
ПК-7 | Способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности | Студент умеет: Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Знает: Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Владеет и (или) имеет опыт деятельности: Профессиональной установкой на развитие активности, самостоятельности, творческого потенциала обучающихся | Практическая педагогика |
ПК-9 | Способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся | Студент умеет: Анализировать особенности различных категорий учащихся, выделять типовые и индивидуальные особенности обучающихся Знает: Методы и технологии дифференцированного и развивающего обучения Владеет и (или) имеет опыт деятельности: Профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья | 2-3 Теоретическая педагогика Практическая педагогика |
ПК-12 | Способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | Студент умеет: Организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся Знает: Сущность и технологии организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся Владеет и (или) имеет опыт деятельности: Опытом оценивания результативности учебно-исследовательской деятельности обучающихся | 2-3 Теоретическая педагогика Практическая педагогика |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов
Наименование темы (раздела) | Содержание | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | |||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Консультации | Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 1. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики | Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Профессиональные знания, умения и навыки современного учителя, его мастерство и педагогическая позиция. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем. | ||||
Тема 2. Образование как сфера педагогической деятельности | Образование - процесс и результат педагогической деятельности, цель и ценность, социальное благо. Образование как отражение экономического, социокультуного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Образование как система. Система образования в РФ. Типы образовательных учреждений. Ключевые идеи развития современного образования: доступность, непрерывность, академическая мобильность. Проблемы современного образования. | ||||
Тема 3. Развитие представлений об идеале человека, целях, ценностях и путях его образования: основные этапы истории | Воспитание в первобытном обществе. Выделение педагогической деятельности. Возникновение школы как социального института и профессии «учитель» в странах Древнего Востока. Образовательный идеал восточной цивилизации. Эллинская культура и образование. Образовательные идеалы античности (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Социальная стратификация и развитие образования в Древнем Риме. Первые педагогические трактаты (Цицерон, Квинтилиан). Образовательный идеал Средневековья. Религия – церковь – образование. Схоластика. Церковные и монастырские школы. Цеховые ремесленные школы. Университеты. Педагогическая мысль в богословных трактатах. Эпоха нового времени – смена образовательного идеала. Гуманизм, демократизм, просветительская направленность учения Я.А. Коменского. «Великая дидактика» - универсальная теория обучения. Классно-урочная система обучения. Становление традиционной педагогики в Западной Европе XVII-XIX вв. Основы ключевых педагогических концепций: развивающее обучение (И. Песталоцци), воспитывающее обучение и принцип природосообразности (А. Дистервег), свободное воспитание (Ж.-Ж. Руссо), системность педагогического знания (И. Гербарт) Особенности российской национальной педагогики и школы. Институты воспитания и обучения в Древней Руси. Мастера грамоты. Школы и училища в России XVI-XVII вв. Реформы образования: Петр I и Екатерина II. М.В. Ломоносов, московский университет. Образовательный реформы и дискуссии о целях образования середины XIX века. К.Д. Ушинский – основатель отечественной научной педагогики. Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, П.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др. – формирование российской педагогики как науки. Движение реформаторской педагогики в Западной Европе, США и России как отражение смены образовательного идеала в эпоху новейшего времени. Детоцентризм, ориентация на «развитие индивидуальности». Основные направления и концепции реформаторской педагогики (М. Монтессори, Р. Штайнер, Дж. Дьюи, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель и др.). Основные проблемы и задачи школы и педгогики в XX веке. Воспитание «нового человека, строителя коммунизма». Единая трудовая школы. Ликбез. Педагогические идеи и деятельность С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко. Идеи гуманизации образования после Второй мировой войны. В.А. Сухомлинский. Инклюзивное образование. Формирование единого образовательного пространства в Европе и мире. ИКТ в образовании. | ||||
Тема 4. Педагогическая профессия в современной обществе | Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современной этапе. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины. значение для социокультурного развития общества). Ценностные ориентации, этические установки педагога. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Профессиональный стандарт «Педагог». Современные социально-педагогические проблемы учительского труда. | ||||
Тема 5. Педагогическое образование - первый этап профессионального становления педагога | Профессиональное становление педагога. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека. Педагогическая культура личности как условие успешности в педагогической профессии. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза. Образовательный стандарт ВПО и образовательная программа. Особенности обучения в педагогическом университете. Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной профессиональной перспективы. Планирование профессионального роста. Способы достижения профессиональных целей. Карьера педагога. | ||||
Контроль самостоятельной работы | |||||
Зачет | |||||
ИТОГО: 72 |