Формы фиксации и оценивания результатов по курсу
внеурочной деятельности «Мастерская творческого письма»
• оформление газеты «Мастерская творческого письма» по итогам месяца, четверти, года;
• летопись творческого объединения «Мастерская творческого письма» (видео-, фотоматериалы);
• сборники детских произведений (рассказы, сказки, очерки, стихотворения);
· поздравительные открытки к праздничным датам;
· приглашения объявления к праздникам;
· экскурсия по выставке рисунков, книг и т.д.;
· портфолио достижений.
Примерное календарно-тематическое планирование
Класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся. | Формы проведения занятий |
1. | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 2 класса по русскому языку. Определение учебных задач на год. | Рассматривать обложку учебника, титульный лист, систему условных обозначений, содержание (оглавление); определять учебные задачи на год. | Занятие. Читальный зал библиотеки. |
2. | Понятие речь. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Требование к речи человека. | Различать устную, письменную и речь про себя. Предъявлять требования к речи своей и других: определять критерии, по которым оценивается качество речи. | Драматизация, инсценирование, чтение по ролям. |
3. | Речь диалогическая и монологическая. | Различать диалогическую и монологическую речь; участвовать в диалоге и монологе, разыгрывать диалог и монолог, создавать диалоги и монологи, соблюдать культуру речевого общения. | Участие в диалоге и монологе на тему, корректировка высказываний в диалоге и монологе. |
4. | Построение текста. Тема и главная мысль. Озаглавливание. | Создавать собственный текст в соответствии с темой и главной мыслью, логикой содержания, корректировка в соответствии с темой и главной мыслью. | Создание живого листка (газеты). |
5. | Анализ текста художественного произведения. | Анализировать текст, определять в нем части, воспроизводить текст в соответствии с частями. | Игра «Радиотеатр». Подготовка к воспроизведению художественного текста. |
6. | Составление рассказа по рисунку, опорным словам, началу. | Составлять рассказ по опорным словам, началу и т.д.; корректировать текст в соответствии с заданным, оценивать полученный текст по совместно выработанным критериям. | Мастерская слова. |
7. | Работа с картиной. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». | Рассматривать репродукцию картины; определять, о чем рассказывается, подбирать опорные слова и выражения, составлять рассказ под руководством учителя. | Экскурсия по выставке картин. |
8. | Слово в художественном тексте. Наблюдение над переносным значением слова. Использование слов с переносным значением в художественном тексте. | Различать разные слова, создавать на основе слова образы, создавать тексты на основе слова, редактировать тексты в соответствии с темой и главной мыслью. | Урок - исследование. |
9. | Синонимы. Использование синонимов в речи. Создание текста с использованием синонимов. | Различать синонимы, создавать тексты с включением синонимов, редактировать тексты в соответствии с темой и главной мыслью. | Урок - исследование. |
10. | Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского языка. Составление орфоэпического словаря наиболее употребляемых слов. | Анализировать словарь, знать, как он устроен, осваивать нормы орфоэпии, составлять свой собственный орфоэпический словарь. | Урок - игра. |
11. | Коллективное составление рассказов по серии картинок. Озаглавливание текста. | Рассматривать картинки, восстанавливать содержание на основе картинок, придумывать рассказ по каждой картинке, создавать тексты, редактировать их в соответствии с темой и главной мыслью. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
12. | Коллективное создание текста по репродукции картины живописи. | Рассматривать репродукцию картины, размышлять, что было до момента изображенного, что могло случиться после, создавать тексты, редактировать их в соответствии с темой и главной мыслью. | Экскурсия. Работа в группе. |
13. | Использование фразеологизмов речи. Создание текста с включением фразеологизмов. | Различать фразеологизмы, объяснять, что они обозначают, создавать тексты с включением фразеологизмов, редактировать тексты в соответствии с темой и главной мыслью. | Урок – фестиваль. |
14 – 15. | Подготовка проекта и проект на тему «И в шутку и всерьёз». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
16. | Работа с текстом. Создание текста на основе ответов на вопросы. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
17 - 18. | Подготовка проекта и проект на тему «Пишем письмо». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
19 – 20. | Подготовка проекта и проект на тему «Рифмы». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
21. | Поздравительная открытка. Создание поздравительных открыток. | Анализ различных поздравительных открыток, классифицировать их, группировать по разным основаниям, отбирать материал в соответствии с темой открытки, писать поздравление на открытке. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
22. | Создание текста – повествования на предложенную тему. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
23. | Текст – описание. Создание текста описания на основе опорных слов – прилагательных. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
24. | Текст – рассуждение. Структура текста – рассуждения. Создание текста – рассуждения. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
25. | Редактирование текста с повторяющимися именами – существительными. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
26. | Создание текста по серии сюжетных картинок. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
27. | Сочинение загадок . создание сборника загадок. | Конкурс сборников загадок. | |
28. | Создаём летопись класса. Отбор материала для летописи. Создание текста к фотографиям. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
29. | Редактирование текста. Восстановление деформированного текста. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
30 – 31. | Подготовка проекта и проект на тему «В словари – за частями речи!». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
32. | Работа с портфолио. Определение учебных задач на следующий учебный год. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
33 – 34. | Презентация лучших творческих работ. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
Класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся. | Формы проведения занятий |
1. | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по русскому языку. Определение учебных задач на год. | Рассматривать обложку учебника, титульный лист, систему условных обозначений, содержание (оглавление); определять учебные задачи на год. | Занятие. Читальный зал библиотеки. |
2 – 3. | Смысловое чтение. Работа с текстом различных стилей и жанров. Составление смысловых вопросов к тексту. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
4. | Художественный текст. Смысловое чтение. Создание плана работы с текстом. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
5. | Коллективное составление текста с включением обращения. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
6. | История возникновения фразеологизмов. Работа со словарем фразеологизмов. Создание текста на основе фразеологизма. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
7 – 8. | Подготовка проекта и проект на тему «Рассказ о слове». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
9. | Редактирование текста с неуместным употреблением однокоренных слов. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
10. | Устное рассказывание повествовательного текста на основе плана. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
11 – 12. | Подготовка проекта и проект на тему «Семья слов». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
11. | Составление текста на основе репродукции картины по опорным словам. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
12. | Создание текста на основе серии картинок. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
13 – 14. | Подготовка проекта и проект на тему «Тайна имени». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
15. | Создание текста на основе репродукции картины по искусствоведческому тексту. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
16. – 17. | Художественное и научное описание. Создание текста в разных стилях. Отбор содержания для текста. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Урок - исследование. |
18. | Письмо другу. Отбор содержания для составления письма. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
19. – 20. | Подготовка и проведение конференции «Части речи в русском языке». Отбор содержания для выступления. | Урок – конференция. | |
21 – 22. | Нормы речевого этикета. «Волшебные слова» русской речи. Использование слов в диалоге и монологе. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
23. | Создание текста на основе схемы. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
24. | Работа со словом. Создание картины на основе слова. Подбор ассоциативных рядов слов. | Урок - исследование. | |
24. | Мастерская письма. Создание письменного текста на основе опорных слов. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Мастерская. |
25. | Создание текста на основе репродукции картины. Отбор языковых средств в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
26 – 27. | Круглый стол «Зачем писать сочинения». Обсуждение вопроса. | Круглый стол. | |
28 – 29.. | Прогулки по Петербургу. Сочинение – описание памятника. Отбор содержания в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Экскурсия. |
30 – 31. | Создание экскурсии по Санкт – Петербургу. Отбор содержания в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Урок – экскурсия. |
32. | Работа с портфолио. Определение учебных задач на следующий учебный год. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
33 – 34.. | Презентация лучших творческих работ. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
Класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся. | Формы проведения занятий |
1. | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 4 класса по русскому языку. Определение учебных задач на год. | Рассматривать обложку учебника, титульный лист, систему условных обозначений, содержание (оглавление); определять учебные задачи на год. | Занятие. Читальный зал библиотеки. |
2. | Нормы речевого этикета. «Волшебные слова» русского языка. Создание сообщения «Почему слова называют волшебными?» | Исследование. | |
3 – 4. | Создание дневника записей мудрых мыслей. Обсуждение содержания дневника. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
5 – 6. | Комплексная работа с текстом: озаглавливание, составление плана, анализ содержания. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
7. | Составление устного рассказа на выбранную тему. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
8 – 9. | Работа с текстом. Восстановление деформированного текста: художественный текст, научно-познавательный текст. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
10 – 11. | Работа с лингвистическими словарями: толковым, словарем антонимов, словарем синонимов, словарём омонимов, фразеологизмов. Создание своего словаря. | Исследование. | |
12. | Анализ высказываний русских писателей о русском языке. Создание текста – рассуждения по одному из высказываний. | Урок - исследование. | |
13. – 14. | Изобразительно – выразительные средства русского языка: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Создание словаря средств художественной выразительности. | Урок - исследование. | |
15. | Создание текста на тему с использованием изобразительно- выразительных средств. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Урок - исследование. |
16 – 17. | Сочинение отзыв на книгу. Отзыв – синквейн. Отзыв. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
18 - 19. | Сочинение отзыв на репродукцию картины. Отзыв – синквейн. Отзыв. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
20 – 21. | Сочинение сказки по заданному началу. Редактирование сказки в соответствии с темой и главной мыслью. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
22 – 23. | Подготовка проекта и проект на тему «Говори правильно!». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
24. | Сочинение - описание по личным наблюдениям «Моё любимое животное!». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
25 – 26. | Подготовка проекта и проект на тему «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина» ». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
27 . | Создание текста – рассуждения по репродукции картины на тему «почему так называется?». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
28. | Создание текста по рисунку с включением диалога. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
29. | Составление текста – рассуждения на тему «Почему важно заниматься спортом?». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
30 - 31. | Подробное письменное изложение текста на основе составленного плана. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
32. | Работа с портфолио. Определение учебных задач на следующий учебный год. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
33 – 34. | Презентация лучших творческих работ. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
Учебники и рабочие тетради:
1. Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс.
2. Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс.
3. Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс.
4. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.
5. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.
6. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Литература:
1. Русский язык в начальных классах. Методика обучения./Под редакцией М.С. Соловейчик. – М., Академия, 2006 г.
2. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.
4. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.
5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.