Формы фиксации и оценивания результатов по курсу

внеурочной деятельности «Мастерская творческого письма»

• оформление газеты «Мастерская творческого письма» по итогам месяца, четверти, года;

• летопись творческого объединения «Мастерская творческого письма» (видео-, фотоматериалы);

• сборники детских произведений (рассказы, сказки, очерки, стихотворения);

· поздравительные открытки к праздничным датам;

· приглашения объявления к праздникам;

· экскурсия по выставке рисунков, книг и т.д.;

· портфолио достижений.

Примерное календарно-тематическое планирование

Класс (34 часа)

Тема занятия Характеристика деятельности учащихся. Формы проведения занятий
1. Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 2 класса по русскому языку. Определение учебных задач на год. Рассматривать обложку учебника, титульный лист, систему условных обозначений, содержание (оглавление); определять учебные задачи на год. Занятие. Читальный зал библиотеки.
2. Понятие речь. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Требование к речи человека. Различать устную, письменную и речь про себя. Предъявлять требования к речи своей и других: определять критерии, по которым оценивается качество речи. Драматизация, инсценирование, чтение по ролям.
3. Речь диалогическая и монологическая. Различать диалогическую и монологическую речь; участвовать в диалоге и монологе, разыгрывать диалог и монолог, создавать диалоги и монологи, соблюдать культуру речевого общения. Участие в диалоге и монологе на тему, корректировка высказываний в диалоге и монологе.
4. Построение текста. Тема и главная мысль. Озаглавливание. Создавать собственный текст в соответствии с темой и главной мыслью, логикой содержания, корректировка в соответствии с темой и главной мыслью. Создание живого листка (газеты).
5. Анализ текста художественного произведения. Анализировать текст, определять в нем части, воспроизводить текст в соответствии с частями. Игра «Радиотеатр». Подготовка к воспроизведению художественного текста.
6. Составление рассказа по рисунку, опорным словам, началу. Составлять рассказ по опорным словам, началу и т.д.; корректировать текст в соответствии с заданным, оценивать полученный текст по совместно выработанным критериям. Мастерская слова.
7. Работа с картиной. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». Рассматривать репродукцию картины; определять, о чем рассказывается, подбирать опорные слова и выражения, составлять рассказ под руководством учителя. Экскурсия по выставке картин.
8. Слово в художественном тексте. Наблюдение над переносным значением слова. Использование слов с переносным значением в художественном тексте. Различать разные слова, создавать на основе слова образы, создавать тексты на основе слова, редактировать тексты в соответствии с темой и главной мыслью. Урок - исследование.
9. Синонимы. Использование синонимов в речи. Создание текста с использованием синонимов. Различать синонимы, создавать тексты с включением синонимов, редактировать тексты в соответствии с темой и главной мыслью. Урок - исследование.
10. Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского языка. Составление орфоэпического словаря наиболее употребляемых слов. Анализировать словарь, знать, как он устроен, осваивать нормы орфоэпии, составлять свой собственный орфоэпический словарь. Урок - игра.
11. Коллективное составление рассказов по серии картинок. Озаглавливание текста. Рассматривать картинки, восстанавливать содержание на основе картинок, придумывать рассказ по каждой картинке, создавать тексты, редактировать их в соответствии с темой и главной мыслью. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
12. Коллективное создание текста по репродукции картины живописи. Рассматривать репродукцию картины, размышлять, что было до момента изображенного, что могло случиться после, создавать тексты, редактировать их в соответствии с темой и главной мыслью. Экскурсия. Работа в группе.
13. Использование фразеологизмов речи. Создание текста с включением фразеологизмов. Различать фразеологизмы, объяснять, что они обозначают, создавать тексты с включением фразеологизмов, редактировать тексты в соответствии с темой и главной мыслью. Урок – фестиваль.
14 – 15. Подготовка проекта и проект на тему «И в шутку и всерьёз». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
16. Работа с текстом. Создание текста на основе ответов на вопросы.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
17 - 18. Подготовка проекта и проект на тему «Пишем письмо». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
19 – 20. Подготовка проекта и проект на тему «Рифмы». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
21. Поздравительная открытка. Создание поздравительных открыток. Анализ различных поздравительных открыток, классифицировать их, группировать по разным основаниям, отбирать материал в соответствии с темой открытки, писать поздравление на открытке. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
22. Создание текста – повествования на предложенную тему. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
23. Текст – описание. Создание текста описания на основе опорных слов – прилагательных. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
24. Текст – рассуждение. Структура текста – рассуждения. Создание текста – рассуждения. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
25. Редактирование текста с повторяющимися именами – существительными.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
26. Создание текста по серии сюжетных картинок. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
27. Сочинение загадок . создание сборника загадок.   Конкурс сборников загадок.
28. Создаём летопись класса. Отбор материала для летописи. Создание текста к фотографиям.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
29. Редактирование текста. Восстановление деформированного текста.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
30 – 31. Подготовка проекта и проект на тему «В словари – за частями речи!». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
32. Работа с портфолио. Определение учебных задач на следующий учебный год.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
33 – 34. Презентация лучших творческих работ.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.

Класс (34 часа)

Тема занятия Характеристика деятельности учащихся. Формы проведения занятий
1. Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по русскому языку. Определение учебных задач на год. Рассматривать обложку учебника, титульный лист, систему условных обозначений, содержание (оглавление); определять учебные задачи на год. Занятие. Читальный зал библиотеки.
2 – 3. Смысловое чтение. Работа с текстом различных стилей и жанров. Составление смысловых вопросов к тексту.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
4. Художественный текст. Смысловое чтение. Создание плана работы с текстом.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
5. Коллективное составление текста с включением обращения. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
6. История возникновения фразеологизмов. Работа со словарем фразеологизмов. Создание текста на основе фразеологизма.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
7 – 8. Подготовка проекта и проект на тему «Рассказ о слове». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
9. Редактирование текста с неуместным употреблением однокоренных слов. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
10. Устное рассказывание повествовательного текста на основе плана. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
11 – 12. Подготовка проекта и проект на тему «Семья слов». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
11. Составление текста на основе репродукции картины по опорным словам. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
12. Создание текста на основе серии картинок. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
13 – 14. Подготовка проекта и проект на тему «Тайна имени». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
15. Создание текста на основе репродукции картины по искусствоведческому тексту. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
16. – 17. Художественное и научное описание. Создание текста в разных стилях. Отбор содержания для текста. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Урок - исследование.
18. Письмо другу. Отбор содержания для составления письма. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
19. – 20. Подготовка и проведение конференции «Части речи в русском языке». Отбор содержания для выступления.   Урок – конференция.
21 – 22. Нормы речевого этикета. «Волшебные слова» русской речи. Использование слов в диалоге и монологе.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
23. Создание текста на основе схемы. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
24. Работа со словом. Создание картины на основе слова. Подбор ассоциативных рядов слов.   Урок - исследование.
24. Мастерская письма. Создание письменного текста на основе опорных слов. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Мастерская.
25. Создание текста на основе репродукции картины. Отбор языковых средств в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
26 – 27. Круглый стол «Зачем писать сочинения». Обсуждение вопроса.   Круглый стол.
28 – 29.. Прогулки по Петербургу. Сочинение – описание памятника. Отбор содержания в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Экскурсия.
30 – 31. Создание экскурсии по Санкт – Петербургу. Отбор содержания в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Урок – экскурсия.
32. Работа с портфолио. Определение учебных задач на следующий учебный год.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
33 – 34.. Презентация лучших творческих работ.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.

Класс (34 часа)

Тема занятия Характеристика деятельности учащихся. Формы проведения занятий
1. Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 4 класса по русскому языку. Определение учебных задач на год. Рассматривать обложку учебника, титульный лист, систему условных обозначений, содержание (оглавление); определять учебные задачи на год. Занятие. Читальный зал библиотеки.
2. Нормы речевого этикета. «Волшебные слова» русского языка. Создание сообщения «Почему слова называют волшебными?»   Исследование.
3 – 4. Создание дневника записей мудрых мыслей. Обсуждение содержания дневника.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
5 – 6. Комплексная работа с текстом: озаглавливание, составление плана, анализ содержания.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
7. Составление устного рассказа на выбранную тему. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
8 – 9. Работа с текстом. Восстановление деформированного текста: художественный текст, научно-познавательный текст.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
10 – 11. Работа с лингвистическими словарями: толковым, словарем антонимов, словарем синонимов, словарём омонимов, фразеологизмов. Создание своего словаря.   Исследование.
12. Анализ высказываний русских писателей о русском языке. Создание текста – рассуждения по одному из высказываний.   Урок - исследование.
13. – 14. Изобразительно – выразительные средства русского языка: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Создание словаря средств художественной выразительности.   Урок - исследование.
15. Создание текста на тему с использованием изобразительно- выразительных средств. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Урок - исследование.
16 – 17. Сочинение отзыв на книгу. Отзыв – синквейн. Отзыв.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
18 - 19. Сочинение отзыв на репродукцию картины. Отзыв – синквейн. Отзыв.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
20 – 21. Сочинение сказки по заданному началу. Редактирование сказки в соответствии с темой и главной мыслью.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
22 – 23. Подготовка проекта и проект на тему «Говори правильно!». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
24. Сочинение - описание по личным наблюдениям «Моё любимое животное!». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
25 – 26. Подготовка проекта и проект на тему «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина» ». Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. Проектная деятельность.
27 . Создание текста – рассуждения по репродукции картины на тему «почему так называется?». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
28. Создание текста по рисунку с включением диалога. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
29. Составление текста – рассуждения на тему «Почему важно заниматься спортом?». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
30 - 31. Подробное письменное изложение текста на основе составленного плана. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. Фронтальная работа, работа в паре или группе.
32. Работа с портфолио. Определение учебных задач на следующий учебный год.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.
33 – 34. Презентация лучших творческих работ.   Фронтальная работа, работа в паре или группе.

Учебники и рабочие тетради:

1. Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс.

2. Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс.

3. Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс.

4. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.

5. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.

6. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Литература:

1. Русский язык в начальных классах. Методика обучения./Под редакцией М.С. Соловейчик. – М., Академия, 2006 г.

2. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.

5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.

Наши рекомендации