Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения.

Лекция 2

Тема: Система управления деятельностью по обеспечению безопасности участников дорожного движения

Цель лекции: дать будущим магистрам направления подготовки 190600.68 -«Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов» необходимые знания о системе управления деятельностью по обеспечению безопасности участников дорожного движения

План

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения.

2. Государственная политика в области повышения безопасности участников дорожного движения. Обучение населения правилам безопасного поведения на дорогах

3. Методы, методики и практика. деятельность органов власти и управления всех уровней по повышению безопасности детей в дорожном движении, используемые методы и практический опыт.

Литература:

Основная литература

1. Амбарцумян, В.В. Безопасность дорожного движения : учебное пособие / В.В. Амбарцумян ; под ред. д-ра техн. наук, проф.В.В. Сильянова. – М. : Изд-во «МАДИ», 2009. – 395 с.

2. Волгин, В.В. Автосервис: Создание и сертификация : практическое пособие / В.В. Волгин. – 3-е изд. – М. : Изд-во «Торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 620 с.

3. Безопасность транспортных средств (автомобили) : учебник / В.А. Гудков, Ю.Я. Комаров, А.И. Рябчинский, В.Н. Федотов. – М. : Горячая линия–Телеком, 2010. – 431 с.

4. Домке, Э.Р. Организация и безопасность движения. Введение в профессию : учебное пособие / Э.Р. Домке, В.Ю. Акимова. – Пенза : Изд-во ПГУАС, 2012. – 168 с.

5. Домке, Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий : учебник / Э.Р. Домке. – М. : ИЦ «Академия», 2009. – 288 с.

6. Иванов, С.Е. Организация и безопасность движения : учебное пособие / С.Е. Иванов. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во СЗТУ, 2011. – 201 с.

7. Касаткин, Ф.П. Организация автомобильных перевозок и б езопасность движения : учебное пособие / Ф.П. Касаткин, Э.Ф. Касаткина. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. – 201 с.

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения.

Аварийность на автомобильном транспорте – проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем. Ущерб от ДТП угрожает национальной безопасности России, так

как наряду с огромными материальными потерями ежедневно на улицах и дорогах погибают и получают различные травмы около 800 человек. Негативные последствия от аварийности в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и другихвидов несчастных случаев. Особую остроту эта отличающаяся сложностью и многоплановостью проблема приобрела в последнее десятилетие, что обусловлено, главным образом, возрастающей диспропорцией между приростом численности автопарка и дорожной инфра-

структуры, а также недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения БДД.

Следует отметить, что ежегодно 10…15% ДТП в России совершаются водителями в состоянии опьянения. Доля происшествий, совершаемых лицами, не имевшими права управления, составляют 12…17% от всех ДТП по вине водителей.

Неопытными водителями, имеющими стаж до двух лет, совершается каждое десятое ДТП. Водителями со стажем управления от двух до пяти лет совершается 15…20% , от пяти до десяти лет – 25…30%, от 10 до 20 лет – в пределах 15%, свыше 20 лет – 7%.

Всё большее влияние на общую обстановку с аварийностью оказывают происшествия из-за нарушений ПДД водителями автомобилей с правосторонним расположением руля. В среднем по стране, степень риска совершения ДТП при управлении транспортным средством с правым расположением рулевого

управления (легковым, грузовым автомобилями, автобусом) в два раза выше, чем при управлении «обычным» транспортным средством. Из-за нарушений пешеходами ПДД происходит около четверть всех происшествий, по вине самих пешеходов регистрируется более половины от общего количества ДТП с пострадавшими пешеходами. Наибольшую долю ДТП, около 30%, по вине пешеходов составляют происшествия из-за нарушений ПДД лицами официально неработающими и 20% – пенсионерами. По вине рабочих и учащихся происходит 20% ДТП соответственно.

Наиболее многочисленные группы пешеходов-виновников совершения ДТП составляют люди возраста от 40 до 60 лет – 30%, старше 60 лет – 20% и от 26 до 40 лет – в пределах 15 – 18%. Характерно, что с увеличением возраста пешеходов растёт тяжесть полученных ими травм. Наименьшую тяжесть последствий имеют наезды на пешеходов возраста от 7 до 14 лет, а самую высокую – старше 60 лет.

Наибольшую остроту проблема аварийности из-за нарушений ПДД пешеходами имеет в городах и населённых пунктах страны. Каждое седьмое происшествие по вине пешехода произошло на автомобильных дорогах. Для таких ДТП характерна очень высокая тяжесть последствий.

Основными видами нарушений ПДД пешеходами, послужившими причиной ДТП, по-прежнему остаются переход проезжей части в неустановленном месте – около 50% и вне пешеходного перехода –25%.

В среднем по стране, дети страдают в каждом десятом ДТП. Наибольшее количество ДТП происходит с участием детей в возрасте от 7 до 14 лет. Свыше четверти происшествий регистрируется с участием детей старшего школьного возраста от 14 до 16 лет. Самыми недисциплинированными оказываются дети в возрасте от 7 до 14 лет. Удельный вес ДТП, в которых страдают дети данной возрастной группы и связанных с нарушением ими ПДД, составляют около половины от общего количества происшествий с пострадавшими детьми. Более половины пострадавших детей – пешеходы, треть – пассажиры, каждый пятнадцатый – велосипедист.

Состояние аварийности на дорогах Российской Федерации по итогам 2004 – 2011 гг. характеризуется следующими данными (рис. 1,2, 3, 4, 5, 6, 7). В 2012 г. произошло обострение ситуации с дорожно-транспортным травматизмом. При незначительном увеличении количества ДТП

и числа раненых в них людей, количество погибших по сравнению с

2010 г. возросло на 5,2% или на 1386 человек.

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Рис. 1. Динамика показателей аварийности по итогам 2014 г.

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Рис. 2. Динамика количества ДТП и числа пострадавших по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения

Число погибших в результате нарушений водителями транспортных средств ПДД возросло на 5,6% или 1245 человек (89,8% прироста числа погибших).

В общей структуре числа погибших в ДТП самый большой удельный вес (39,5%) и прирост (на 1027 человек) составили пострадавшие в столкновениях транспортных средств, связанных с выбором водителями скорости, не соответствующей условиям движения, выездом на полосу встречного движения, несоблюдением очередности проезда. Увеличилось на 3,4% количество ДТП, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, и число погибших в них на 7,6% (всего погибло 2103 человека). В абсолютных значениях прирост погибших составил 149 человек. Возросло влияние на состояние аварийности начинающих водителей. Число погибших в результате совершённых ими ДТП увеличилось на 11,7%. Свыше трети (35,8%) общей численности погибших водителей составили молодые люди в возрасте от 22 до 32 лет. На 4% (всего погибли 2654 человека) возросло число погибших в результате ДТП, связанных с нарушениями ПДД водителями грузовых автомобилей и автобусов. В абсолютных значениях увеличение погибших составило 104 человека.

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Рис. 3. Динамика количества зарегистрированных грузовых ТС и автобусов, числа погибших по вине водителей грузовых ТС и автобусов

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Рис. 4. ДТП и погибшие по вине водителей со стажем управления ТС менее трёх лет

В относительных показателях аварийности (число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств конкретного типа) за 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается рост транспортного риска (гибели) в происшествиях с участием грузовых автомобилей почти на 11,5%, против аналогичного показателя для легковых автомобилей и мототранспорта на 2,4% и 2,1% соответственно.

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Рис. 5. Динамика количества наездов на пешеходов, в том числе на пешеходных переходах и число погибших в таких ДТП

Одна из наименее защищённых категорий участников дорожного движения – пешеходы. Ежегодно треть всех дорожных происшествий составляют наезды на них. Каждый четвёртый наезд на пешехода совершён на пешеходных переходах и этот показатель растёт. Подавляющее большинство (95,5%) таких происшествий зарегистрировано на территории городов и населённых пунктов. Число погибших в них увеличилось на 10,9% или на 115 человек. Число погибших пешеходов в 2008 – 2010 гг. сократилось, в 2011 г. незначительно возросло (+ 0,6%).

Около 80% погибших на пешеходных переходах людей получили смертельные ранения в результате наездов. Соответственно, доля погибших составляет примерно 20%. Почти 40% пешеходов погибают на дорогах вне городов и населённых пунктов, в том числе 20% – на федеральных. При наездах на пешеходов на пешеходных переходах в 85% случаев устанавливается вина водителей (95% – нарушение правил проезда пешеходных переходов). Вне пешеходных переходов – в 46,7% случаев наездов виновны сами пешеходы (по погибшим -52,3%). В общем числе виновных в наезде на пешехода вне пешеходного перехода водителей (устанавливается в 53,3% случаев) в 31% ДТП причиной указывается превышение скорости конкретным условиям (по погибшим доля указанной причины составляет 43,7%). Число погибших несовершеннолетних

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Рис. 6. Детский дорожно-транспортный травматизм

участников дорожного движения увеличилось на 5,1% или на 48 человек (всего погибло 944 ребенка). Дети в возрасте до 7 лет составили 29% общего числа погибших несовершеннолетних. Всего погибло 392 (+13,6%) несовершеннолетних указанной возрастной категории. Более чем в 50% случаев дети погибали в качестве пассажиров, при этом перевозка каждого второго погибшего ребёнка осуществлялась без применения специального удерживающего устройства. Число погибших детей в возрастной группе до 7 лет, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров, возросло на 22,4% и составило практически половину всех погибших детей-пассажиров (всего погибло 268 детей).

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения. - student2.ru

Рис. 7. Детский дорожно-транспортный травматизм в 2011 году

Количество происшествий с участием несовершеннолетних пешеходов и число погибших в них снизилось на 5,4% и 7,5% соответственно (всего погибло 3078 несовершеннолетних пешехода). Их доля в общем количестве погибших детей прошедшем году составила 47%.

В каждом четвёртом таком происшествии пострадали дети до 7 лет.

Наши рекомендации