Информационно-методическая часть
П Р О Г Р А М М А
Педагогической практики
в качестве учителя дефектолога (олигофренопедагога)
Дошкольного учреждения
для специальностей:
1-03. 03- 08-01 «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование»
1-03.03-08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»
Минск 2011
СОСТАВИТЕЛИ:
Мамонько О.В.,кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики
Оглоблина И.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой олигофренопедагогики
(протокол № 15 от 24.05.2011 г.)
Зав. кафедрой
____________Винникова Е.А.
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета
(протокол № 11 от 22.06.2011 г.)
Председатель
Совета факультета
_____________Гайдукевич С.Е.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика студентов 5 курса (дневной и заочной формы получения образования) в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога) дошкольного учреждения проходит в 10 семестре в течение 3 недель. В процессе данного вида практики студенты выполняют функции учителя-дефектолога, осуществляющего свою деятельность в условиях, предписанных особенностями функционирования данного учреждения системы образования.
Основная цель практики – формирование методической и научно-исследовательской компетентности будущих учителей-дефектологов при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью или трудностями в обучении.
Задачи педагогической практики:
- закрепить, углубить и обобщить теоретические знания студентов в процессе решения конкретных педагогических задач в соответствии с современными требованиями к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;
- закрепить умения выделять индивидуальные особенности детей с психофизическими нарушениями в зависимости от характеристик развития их познавательных процессов, личностной и деятельностной сферы;
- совершенствовать умения использовать разнообразные методы, приемы, средства коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;
- активизировать стремление студентов к поиску и использованию новых коррекционно-развивающих технологий;
- развивать умения вести консультативную работу с родителями, имеющими ребенка с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;
- совершенствовать умения проводить групповые и индивидуальные занятия, с целью развития основных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи); различных видов деятельности (продуктивной, игровой, коммуникативной, пространственного ориентирования, социально-бытовой и трудовой);
- ознакомиться с содержанием и организацией методической работы в специальном дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;
- совершенствовать умения вести целенаправленную научно-исследовательскую работу в специальном дошкольном учреждении с применением методов наблюдения, анкетирования, изучения педагогической документации, продуктов деятельности воспитанников, педагогического эксперимента.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В течение первых трех дней практики студент, будучи в положении активного наблюдателя, обязан ознакомиться с деятельностью специального дошкольного учреждения.
Практиканту следует обратить внимание на особенности структуры и функционирования данного учреждения, изучить распорядок работы, ознакомиться с оборудованием и документацией.
Коррекционно-педагогическую работу студент строит с учетом запланированной коррекционной работы учителя-дефектолога, воспитателя и других специалистов специального дошкольного учреждения.
Число коррекционно-развивающих занятий, проведенных практикантом за весь период практики в качестве учителя-дефектолога должно быть не менее 12. Содержание занятий представлено в развернутых конспектах, оно должно соответствовать плану и программе коррекционно-развивающей работы с группой, подгруппой или ребенком, составленной практикантом.
При организации коррекционно-развивающей работы практикант учитывает психолого-педагогические особенности каждого ребенка, выявленные в процессе диагностики. В связи с этим практиканту необходимо посетить 2-3 занятия психолога и ознакомиться с протоколами обследования каждого ребенка группы.
Коррекционно-развивающая работа, организованная практикантом строится на основе взаимодействия с семьей.
Если на базе специального дошкольного учреждения организована коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения, в ряду которых и нарушение интеллекта, то практикант принимает участие в ней. Его коррекционно-педагогическая деятельность направлена на приобретение ребенком необходимых знаний, умений и навыков, формирование его социально-бытовой компетенции, игровой деятельности, речи и т.д.
Практикант, проходящий практику в специальном дошкольном учреждении, обязан посетить не менее 4 коррекционно-развивающих занятий, осуществить их развернутый анализ (в письменном виде). Программой данной практики предусмотрено проведение практикантом 2 открытых занятий. Студент участвует в консультативной работе, проводимой работниками специального дошкольного учреждения.
Методическая работа студента в период практики включает в себя:
· изучить содержание образовательной среды специального дошкольного учреждения, содержание и структуру методической работы в учреждении образования (цели и задачи методической службы, функции методического кабинета, его материальное оснащение и информационные ресурсы), особенностей взаимодействия сотрудников;
· подготовить диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей;
· изготовить наглядные пособия для проведения занятий;
· создать картотеку методической литературы по одному из направлений работы учреждения (по выбору студента);
· разработать материалы для оформления информационного стенда в учреждении образования.
Научно-исследовательская работа студентов в период практики включает в себя:
· разработать и осуществить программу и методику констатирующего (формирующего) эксперимента в рамках выполняемого курсового (дипломного) исследования (разработать протоколы, необходимые для экспериментального исследования и провести его; разработать протоколы наблюдений, осуществить наблюдение за педагогическим явлением; разработать анкету (вопросник) и провести анкетирование и т.д.)
· подготовить и апробировать материалы для участия в студенческой научно-практической конференции;
· ознакомиться с содержанием и организацией экспериментальной либо инновационной деятельности в специальном дошкольном учреждении (при наличии такой деятельности).
Участие в указанной выше работе должно найти отражение в отчете практиканта.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ