Информационно-методическая часть

П Р О Г Р А М М А

Педагогической практики

в качестве учителя дефектолога (олигофренопедагога)

Дошкольного учреждения

для специальностей:

1-03. 03- 08-01 «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование»

1-03.03-08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»

Минск 2011

СОСТАВИТЕЛИ:

Мамонько О.В.,кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики

Оглоблина И.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой олигофренопедагогики

(протокол № 15 от 24.05.2011 г.)

Зав. кафедрой

____________Винникова Е.А.

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета

(протокол № 11 от 22.06.2011 г.)

Председатель

Совета факультета

_____________Гайдукевич С.Е.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика студентов 5 курса (дневной и заочной формы получения образования) в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога) дошкольного учреждения проходит в 10 семестре в течение 3 недель. В процессе данного вида практики студенты выполняют функции учителя-дефектолога, осуществляющего свою деятельность в условиях, предписанных особенностями функционирования данного учреждения системы образования.

Основная цель практики – формирование методической и научно-исследовательской компетентности будущих учителей-дефектологов при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью или трудностями в обучении.

Задачи педагогической практики:

- закрепить, углубить и обобщить теоретические знания студентов в процессе решения конкретных педагогических задач в соответствии с современными требованиями к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;

- закрепить умения выделять индивидуальные особенности детей с психофизическими нарушениями в зависимости от характеристик развития их познавательных процессов, личностной и деятельностной сферы;

- совершенствовать умения использовать разнообразные методы, приемы, средства коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;

- активизировать стремление студентов к поиску и использованию новых коррекционно-развивающих технологий;

- развивать умения вести консультативную работу с родителями, имеющими ребенка с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;

- совершенствовать умения проводить групповые и индивидуальные занятия, с целью развития основных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи); различных видов деятельности (продуктивной, игровой, коммуникативной, пространственного ориентирования, социально-бытовой и трудовой);

- ознакомиться с содержанием и организацией методической работы в специальном дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;

- совершенствовать умения вести целенаправленную научно-исследовательскую работу в специальном дошкольном учреждении с применением методов наблюдения, анкетирования, изучения педагогической документации, продуктов деятельности воспитанников, педагогического эксперимента.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В течение первых трех дней практики студент, будучи в положении активного наблюдателя, обязан ознакомиться с деятельностью специального дошкольного учреждения.

Практиканту следует обратить внимание на особенности структуры и функционирования данного учреждения, изучить распорядок работы, ознакомиться с оборудованием и документацией.

Коррекционно-педагогическую работу студент строит с учетом запланированной коррекционной работы учителя-дефектолога, воспитателя и других специалистов специального дошкольного учреждения.

Число коррекционно-развивающих занятий, проведенных практикантом за весь период практики в качестве учителя-дефектолога должно быть не менее 12. Содержание занятий представлено в развернутых конспектах, оно должно соответствовать плану и программе коррекционно-развивающей работы с группой, подгруппой или ребенком, составленной практикантом.

При организации коррекционно-развивающей работы практикант учитывает психолого-педагогические особенности каждого ребенка, выявленные в процессе диагностики. В связи с этим практиканту необходимо посетить 2-3 занятия психолога и ознакомиться с протоколами обследования каждого ребенка группы.

Коррекционно-развивающая работа, организованная практикантом строится на основе взаимодействия с семьей.

Если на базе специального дошкольного учреждения организована коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения, в ряду которых и нарушение интеллекта, то практикант принимает участие в ней. Его коррекционно-педагогическая деятельность направлена на приобретение ребенком необходимых знаний, умений и навыков, формирование его социально-бытовой компетенции, игровой деятельности, речи и т.д.

Практикант, проходящий практику в специальном дошкольном учреждении, обязан посетить не менее 4 коррекционно-развивающих занятий, осуществить их развернутый анализ (в письменном виде). Программой данной практики предусмотрено проведение практикантом 2 открытых занятий. Студент участвует в консультативной работе, проводимой работниками специального дошкольного учреждения.

Методическая работа студента в период практики включает в себя:

· изучить содержание образовательной среды специального дошкольного учреждения, содержание и структуру методической работы в учреждении образования (цели и задачи методической службы, функции методического кабинета, его материальное оснащение и информационные ресурсы), особенностей взаимодействия сотрудников;

· подготовить диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей;

· изготовить наглядные пособия для проведения занятий;

· создать картотеку методической литературы по одному из направлений работы учреждения (по выбору студента);

· разработать материалы для оформления информационного стенда в учреждении образования.

Научно-исследовательская работа студентов в период практики включает в себя:

· разработать и осуществить программу и методику констатирующего (формирующего) эксперимента в рамках выполняемого курсового (дипломного) исследования (разработать протоколы, необходимые для экспериментального исследования и провести его; разработать протоколы наблюдений, осуществить наблюдение за педагогическим явлением; разработать анкету (вопросник) и провести анкетирование и т.д.)

· подготовить и апробировать материалы для участия в студенческой научно-практической конференции;

· ознакомиться с содержанием и организацией экспериментальной либо инновационной деятельности в специальном дошкольном учреждении (при наличии такой деятельности).

Участие в указанной выше работе должно найти отражение в отчете практиканта.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации