В соответствии со статьей 89 закона « об образовании» ДНР предусмотрен государственный контроль (надзор) в сфере образования
1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя государственный контроль качества образования и государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными республиканскими органами исполнительной власти, реализующими переданные Донецкой Народной Республикой полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования и науки (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования и науки).
2. Под государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований государственных образовательных стандартов.
3. Под государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства Донецкой Народной Республики об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения законодательства Донецкой Народной Республики о защите прав юридических лиц и физических лиц-предпринимателей с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
5. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного надзора в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными законодательством Донецкой Народной Республики о защите прав юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, являются:
1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства Донецкой Народной Республики об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства Донецкой Народной Республики об образовании на основе данных мониторинга в системе образования.
6. В случае выявления нарушения требований законодательства Донецкой Народной Республики об образовании, соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившему такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
7. В случае вынесения судом решения о привлечении должностных лиц органа или организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. При выдаче повторно предписания организации, осуществляющей образовательную деятельность, орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства Донецкой Народной Республики об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Приостановленное действие лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушение требований законодательства Донецкой Народной Республики об образовании, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.
8. В случае выявления нарушения требований государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ орган по контролю и надзору в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, предписание об устранении выявленного нарушения требований государственного образовательного стандарта. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев. В случае неисполнения указанного предписания, в том числе, если представленный отчет не подтверждает его исполнение в установленный срок или отчет об исполнении указанного предписания до истечения срока его исполнения не представлен, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию. В случае вынесения судом решения о привлечении должностных лиц организации, осуществляющей образовательную деятельность, к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения, а также на срок исполнения выданного повторно предписания приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, нарушений требований государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ. Действие государственной аккредитации возобновляется и временный запрет на прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушения требований государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
9. Требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
3. Международные критерии оценки качества образования.Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшее внимание заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса. Государственная аккредитация в США отсутствует. В методике предусмотрено 6 групповых критериев оценки качества образования:
1) миссия и цели;
2) профессорско-преподавательский состав;
3) содержание и оценка учебных программ;
4) учебно-методическое обеспечение и ответственность за него;
5) студенты и выпускники учебного заведения;
6) интеллектуальный продукт учебного заведения.
Рейтинг университетов Великобританииформируется на основе следующих показателей: отношение количества студентов к персоналу университета; объем проводимых научных исследований; количество докторов наук; затраты на библиотеку; обеспеченность общежитием; доля окончивших по отношению к поступившим; количество принимаемых на первый курс; занятость выпускников; доля зарубежных студентов; оценка преподавателей.
Рейтинговая оценка немецких университетовформируется на базе показателей: приближенность к практике; уровень обучения; коммуникации; теоретический уровень; сотрудничество в исследованиях; исследовательские достижения; деятельность студентов; уровень административного управления.
4. Система менеджмента качества ВУЗа
Основные положения менеджмента качества отражены в принципах всеобщего управления качеством TQM и международных стандартах (серии ИСО 9000).
Принцип 1 - Ориентация на потребителя |
Организация зависит от своих потребителей, поэтому нужно понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти ожидания. |
Принцип 2 – Лидирующая роль руководства |
Лидеры устанавливают единые цели и пути их достижения в организации. Они создают среду, в которой работники полностью вовлечены в достижение целей организации. |
Принцип 3 - Вовлечение работников |
Работники всех уровней составляют основу организации. Вовлечение их в достижение целей позволяет использовать их способности на пользу организации. |
Принцип 4 - Процессный подход |
Желаемый результат достигается более эффективно, если надлежащими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами. |
Принцип 5 - Системный подход к менеджменту |
Определение, понимание и руководство деятельностью как системой взаимосвязанных процессов способствует результативности и эффективности организации. |
Принцип 6 - Непрерывное улучшение |
Неизменной целью организации является непрерывное улучшение. |
Принцип 7 - Подход к принятию решений на основе фактов |
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации |
Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
Способность организации и ее поставщиков создавать ценности повышается на основе взаимовыгодных отношений |
Для повышения уровня качества образования используют так называемый цикл Деминга (PDCA: Plan-Do-Chek-Action): планирование – выполнение – проверка – корректирующее воздействие.
С позиций менеджмента качества как подсистемы менеджмента[25] образованием в любой образовательной организации необходимо решать следующие задачи: планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества образовательной деятельности.
Системность в формировании вузовской политики качества обычно понимается как распространение качества на все виды деятельности:назаконодательную (уровень - федеральный, региональный или вузовский), организационную, образовательную,научную, инновационную и международную.
Качество законодательной деятельности вуза можно оценить по качеству его локальных актов и по характеру предложений, внесенных им инициативно по федеральным и региональным законопроектам и принятых высшими иерархическими уровнями управления образованием.
Качество организационной работы предполагает оценку организации деятельности руководства (ректората), совета вуза (учредителя/ей/), ученого совета и советов факультетов (филиалов).
Качество образовательной деятельности вуза включает характеристики, учитывающие тип и вид учебного заведения, качество реализации образовательных стандартов (ФГОС, ГОС ВПО и СПО) с учетом внутривузовских нормативов для образовательных программ.
Качество научной деятельности определяется международным и отечественным признанием имеющихся в институте научных школ, их потенциалом и активностью, уровнем научности (теоретической значимости) и практической направленности результатов фундаментальных и прикладных исследований, востребованности научно-исследовательских работ и внедрения их результатов в учебный процесс.
Качество инновационной деятельности вуза определяется интегральными показателями всех видов эффективной деятельности, степенью использования новаций, передовых технологий, средств и методов достижения целей.
Качество международной деятельности вуза определяется признанием его научного и образовательного потенциала на международном уровне и потому связано с названными выше видами деятельности, в том числе с мобильностью профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов.
Важное место в политике занимает оценка компетенции: качества личности специалиста как основного продукта жизнедеятельности вуза. Качество личности специалиста (профи) определяется соотношением между интеллектуальными и информационными составляющими его потенциала, сформировавшегося в процессе обучения и превратившегося в компетенцию - основной инструмент профессиональной деятельности.
Существует ли проблема выбора средств построения СМК образовательной организации (конкретного учреждения)? Да, конечно. Как известно, «у надежных средств нет сертификата, у сертифицированных средств нет удобств, у удобных средств нет надежности». Этим обстоятельством, по-видимому, и объясняется предпочтение большинства вузов по выбору в качестве модели СМК требований международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008.
Таблица 1. Основные документы СМК | |||
Политика в области качества | Руководство по качеству и книга процедур | Программа (процедуры) качества | Обязанности конкретных исполнителей |
Миссия, Видение, Ценности, Стратегия, Политика | Организационная структура Системы качества: | Задание уровней качества | Функционал структурных подразделений ВУЗа |
Стержневые цели и направления деятельности вуза по гарантии качества образования, утвержденные Советом ВУЗа | Ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала по руководству, исполнению, проверке, анализу работы, влияющей на качество образовательной деятельности | Мероприятия по повышению качества, используемые ресурсы | Должностные инструкции группы контроля качества и сотрудников вуза, занятых обеспечением учебного процесса |
Методики, инструкции по формированию системы качества | Последовательность реализации поставленных задач | ||
Положения по пересмотру, актуализации и оперативному управлению качеством |
Напомним, что данный Госстандарт (ИСО 9001:2008) требует документального оформления процедур только для следующих процессов: управление документацией (п. 4.2.3); управление записями (п. 4.2.4); внутренние аудиты (проверки) (п. 8.2.2); управление несоответствующей продукцией (п. 8.3.); корректирующие действия (п. 8.5.2); предупреждающие действия (п. 8.5.3).
Важное место в системе качества отводится мониторингу: наблюдению, учету и анализу базовых показателей, оценке и прогнозу качества воспитания и обучения, выявлению позитивных и негативных тенденций в образовательной деятельности структурных подразделений вуза. Особое внимание уделяется разработке методик прогнозирования, анализа и оценки качества образования для всех типов образовательных программ, формированию контрольных процедур, педагогического тестирования.
Сбор достоверных данных о работе структурных подразделений осуществляется в ВУЗе путем наблюдения (сплошного, выборочного, встроенного) и /или/ опроса (анкетирования, интервьюирования), изучения документов и электронных баз данных, педагогического и иного тестирования, проведения в филиалах социальных экспериментов по внедрению новаций.
Потребность создания СМК в вузе продиктована: современным уровнем требований к качеству высшего образования, увеличением степени автономности ВУЗа, высокой конкуренцией в сфере профессионального образования, необходимостью максимально эффективного функционирования любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другими факторами.
Повышение культуры качества внутри вуза связано с совершенствованием обучения и научных исследований, с улучшением положения вуза в конкурентной среде. С точки зрения общества (внешней среды) управление качеством повышает надежность вузов по отношению к заинтересованным лицам – обучающимся, работодателям, различным общественным организациям и государству как источникам финансирования.
Процесс управления качеством имеет общие характеристики, параметры, этапы, подробно рассматриваемые в теории менеджмента:
- основным фактором эффективного функционирования вуза становится его ориентация на непрерывный учет изменений внешней среды, хотя воздействие на внутренние факторы также нельзя игнорировать;
- любая организация представляет собой целостную систему, неразрывно связанную с внешней средой потоками разнообразных ресурсов (информационных, материальных, энергетических). Таким образом, вуз необходимо рассматривать как открытую систему[26], зависящую от изменений внешней среды;
- выделение наиболее значимых факторов, воздействуя на которые в определенный момент времени и в конкретной ситуации (ситуационный подход) можно достичь цели наиболее эффективным путем.
Важное место здесь отводится качествам личности и профессионализму работающих, мотивации их поведения, а также системе взаимоотношений в коллективе; предполагается высокая ответственность руководителей всех уровней за успешную деятельность организации.
По характеру воздействия СМК включает три отличающиеся содержанием направления: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества.
Обеспечение качества образовательной деятельности - совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, которые обеспечивают требуемое качество учебного процесса. К ним относят: составление расписаний учебных занятий, составление и пересмотр рабочих учебных планов (РУП), актуализация рабочих программ дисциплин (РПД), своевременное изъятие устаревшей документации, периодическое повышение квалификации сотрудников и т.д. Оно связано с факторами, условиями деятельности и ресурсами, которыми располагает ВУЗ: материальной базой, учебно-методическим обеспечением, компетенцией персонала (АУП, ППС), подготовленностью абитуриентов и мотивацией обучаемых к приобретению компетенций, информационным обслуживанием, финансовой обеспеченностью.
Управление качеством - оперативная деятельность по регулированию учебного процесса, например, выявление причин возникновения несоответствий (путем широкого использования статистических методов для анализа и обобщения имеющейся информации) и последующее предупреждение возникновения отклонений.
Улучшение качества - постоянная работа по повышению качества образовательной (воспитательной, учебной, научной) деятельности вуза, стабильности учебного процесса, улучшению условий обучения, совершенствованию самой СМК и др.; этим направлением занимаются, когда уже решены основные проблемы обеспечения качества и управления качеством.
Предполагается, что предшествующая стадия образовательного процесса является поставщиком продукции для последующей, поэтому качество образовательной деятельности должно обеспечиваться на каждом её этапе, то есть на каждом курсе обучения и при изучении любой дисциплины.
Структура СМК.Система менеджмента качества вуза включает в себя уже существующие документы, методики, структуры, формы и другие средства управления, а новые документы разрабатывают в случаях, когда какие-либо требования стандартов ИСО или принципы TQM не обеспечены существующей системой управления. Стандарты ИСО предоставляют вузу свободу в создании такой СМК, которая наилучшим образом отвечает целям, сформулированным в Политике в области качества.
Итак, основные документы СМК:
1. Руководство по качеству(далее - Руководство) содержит область применения, документированные процедуры для СМК и описание взаимодействия в рамках СМК. В него включены описание структуры вуза, распределение ответственности и полномочий сотрудников, принципы распределения имеющихся ресурсов и др. Если названные положения не описаны в Руководстве, то в нем могут содержаться указания, где найти эти положения, напр., ссылки на справочные материалы, расписания занятий, учебные планы и рабочие программы и т.д. Руководство - краткий и понятный справочник для персонала и потребителей, средство обеспечения соответствия имеющейся в вузе СМК, требованиям стандартов ИСО и принципам TQM.
2. Управление документацией.В рамках СМК разработана процедура управления документами - необходимо для обеспечения пользователей актуальными и точными редакциями документов, предотвращения непреднамеренного использования устаревших, своевременного получения разнообразных внешних нормативных документов. Управление документацией охватывает процессы создания, распространения и хранения внутренних документов, а также приобретения, распространения и хранения документов сторонних организаций, влияющих на качество образовательной деятельности вуза, и непосредственно на функционирование СМК.
3. Управление записями.В методике управления документацией установлены методы идентификации, сроки хранения и изъятия, способы уничтожения отчетных документов с учетом требований, установленных государственными органами. Управление записями регламентирует действия по отношению лишь к отчетным документам, в которые не могут вноситься изменения. Так, аттестат или диплом об образовании не могут быть изменены, в отличие от Руководства по качеству, в которое периодически вносят изменения. По этому признаку Руководство подпадает под действие п.2 – управление документацией, а все отчетные документы – под действие п.3.
4. Управление образовательной средойохватывает следующие процессы: прием и зачисление студентов, переводы с курса на курс и отчисление, по окончании вуза в том числе; составление рабочих учебных планов (РУП) для различных форм обучения; разработку документации, относящейся к учебно-методическому обеспечению ООП; составления расписания занятий, графиков консультаций; распределение имеющихся ресурсов; информационное (э-библиотечное) обслуживание; воспитательную работу; сбор и анализ данных о качестве образовательной деятельности; переподготовку и повышение квалификации персонала (ППС).
5. Контроль (измерение) и анализ, внутренние аудиты.Важной задачей в СМК является получение объективной и достоверной информации об основных аспектах деятельности вуза. Эти задачи возложены на службу контроля качества, основными целями которого являются контроль, мониторинг и оценка качества образовательной деятельности[27]. Одним из важнейших показателей эффективности деятельности вуза является уровень удовлетворенности потребителей. Уровень удовлетворенности потребителей – субъективный показатель, для его оценки широко применяют опрос (анкетирование). В вузе осуществляется мониторинг образовательного процесса: проверка и анализ успеваемости студентов; соответствие УМК дисциплин современным требованиям; анализ результатов деятельности вуза и экономической эффективности использования ресурсов; проверка пригодности информационного обеспечения, ТСО.
Внутренние аудиторы должны иметь соответствующую квалификацию и быть независимыми по отношению к проверяемым областям деятельности вуза.Внутренние аудиты направлены не на оценку персонала, но на оценку эффективности функционирования СМК. Полученная в результате измерений, мониторинга и внутренних аудитов информация должна использоваться при анализе СМК со стороны руководства вуза. Все сотрудники должны применять получаемую информацию в соответствующей сфере деятельности для её улучшения. Кроме того, получаемая информация должна использоваться при управлении несоответствиями (п. 6).
6. Управление несоответствиями. Несоответствия рассматривают как существенное отклонение полученных результатов от ожидаемых, установленных в документации, например, использование одних и тех же учебно-методических материалов для разных ОПОП ВПО (СПО); несоответствие оборудования лабораторий требованиям, предъявляемым нормативными документами; использование устаревших или не рекомендованных кафедрой учебников, учебно-методических материалов; получение неудовлетворительных оценок в сессию или на госэкзамене. В вузе имеются документы, регламентирующие действия сотрудников (ППС) в таких ситуациях.
7. Корректирующие и предупреждающие действия,для которых установлены документированные процедуры. Первые действия направлены на устранение причин возникновения несоответствий, чтобы предупредить их повторное возникновение, а вторые - на устранение причин потенциальных несоответствий, напр., система отработки пропущенных занятий.
Модель отраслевого конкурса. Для поощрения создания СМК в вузах России ежегодно проводится специальный отраслевой конкурс«Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Модель этого конкурса включает 9 критериев, разделенных на две группы, каждая из которых оценивается в баллах. Одна группа критериев (1-5) характеризует возможности вуза (550 баллов), а другая (6-9) – достигнутые результаты (450 баллов). Деятельность по улучшению качества в ВУЗе может иметь своей целью, например, участие в этом конкурсе, поэтому необходимо иметь представление о требованиях, предъявляемых к участникам
Лекция 4
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ
1. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
2. Принципы педагогического менеджмента
4. Основы методологии менеджмента
5. Типы организационных структур управления учебными заведениями
Менеджмент (от англ. management - управление) - многозначный термин, обозначающий [89]: 1) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в производственной и непроизводственной сферах; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления общественным производством (управленческие структуры, систему и механизм межличностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, организационное поведение и др.).
Менеджмент ставит цель сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации и сферы деятельности 1. К ним относятся определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности, эффективных стилей руководства, социальной ответственности и др.
Хронологически история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инженеров конца XIX - начала ХХ в. В нее входили Ф. Тейлор (тейлоризм), А. Файолъ, Г. Эмерсон 2 и др. В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и улаживания социальных отношений на предприятии. Со временем менеджмент стал сферой большой политики.
Начиная с известных хоторнских экспериментов, заложивших методологические основы доктрины "человеческих отношений", он переориентировался на социально-психологическую проблематику [89]. Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Мэйо, П. Дракера, послужившими исходной точкой для практических разработок в области "гуманизации труда" и новых форм организации управления, а также ставшими основой специальной управленческой функции, которая называется управлением персоналом или более широко - управлением человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию "социальный менеджмент".
Рис. 6.1. Менеджмент как всеобщий принцип социального управленияhttp://pidruchniki.com/1988080536014/sotsiologiya/menedzhment_kak_nauka_iskusstvo_sotsialnogo_upravleniya
2. Принципы педагогического менеджмента
Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.
С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:
- принцип уважения и доверия к человеку;
- принцип целостного взгляда человека;
- принцип сотрудничества;
- принцип социальной справедливости;
- принцип индивидуального подхода в управлении;
- принцип обогащения работы педагога;
- принцип личного стимулирования;
- принцип консенсуса;
- принцип коллективного принятия решения;
- принцип целевой гармонизации;
- принцип горизонтальных связей;
- принцип автономизации управления;
- принцип постоянного обновления.
Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.
Принципуважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.
Требования этого принципа:
уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;
уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;
предоставляйте личности когда это возможно, свободу выбора;
доверяйте человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;
создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;
создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;
максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;
поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;
гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.
Принцип целостного взгляда человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:
стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;
не ограничивайте отношения с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир и стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность;
помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном учреждении, - она гораздо шире и богаче;
общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;
управленец должен быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие их потребности;
встречайтесь с педагогами не только в формально-официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, «поговорить по душам».
Принцип сотрудничествапредусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:
считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;
знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавая рабочую высокопродуктивную атмосферу в образовательном учреждении;
цените в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела;
создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости участия в процессе управления образовательным учреждением;
бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;
основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;
сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения – вот основа сотрудничества.
Н.Витке считал, что вся суть административной работы заключается в создании атмосферы дружного коллективного сотрудничества, при сочетании всеми признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением самой широкой инициативы сотрудников учреждения.
Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:
стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;
создавайте условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;
поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;
всегда при оценке труда педагога приводите в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;
помните, что одной из гарантий социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;
руководитель должен учитывать, что уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам;
ощущение несправедливости возникает тогда, когда человек признает, что соотношение его трудового вклада и результата оценено ниже (несправедливо) по сравнению с соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты.
Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Некоторые требования этого принципа формулируются следующим образом:
помните, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого педагога и его личности;
на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и расширение требований к другим;
в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает. Вселяйте в него профессиональную уверенность. Помните, что поощрение желательных видов индивидуального поведения всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных. Опора на сильные стороны приносит больше пользы, чем бесконечный «разбор» недостатков;
одной из главных задач индивидуального подхода в управлении образовательным учреждением является задача выравнивания профессионального мастерства педагогов, постепенное доведение отстающих до уровня передовых;
определяйте для каждого педагога его индивидуальные цели и рубежи их достижения, - этим вы обеспечите ему путь к успеху.
Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Некоторые конкретные требования этого принципа:
проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
создать условия для включения педагогов в инновационную деятельность;
организовывать посещение уроков (занятий с детьми) творчески работающих педагогов в своем и других образовательных учреждениях;
проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности;
следить за повышением квалификации педагогов.
Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа:
каждый руководитель должен иметь хорошо продуманную систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование. Кроме того, необходимо помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение руководителя также являются достаточно действенными стимулами для подчиненных;
вся работа руководителя с педагогами должна строиться на основе стимулирования их деятельности: создание условий для труда, создание атмосферы взаимной удовлетворенности, создание системы творческой деятельности, создание условий для самообразования и т.д.
Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству. Приведем некоторые требования этого принципа:
в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;
руководитель должен особенно четко и логично аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» в коллективе;
основным инструментом руководителя должен быть логический анализ ошибочных суждений. Он должен уметь вскрывать противоречия в суждениях коллег, добиваться осознания ими этих противоречий и пересмотра своей точки зрения, когда это необходимо;
умейте идти на взаимные уступки, но не во вред делу.
Принцип коллективного принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Некоторые требования принципа:
- не всякое решение должно приниматься коллективно (это касается оперативных ситуаций, рутинных, повторяющихся дел). Коллективно принимаются решения играющие существенную роль в жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.), касающиеся практически каждого члена коллектива;
с информацией, на основе которой будет приниматься такое решение, должен познакомиться каждый член коллектива;
решение только в том случае будет активно поддерживаться частью коллектива, если педагоги активно участвовали в его подготовке;
всегда надо помнить, что там, где решение, принято большинством, бывает и меньшинство, не согласное с ним. С этим меньшинство необходимо и дальше вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.
Принцип целевой гармонизациипредусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Некоторые принципы, вытекающие из этого принципа:
что бы в образовательном учреждении ни делалось, - все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;
целевая целостность в образовательном учреждении формируется не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами;
приверженность целям образовательного учреждения связана с убеждениями педагога, с его приверженностью основным ценностям образовательного учреждения и его культуре.
Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе. Вот некоторые требования принципа:
принцип реализуется в процессе делегирования полномочий педагогам, коллективном принятии решений, установления единого статуса всех работников и др.;
горизонтальные связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время;
при формировании такой системы связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, с одной стороны, они улучшат качество работы, с другой - они могут стать источником оппозиции администрации и целям образовательного учреждения.
Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Некоторые требования к осуществлению принципа:
во главе автономных участков управления обязательно должны находиться высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;
желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными участками управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки ребенка и т.д.) выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива;
все педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.
Принцип постоянного обновленияобусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении. Некоторые требования к его осуществлению:
любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
изменения должны быть основаны на детальном плане (проекте) и расчете, который обязательно приведет к успеху, - если уверенности в успехе нет, их лучше не проводить;
коллектив должен готов теоретически и практически к осуществлению изменений;
сопротивление переменам было, есть и будет, учитывая это, необходимо искать консенсус и склонять людей к идее неизбежности и обоснованности внесения изменений;
процесс перемен в образовательном учреждении – это, прежде всего, процесс перемен в самом педагоге, в его личности.
Представленные выше принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.