Тема 5: Принципы обучения и тренировки

Цель:Сформировать представление о практическом применении дидактических принципов обучения в физическом воспитании

Литература:

Основная:

1. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: ФиС. - 1980. - С. 8-15

2.Настольная книга учителя физической культуры./Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.:ФиС.- 1998. – 496с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:ФИС.- 1991.- 543с.

4.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.

5.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

6. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.:Советский спорт, 2005 -272 с.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. – 480с.

Дополнительная (для индивидуальных заданий):

1.Теория и методика спорта./ Под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.

2.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.

3.Система подготовки спортивного резерва./Под ред. Никитушкина В.Г. – М.:1993. – 318с.

4. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:ФИС.-1986.-286с.

5. Теория и методика физ. воспитания./ Учебник под ред. Ашмарина Б.А. - М.: Просвещение. - 1979. - С. 93-106

Вопросы для подготовки:

1.Принцип сознательности и активности и его специфика

2.Характеристика принципа наглядности обучения

3.Принципы доступности и индивидуализации

4.Принцип систематичности и его основные положения

5.Принцип непрерывности

6.Принцип прогрессирования воздействий

7.Принцип цикличности

8.Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия

9.принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузки

Ответьте на контрольные вопросы:

а) Как определить оптимальную меру нагрузки?

б) От чего зависит трудность или легкость выполнения физических упражнений?

в) К чему может привести в процессе обучения несоблюдение одного из дидактических принципов?

Домашнее задание:

1.Индивидуальные задания:

1.Схематично докажите действие принципа непрерывности

2.Проанилизируйте и опишите использование принципов в Вашей тренировке

1. Опишите, в чем в Вашей тренировке проявляется принцип сознательности и активности

4. Схематично с помощью графика изменения работоспособности обоснуйте принцип систематичности

2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:

Признак___________________________________________________

___________________________________________________________

Фаза______________________________________________________

___________________________________________________________

Систематичность ___________________________________________

___________________________________________________________

Плато_____________________________________________________

__________________________________________________________

Адекватность_______________________________________________

__________________________________________________________

Цикличность_______________________________________________

__________________________________________________________

3.Впишите определение новых для вас понятий:

Суперкомпенсация__ ________________________________________

___________________________________________________________

Физическая нагрузка ________________________________________

___________________________________________________________

Эффект____________________________________________________

___________________________________________________________

Эффективность _____________________________________________ ___________________________________________________________

4. Нарисуйте схему принципов обучения и тренировки

5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.

Лабораторное занятие

Цель:Сформировать представление о практическом применении дидактических принципов обучения в физическом воспитании

Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:

1.Перечислите дидактические принципы обучения, соблюдение которых обязательно при обучении двигательным действиям

2.Перечислите формы нагрузок

Ход работы:

При просмотре обучающего урока найти воплощенные в уроке принципы обучения

Домашнее задание:

зафиксируйте реализованные на данном уроке принципы физического воспитания.

Резюме:

Тема 6: Физические упражнения как средства физического

Воспитания

Цель семинара:Углубить знания о физических упражнениях как средстве физического воспитания

Литература:

Основная:

1.Матвеев Л.П. Теория и методики физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - С. 28-50

2.Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989. - С. 70-86

3.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.

4.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

5.Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.:Советский спорт, 2005 -272 с.

6.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. – 480с.

Дополнительная (для индивидуальных заданий):

1.Теория и методика спорта./ под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.

2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.

3.Учебники по видам спорта

4.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:ФИС.-1986.-286с.

5. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 816 с.

Вопросы для подготовки:

1. Средства физической культуры.

2. Физическое упражнение - основное средство физической культуры. Содержание и форма физических упражнений.

3. Структура физических упражнений. Техника физических упражнений.

4. Классификация физических упражнений.

5. Нагрузка при выполнении физических упражнений

6. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнения

7. Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений

8. Естественные силы природы в физической культуре

9. Гигиенические факторы в физической культуре

Ответьте на контрольные вопросы:

а) Как влияет на величину нагрузки длительность и характер интервала отдыха в одной тренировке и в микроцикле?

б) Почему существует большое количество классификаций физических упражнений?

в) Назовите факторы, влияющие на величину нагрузки.

Домашнее задание:

1.Индивидуальные задания:

1.Разработайте схему классификаций с учетом критериев классифицирования

2.Покажите влияние на величину нагрузки длительности и характера отдыха в Вашем виде спорта

3.Покажите значимость факторов, определяющих эффективность воздействия ФУ в своем виде спорта

4.Приведите примеры формы и содержания ФУ в своем виде спорта

2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:

Утомление_________________________________________________

___________________________________________________________

Терминология______________________________________________

___________________________________________________________

Физическое упражнение______________________________________

__________________________________________________________

Двигательная задача_________________________________________

___________________________________________________________

Звено техники______________________________________________

___________________________________________________________

Деталь техники_____________________________________________

___________________________________________________________

Стабильность_______________________________________________

___________________________________________________________

Вариативность______________________________________________

___________________________________________________________

3.Впишите определение новых для вас понятий:

Кумулятивный эффект_______________________________________

___________________________________________________________

Следовой эффект____________________________________________

___________________________________________________________

Внешняя сторона нагрузки____________________________________

______________________________________________________

Внутренняя сторона нагрузки_________________________________

______________________________________________________

Объем нагрузки_____________________________________________

___________________________________________________________

Интенсивность нагрузки______________________________________

___________________________________________________________

4. Распишите одну тренировку в своем виде спорта (подробно). Приведите показатели внешней и внутренней сторон нагрузки на этой тренировки.

_______________________________________________________________

___________________________________________________________

5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.

Лабораторное занятие

Цель:Углубить знания студентов о физических упражнениях как средстве физического воспитания

Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:

1.Раскройте значение классификаций физических упражнений.

2.Что влияет на величину нагрузки при выполнении физических упражнений?

3.Покажите роль интервалов отдыха в процессе упражнения

4.Раскройте факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений

Ход работы:

Студенты разрабатывают план тренировки для развития отдельных качеств и проверяют ее на компьютерной модели

Домашнее задание:разработать план развития силы на 1 неделю для установления рекорда мира в беге на 100м.

День Объем Интенсивность Примечания
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Резюме:

Наши рекомендации