Высшее и послевузовское образование. Эффективным показателем инновационной экономики обозначены тренды развития вузовской науки

Эффективным показателем инновационной экономики обозначены тренды развития вузовской науки. Усиливается интеграция университетов и бизнес-структур.
В рейтинге IMD в топ стран-лидеров, где высшее образование отвечает потребностям экономики, входят Швеция, Сингапур, Дания, Канада, Финляндия. Казахстан занимает 44 позицию среди 60 стран мира.
Реализуются проекты развития исследовательских вузов. Инвестиции Китая в исследовательские университеты повысили конкурентоспособность высшего образования.
В Великобритании фокус на исследовательские университеты обеспечил устойчивое экономическое развитие страны. В 2010 году 20 вузов Великобритании, объединенных в RusselGroup, принесли 22,3 млрд. дохода и обеспечили 243 тысяч рабочих мест. Более 2/3 результатов научно-исследовательских работ (далее – НИР) университетов RussellGroup внедряются в экономику, здравоохранение, культурную и социальную сферы страны.
Приоритетом высшего и послевузовского образования Казахстана обозначено триединство образования, науки и производства. Начат процесс институционального преобразования высшей школы страны. Создан первый исследовательский вуз - Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева. Здесь сформирован пул ведущих ученых страны, выполняющих фундаментальные и прикладные научно-образовательные исследования.
Функционируют 16 офисов коммерциализации, 3 технопарка и 4 бизнес-инкубатора. Флагманом глобального образования и научных открытий стала автономная организация образования «Назарбаев Университет» (далее – Назарбаев Университет). В инженерных школах вуза успешно стартовали инновационные образовательные и научные проекты. В 2015 году Университет перешел знаковый рубеж. Осуществлен первый выпуск 594 молодых высококвалифицированных специалистов (446 бакалавров и 148 магистров).
Высшую школу Казахстана представляют 125 вузов (2013 - 2014 учебный год – 132 единиц, 2014 - 2015 учебный год – 127 единиц), из них 9 национальных, 31 государственный, 13 негражданских, 1 автономная организация образования, 1 международный, 16 акционированных, 54 частных.
Контингент обучающихся в вузах в 2015 - 2016 учебном году составляет 455 101 человек (2013 год – 606,1 тысяч человек, 2014 год – 506,4 тысяч человек), в том числе, в бакалавриате – 425 700 человек, в магистратуре – 27 400 человек, в докторантуре – 2001 человек.
Численность профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) составляет – 40 844 человека (2013 год – 41 635, 2014 год - 40 320).
Подготовка специалистов осуществляется с учетом социального заказа. 11 вузов определены как базовые в подготовке высококвалифицированных кадров для успешной реализации проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития (далее – ГПИИР). Профессиональные компетенции формируются в рамках образовательных программ, разработанных в соответствии с Дублинскими дескрипторами и пожеланиями работодателей.
Обеспечена преемственность образовательных программ трехуровневой модели высшего и послевузовского образования. Академическая свобода вузов в определении содержания образовательных программ в бакалавриате увеличена до 55 %, магистратуре – 70 %, докторантуре – 90 %. Вузы могут предлагать широкий спектр образовательных программ, способствующих укреплению их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Соотношение количества грантов магистратуры к грантам бакалавриата соответствует мировой структуре вузовского контингента (1:5).
На основе Национальной системы квалификаций, сопоставимой с Европейской, разработано 70 профессиональных стандартов подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием.
Расширяются образовательные контакты казахстанских вузов с ведущими университетами мира. Международные научно-исследовательские проекты реализуются совместно с зарубежными вузами-партнерами. Диалог стран обеспечивает привлекательность и сопоставимость квалификаций высшего образования.
Внедрена национальная модель аккредитации вузов. В 2015 году институциональную аккредитацию в казахстанских аккредитационных агентствах прошли 72, национальную специализированную - 55 вузов. Начат постепенный переход от государственной аттестации к общественно-профессиональной аккредитации.
Развитие получила академическая мобильность студентов и ППС. В 2011-2015 годы 4913 студентов казахстанских вузов прошли обучение в ведущих вузах мира.
Курсовую подготовку в области менеджмента на базе Назарбаев Университета со стажировкой в Великобритании, Японии, Соединенных штатах Америки и Сингапуре прошли 100 сотрудников вузов. Научно-педагогические кадры повышают уровень профессиональных компетенций в 30 странах мира по программе «Болашақ».
Более чем в 2 раза в сравнении с 2011 годом выросло количество публикаций с высоким импакт-фактором ППС и научных работников вузов.
Вместе с тем остепененность ППС вузов все еще остается низкой и составляет 50,4 %. Лишь 2 % от их общего числа имеют степень доктора PhD.
Научный потенциал вузов используется неэффективно. Межведомственные барьеры, недостаточное финансирование, отсутствие экономических стимулов у частного сектора препятствуют успешной интеграции образования, науки и производства.
Не в полной мере развиты институциональные формы поддержки инновационных структур. Удельный вес научных разработок более чем в десять раз ниже уровня развитых стран. Вузами коммерциализируются только 0,1 % финансируемых научно-исследовательских разработок.
Развитие государства во все времена определяла молодежь. По данным государственной статистики, на начало 2015 года численность молодежи республики (14-29 лет) составила 4 511,5 тысяч человек или 25 % от общей численности населения страны.
Вопросы успешной социализации и гражданственной активности молодежи рассматриваются на заседаниях Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан. Региональными программами решаются социальные проблемы и занятость молодежи. Инициативы молодежи находят поддержку в 213 региональных ресурсных центрах.
Функционирует свыше 1000 молодежных неправительственных организаций. В 115-ти вузах созданы органы молодежного самоуправления.
Создана Национальная студенческая лига по футболу и баскетболу. На Всемирной универсиаде в 2015 году казахстанская студенческая сборная завоевала 5 золотых и 6 серебряных медалей.
Успешно реализуются социальные проекты: Республиканский молодежный форум, Молодежный лагерь «Жастар-Отанға!», республиканский турнир по парламентским дебатам и другие.
Проблемы:
1) 66,3 % казахстанских работодателей-участников социологических опросов отметили отсутствие опыта сотрудничества с вузами в сфере НИОКР. Подготовка кадров в вузах все еще не направлена на развитие практических навыков. Образовательные программы не удовлетворяют ожидания работодателей;
2) отмечается низкий уровень выпускников вузов по техническим специальностям. Показатель трудоустройства выпускников в первый год после окончания вуза остается все еще низким (71 %), в том числе на селе. Местными исполнительными органами (далее – МИО) слабо ведется работа по привлечению молодых специалистов в рамках проекта «С дипломом в село». Вовлеченность сельской молодежи в различные проекты остается низкой;
3) непрестижность профессии педагога приводит к набору слабоуспевающих абитуриентов. Отсутствуют специальные требования к приему на педагогические специальности. Выпускники педагогических специальностей не ориентированы на использование в учебной практике новых технологий обучения. Охват студентов программами трехъязычного обучения остается низким. Имеется потребность в повышении языковых компетенций как студентов, так и преподавателей. Не в полной мере разработано научно-методическое обеспечение обучения на английском языке;
4) в рейтинге IMD Казахстан занимает 44 позицию по показателю «импорт студентов» среди 56 стран мира. Доля иностранных студентов составляет лишь 2,5 %, в странах ОЭСР их доля достигает 9-10 %;
5) действующие институты корпоративного управления не имеют реальных полномочий, влияющих на принятие основных решений. Вузами не отрегулирован механизм подотчетности перед студенческой и родительской общественностью;
6) инфраструктура и организация досуга в вузах не соответствуют потребностям и ожиданиям иногородних и иностранных студентов;
7) безбарьерная среда обучения создана в вузах Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Южно-Казахстанской областей, городов Астаны и Алматы. В них обучается 570 студентов с особыми образовательными потребностями. На законодательном уровне не выработаны механизмы их трудоустройства;
8) вовлеченность сельской молодежи в социальные проекты все еще остается низкой. Имеются существенные различия в условиях досуга молодежи города и села. Не в полной мере развернуто волонтерское движение. Только 9 % молодежи занимается спортом (город – 6,7 %, село – 11,8 %).
С учетом достигнутых результатов и все еще имеющихся проблем рост качественных показателей высшей школы Казахстана является критически важным.

Наука

Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О науке» открыл новые возможности для передовых научных достижений. Новшеством казахстанской науки стал Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (далее - Закон). Основными положениями законодательно регламентируется создание условий для развития казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса.
Создана принципиально новая модель управления наукой. Определены механизмы финансирования научных исследований - базовое, грантовое и программно-целевое. Независимую экспертизу проводит Национальный центр государственной научно-технической экспертизы.
Пять национальных научных советов (далее – ННС) являются коллегиальным органом принятия решений.
В 2015 году успешно завершен проект казахстанской науки и Всемирного Банка «Коммерциализация технологий». Реализованы 65 научных проектов. Заключены 6 лицензионных соглашений.
НИОКР выполняют 392 научные организации, в том числе 245 научно-исследовательских институтов (далее – НИИ). В них работают более 25 тысяч научных сотрудников.
Ученые страны имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Подписаны лицензии и соглашения с крупнейшими зарубежными компаниями и издательствами Thomson Reuters, Springer, Elsevier.
Отмечается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейтинговых изданиях. В 2015 году количество публикаций в ведущих рейтинговых журналах мира составило 1995, из них только в Scopus (Elsevier) – 976, Web of Core Collection (Thomson Reuters) – 327 и одновременно в обеих базах – 692.
Укрепляется кадровый потенциал науки. Отмечается рост численности казахстанской молодежи в науке. В 1,5 раза увеличилась доля ученых в возрасте до 35 лет. Значительными стимулами для ученых стали Государственная премия в области науки и техники, 6 именных премий МОН РК, государственные научные стипендии (50 для молодых и 25 для выдающихся ученых).
Проблемы:
1) сохраняется разрыв между наукой и образованием. Научные результаты не сосредоточиваются в сфере образования;
2) остается низкой материально-техническая оснащенность научно-исследовательской инфраструктуры;
3) приоритеты финансирования научно-технической деятельности формируются в большей части без участия индустрии;
4) слабо развито научное предпринимательство. Результаты научно-технической деятельности остаются невостребованными для бизнеса и не применяются предприятиями в производственных процессах;
5) слабо обеспечен переход от фундаментальных знаний к их практической реализации. Это значительно снижает ценность результатов научного труда с точки зрения общества и экономики;
6) отсутствует единый оператор, осуществляющий администрирование и контроль международных научных проектов;
7) не развиты национальные профессиональные сообщества научных работников, привлекаемых к независимой экспертизе;
8) Казахстан значительно отстает по показателям результативности НИОКР от развитых стран. За 5 лет затраты на опытно-конструкторские разработки выросли в 3 раза, однако они значительно ниже, чем в странах ОЭСР;
9) продажи прав интеллектуальной собственности в Казахстане намного ниже, чем в России и Сингапуре. Внутренние затраты на исследования и разработки в 14 раз ниже стран ОЭСР;
10) инновационное развитие экономики предполагает рост качественных показателей науки. Это – ускоренное развитие научно-исследовательской деятельности вузов, реальный вклад науки в экономику, кооперация с бизнесом и интеграция с зарубежным научным сообществом;
11) отсутствует система мониторинга реализации научных исследований;
12) в сфере образования и науки Казахстана функционирует негибкая система государственного контроля;
13) процедуры государственного контроля забюрократизированы (обязательное соответствие 551 параметру 15 нормативных правовых актов);
14) отсутствует систематизированная информационная база данных контрольных мероприятий. Это ограничивает мониторинг и анализ деятельности организаций образования;
15) имеется значительный разрыв между внутренней и внешней оценкой организации образования. По самооценке 100% считают свою деятельность удовлетворительной. При этом проходят государственную аттестацию 58% детсадов, 59% школ, 11 % колледжей, 46% вузов;
16) отсутствует Единая методика оценки качества, эффективности и мониторинга результатов НИР.
Новые задачи в сфере образования требуют совершенствования системы контроля и оценивания, в том числе изучения и внедрения лучшего опыта Ofsted.
Таким образом, анализ реализованных пошаговых действий в сфере образования и науки определяет следующее.
1. Сильные стороны:
1) обновление законодательной базы образования и науки, государственной молодежной политики;
2) ускоренные темпы инфраструктурных решений;
3) развитие ГЧП;
4) трансляция опыта НИШ и Назарбаев Университета;
5) улучшение позиций в международных рейтингах качества образования;
6) реструктуризация системы повышения квалификации педагогических работников;
7) внедрение элементов дуального обучения в системе ТиПО;
8) расширение академической свободы вузов;
9) увеличение вузовской науки в инновационных проектах;
10) рост публикационной активности ППС и ученых;
11) развитие интеллектуальных кластеров на базе Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий.
2. Слабые стороны:
1) низкий статус педагога и ученого;
2) дефицит педагогов с высшим специальным дошкольным образованием;
3) низкая доля учителей, преподающих предметы естественно-математического цикла (далее - ЕМЦ) на английском языке;
4) наличие трехсменных и аварийных школ;
5) недостаточный охват учащихся дополнительным образованием;
6) низкий уровень функциональной грамотности школьников;
7) низкий уровень информатизации школ;
8) несовершенство ЕНТ;
9) отсутствие механизмов выравнивания результатов школ;
10) недостаточная профориентационная работа в школах;
11) низкий престиж ТиПО;
12) отсутствие законодательных норм проведения оценки уровня профессиональной подготовленности работодателями;
13) дефицит инженерно-педагогических кадров с опытом работы на производстве;
14) отсутствие механизмов подтверждения качества системы ТиПО;
15) недостаточное развитие инклюзивного образования;
16) недостаточное качество подготовки педагогических кадров;
17) дефицит кадров, специализирующихся в коммерциализации;
18) региональные диспропорции инновационных структур вузов;
19) дисбаланс между низкой патентной активностью и высокой публикационной активностью ППС вузов;
20) непривлекательность высшего и послевузовского образования для иностранных граждан;
21) невысокий уровень менеджмента в образовании и науке;
22) низкий уровень участия работодателей в разработке содержания образовательных программ;
23) слабая материально-техническая база организаций образования и науки;
24) бюрократизированная и негибкая система контроля в сфере образования и науки.
3. Возможности:
для государства:
1) повышение конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
2) повышение качества человеческого капитала;
3) обеспечение социальных и правовых гарантий качества жизни детей;
4) инвестиционная поддержка образования и науки со стороны международных организаций и работодателей;
5) новые эффективные методы управления в образовании и науке;
6) доступность, привлекательность, качество и открытость сферы образования и науки;
7) улучшение показателей в международных рейтингах;
8) повышение ответственности родителей за воспитание ребенка;
9) внедрение разработанных инновационных проектов в производство.
4. Угрозы:
1) недостаточный уровень финансирования;
2) низкая мотивация труда педагога;
3) более привлекательные для ученых условия работы за рубежом;
4) низкий уровень стремления к самообразованию и профессиональному росту среди педагогических кадров;
5) срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
6) нескоординированность соисполнителей в ходе реализации Программы.
Запланированные меры в рамках Программы будут способствовать решению обозначенных проблем для дальнейшей модернизации системы образования и науки с перспективой повышения конкурентоспособности системы и ее приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы.
Главная цель: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.
4.1. Программная цель: обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению.
Целевой индикатор:

№ п/п Индикатор Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Дошкольное воспитание и обучение
Доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию % Административные данные МОН РК - 87,5 МИО

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля педагогических работников дошкольных организаций с высшим и техническо-профессиональным образованием по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» % Административные данные МОН РК 34,8 МИО, МОН РК

2. Увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации

№ п/п Показатель Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Уменьшение потребности в местах в дошкольные организации от общей потребности 2014 года (194,6 тысяч мест) мест Административные данные МОН РК 145,2 55,9 МИО, МОН РК
Доля дошкольных организаций с полным днем пребывания от общего количества всех типов и видов % Административные данные МОН РК 73,1 79,5 85,0 МИО, МОН РК
Доля мини-центров с кратковременным днем пребывания от общего их количества % Административные данные МОН РК 51,8 29,9 МИО, МОН РК
Доля мест в частных дошкольных организациях от общего количества предоставленных мест % Административные данные МОН РК 19,5 28,2 МИО
Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями % Административные данные МОН РК 9,1 МИО, МОН РК

3. Обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля детей 5-6 лет с высоким и средним уровнем умений и навыков в соответствии с системой индикаторов развития умений и навыков детей дошкольного возраста % Административные данные МОН РК - МИО, МОН РК

4. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля дошкольных организаций, прошедших аттестацию от общего количества дошкольных организаций, подлежащих аттестации % Официальные данные ККСОН МОН РК МОН РК
Доля обновленных образовательных программ курсов повышения квалификации в области менеджмента для руководителей дошкольных организаций % Отчетная информация АО «Өрлеу» МОН РК, МИО

4.2 Программная цель: обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина.
Целевой индикатор:

№ п/п Индикатор Ед изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Среднее образование
Доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту НИШ (в 2016 году – 1 класс; в 2017 году – 2, 5, 7 классы; в 2018 году - 3, 6, 8, 10 классы; в 2019 году - 4, 9, 11, 12 классы % Административные данные МОН РК - МИО
Доля учащихся с успеваемостью на «хорошо» и «отлично» (качество обучения) % Административные данные МОН РК МИО

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля молодых педагогов от общего количества педагогов % Административные данные МОН РК 2,7 3,0 3,5 МИО
Доля педагогов с высшей и первой категориями от общего количества педагогов % Административные данные МОН РК 49,8 МИО

2. Обеспечение инфраструктурного развития среднего образования

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля аварийных школ от общего количества школ % Административные данные МОН РК - МИО, МОН РК
Доля школ, ведущих занятия в три смены % Административные данные МОН РК 1,2 - МИО, МОН РК
Доля школ, создавших условия для инклюзивного образования % Административные данные МОН РК МИО, МОН РК

3. Обновление содержания среднего образования

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля детей, охваченных обновленным содержанием образования % Административные данные МОН РК - 36,4 МИО
Результаты казахстанских учащихся в международных и национальных исследованиях баллов Официальные данные ОЭСР - PIRLS-2016: 4 класс: чтение – 400 PISA-2015: математика – 440, естествознание – 430, чтение – 400; PISA-2018: математика – 450, естествознание – 440 чтение – 410; ICILS-2018: компьютерная и информационная грамотность учащихся 8-х классов – 350, МОН РК
баллов Официальные данные ККСОН МОН РК ВОУД 9 класс – 37,4 ВОУД 4 класс – не менее 20, 9 класс – не менее 55 ВОУД 4 класс – не менее 25, 9 класс – не менее 60 МОН РК
Доля школ, применяющих ИКТ в образовательном процессе % Административные данные МОН РК МИО

4. Формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля школьников, охваченных дополнительным образованием % Административные данные МОН РК МИО
Доля обучающихся, охваченных спортивными секциями общеобразовательных школ, в том числе республиканскими детско-юношескими спортивными турнирами (Спартакиада школьников и др.) % Административные данные МОН РК 27,3 МИО, МОН РК
Доля школьников, охваченных детско-юношеским движением, в том числе движениями «Жас ұлан», «Жас қыран» % Административные данные МОН РК МИО, МОН РК, МКС РК

5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля школ, создавших попечительские советы % Административные данные МОН РК 61,1 МИО
Доля обновленных образовательных программ курсов повышения квалификации в области менеджмента для руководителей организаций среднего образования % Отчетная информация АО «Өрлеу» МОН РК, МИО

4.3 Программная цель: социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования.
Целевой индикатор:

№ п/п Индикатор Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Техническое и профессиональное образование
Доля выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения % Административные данные МОН РК 89,6 МОН РК

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение престижа системы ТиПО

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Охват молодежи типичного возраста (14-24) техническим и профессиональным образованием % Общегосударственная статистика образования (форма 2-НК) 16,1 МИО, МОН РК

2. Обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин государственных колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием % Административные данные МОН РК 40,7 41,6 МИО
Доля организаций ТиПО, создавших равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями % Административные данные МОН РК МИО
Доля государственных колледжей, прошедших процедуру аккредитации % Административные данные МОН РК МИО

3. Обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля специальностей ТиПО, обеспеченных образовательными программами, разработанными на основе профессиональных стандартов % Отчетная информация МОН РК - - МОН РК, НАО «Холдинг «Кәсіпқор» (по согласованию) МЗСР
Доля колледжей, внедривших основные принципы дуального обучения по технологическим, техническим и сельскохозяйственным специальностям % Административные данные МОН РК 60,1 70,0 80,1 МИО, МОН РК, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан (НПП) (по согласованию)

4. Укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля обучающихся в организациях ТиПО, вовлеченных в общественно-полезную деятельность (волонтерство, участие в деятельности комитетов по делам молодежи др.) % Административные данные МОН РК МИО
Доля обучающихся ТиПО, охваченных спортивными секциями % Административные данные МОН РК МИО

5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля государственных колледжей, внедряющих опыт НАО «Холдинг «Кәсіпқор» % Отчетная информация МОН РК - 9,2 12,7 МОН РК, «Холдинг «Кәсіпқор» (по согласованию)

4.4. Программные цели: обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций.
Целевые индикаторы:

№ п/п Индикатор Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Высшее и послевузовское образование
Доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности % Административные данные МОН РК МОН РК, МЗСР РК, МСХ РК, МКС РК, вузы, МИО
Количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR ед. Официальная информация QS-WUR МОН РК, МЗСР РК, МКС РК, МСХ РК, ЦБПАМ, вузы
топ-200
топ-300
топ-500
топ-701+

Достижения задач будут измеряться следующими показателями:
1. Обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Соотношение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием: % Административные данные МОН РК МОН РК
- магистратура и докторантура;
- бакалавриат
Доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе % Административные данные МОН РК 2,5 МОН РК, МЗСР РК, МСХ РК, МКС РК, вузы
Доля вузов, создавших равные условия и безбарьерный доступ для обучения студентов с особыми образовательными потребностями % Административные данные МОН РК МОН РК, вузы

2. Модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля образовательных программ, разработанных на основе отраслевых рамок и профессиональных стандартов % Административные данные МОН РК Вузы, МОН РК, МСХ РК, МЗСР РК, МКС РК
Количество новых образовательных программ, в том числе разработанных в рамках ГПИИР совместно с зарубежными экспертами ед. Административные данные МОН РК МОН РК, МИР РК, вузы
Доля образовательных программ государственных вузов, прошедших международную аккредитацию в агентствах, являющихся полноправными членами международных европейских сетей по обеспечению качества образования и внесенных в реестр уполномоченного органа в области образования % Административные данные МОН РК МОН РК, вузы

3. Создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля дохода от инновационной и научной деятельности от валового дохода вузов ГПИИР % Административные данные МОН РК Вузы, МОН РК, МСХ РК
Доля гражданских вузов, создавших офисы коммерциализации, технопарки, бизнес-инкубаторы % Административные данные МОН РК Вузы, МОН РК

4. Вовлечение молодежи, обучающейся в вузах, в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля студентов вузов, вовлеченных в общественно-полезную деятельность % Административные данные МОН РК вузы
Доля вузов, участвующих в Национальной студенческой лиге % Административные данные МОН РК 22,5 вузы

5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля вузов, в которых функционируют органы корпоративного управления, (наблюдательные советы, попечительские советы и советы директоров), от общего числа вузов % Административные данные МОН РК МОН РК, вузы
Доля гражданских вузов, внедряющих опыт Назарбаев Университета % Административные данные МОН РК МОН РК, вузы

4.5. Программные цели: обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны.
Целевые индикаторы:

№ п/п Индикатор Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Наука
Доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования НИОКР % Отчетная информация МОН РК 19,1 21,2 22,3 МОН РК
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ % Отчетная информация МОН РК 16,7 17,5 МОН РК

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Увеличение вклада науки в развитие экономики страны

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Доля расходов бизнеса в общем объеме затрат на НИОКР % Отчетная информация МОН РК 21,8 Научные организации, вузы, МОН РК
Прирост национальных патентов от общего количества национальных патентов в 2014 году (1 574 единиц) % Отчетная информация МОН РК Научные организации, вузы, МОН РК

2. Укрепление научного потенциала и статуса ученого

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Прирост исследователей от общего количества исследователей в 2014 году (18 930 человек) % Отчетная информация МОН РК 3,4 10,2 Научные организации, вузы, МОН РК
Прирост публикаций в международных журналах от общего количества публикаций в 2014 году (2 784 единиц) (по данным Thomson Reuters) % Отчетная информация МОН РК Научные организации, вузы, МОН РК
Уровень цитируемости публикаций по базе Web of Science Core Collection (Thomson Reuters) от общего количества публикаций за 2014 год (1 245 единиц) % Официальные данные Thomson Reuters Научные организации, вузы, МОН РК

3. Модернизация инфраструктуры науки

№ п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015 (факт.) Ответственные исполнители
Количество внедренческих подразделений в организациях высшего образования и НИИ ед. Отчетная информация МОН РК МОН РК, вузы, НИИ
Коэффициент обновления научного оборудования государственных вузов и НИИ % Отчетная информация МОН РК МОН РК, вузы, НИИ

4. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки

Наши рекомендации