Система образования в России
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
- общеобразовательные (основные и дополнительные);
- профессиональные (основные и дополнительные).
К основным общеобразовательным относятся программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
К основным профессиональным относятся программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
- послевузовского профессионального образования.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
- в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
- в форме семейного образования;
- самообразования;
- экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному, среднему ивысшему профессиональному образованию).
Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения.
2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
- дошкольные:
- образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
- дошкольное образовательное учреждение
- учреждение "Школа - детский сад"
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):
- общеобразовательное учреждение
- общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой
- кадетская школа (кадетская школа-интернат)
- образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
- общеобразовательная школа-интернат
- вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
- учреждение "Школа - детский сад"
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:
- образовательное учреждение начального профессионального образования
- образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
- образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)
- военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- учреждения дополнительного образования взрослых:
- образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
- учреждения дополнительного образования детей:
- образовательное учреждение дополнительного образования детей
- межшкольный учебный комбинат
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:
- специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
- образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
- оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
- санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.
3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.
4. Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.