Тема 7. Технология педагогического общения
Задачи занятия:
1. Формирование системы знаний: о технологии педагогического общения.
2. Формирование умения применять технологии педагогического общенияв воспитательно-образовательном процессе.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическое общение в структуре деятельности педагога.
2. Технология проектирования педагогического общения.
3. Коммуникативные задачи и этапы их решения.
4. Технология реализации педагогического общения.
5. Установление педагогически целесообразных отношений.
6. Коммуникативная компетентность.
Задания и упражнения:
(Задания и упражнения приводятся по: Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства : практикум : учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2006 – С. 107 – 119, 174 – 181; Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 184 –195; 206 – 209)
Упражнение 1. «Возвращение в детство»
Цель: активизация детских воспоминаний, вхождение взрослого в детский мир, рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).
Задание: нужно увидеть себя в ситуации общения с учителем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения.
Инструкция: (звучит запись песен о детстве) послушайте песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в школьном возрасте, акцентируйте внимание на тех ощущениях или настроении в тот момент.
Анализ упражнения:
1. Какие картины детства у вас возникли?
2. Какие ощущения сопровождали ваши воспоминания?
3. Проанализируйте с позиции педагога возникшие детские переживания.
Упражнение 2. «Радость общения с ребенком»
Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.
Задание: закончите фразы: «Мне нравится общаться с детьми, потому что...», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что...». Разыграйте варианты педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций у воспитателя, обсудите результаты.
Инструкция: заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям при общении. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.
Упражнение 3. «Параллельные миры»
Цель: выработка навыка построения схем диалогов с детьми, направленных на выявление и анализ детской субкультуры.
Задание: составить небольшой диалог с ребенком по темам: «Что заботит детей», «О чем они судачат», «Над чем смеются», «Хотят ли быть взрослыми».
Инструкция: выберите одну из предложенных тем (можно разработать свою тематику). Задавая вопросы детям, постарайтесь прочувствовать факты-события детской жизни, соотнести их со своими представлениями, увидеть мир глазами детей.
Анализ упражнения:
Во время диалога с ребенком:
– Что вы увидели?
– Что почувствовали?
– Что поняли?
– Как бы вы поступили, если бы были ребенком?
Упражнение 4. «Жизненное пространство»
Цель: установление дистанции и пространства общения с ребенком.
Задание: выделить, какие дистанции предпочтительнее для воспитателя в общении с ребенком.
Инструкция: (работа осуществляется в диадах) каждый из вас по очереди должен будет представить себя скульптором, который создает скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.
Анализ упражнения:
Какую дистанцию вы считаете наиболее приемлемой для организации общения с ребенком и почему?
Упражнение 5. «Если я сейчас...»
Цель: выявление позиций взрослого в общении с ребенком. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.
Задание: проигрывание ситуаций, в которых необходимо занять позицию Родителя, Взрослого, Ребенка.
Вариант 1
Инструкция: вспомните 2 – 3 педагогические ситуации общения с детьми. Опишите их и проанализируйте поведение воспитателя (собственное поведение) с позиции трансактного анализа; сделайте выводы; приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы изменить свою позицию. Данные занесите в таблицу.
Ситуация | Действия педагога | Эго-состояние | Вывод |
Вариант 2
Инструкция: закончите предложения: «Если я сейчас Родитель, то...», «Если я сейчас Взрослый, то...», «Если я сейчас Ребенок, то...». Ответьте на вопрос: какое из перечисленных эго-состояний в общении с детьми является наиболее комфортным, почему вы редко переходите на другие?
Анализ упражнения:
1. Какую позицию и в каком его составлении чаще всего занимаете вы в общении со своими воспитанниками?
2. Насколько трудно/легко взрослому говорить с ребенком на его языке?
Задание 1. Разработать методические рекомендации по общению молодому преподавателю в виде зарисовок самостоятельно определив её форму
При выполнении задания акцентируйте внимание на следующем теоретическом материале.
Межличностное восприятие есть взаимодействие, в процессе которого происходит оценивание друг друга. Оценивая другого человека, каждый из участников общения стремится интерпретировать поведение другого.
Выделяют несколько функций социальной перцепции.
Во-первых, перцепция выступает в роли регулятора общения, так как в каждой конкретной ситуации общения человек осуществляет восприятие, оценку ее элементов, партнера, самого себя, контекста общения в целом.
Во-вторых, действенной оказывается функция осведомительной информации, поскольку в процессе восприятия человек узнает о внешних и внутренних устойчивых особенностях партнера по общению. Эта информация накапливается, сохраняется, используется при выработке общей оценки в применении, как к конкретному человеку, так и к другим людям.
В-третьих, перцепция выполняет функцию оперативно-регулятивной информации, которая дает возможность увидеть, понять, оценить состояние и поведение партнера в данный момент, в конкретных условиях при решении совместной проблемы.
Различают пять основных источников восприятия и самовосприятия, оказывающих значительное влияние на контекст общения:
1. Человек воспринимает себя через соотнесение (идентификацию или различение) себя с другими. Это позволяет увидеть себя как бы в зеркальном отражении, другой выступает своеобразной моделью, удобной для анализа и наблюдения в силу ее внешней заданности, объективированности и самоэкс-плицируемости.
2. Человек воспринимает себя через восприятие себя другими. Часто мы хотим стать лучше не столько по внутреннему желанию, сколько в силу обстоятельств, традиций, которые диктует нам социум. Об этом мы узнаем в процессе обратной связи в виде мнений, суждений, реплик, отзывов на наш счет.
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности важный аспект социальной перцепции, поскольку именно адекватная самооценка позволяет человеку совершенствовать себя, добиваясь высоких результатов.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний воспринимается как источник самопознания и саморегуляции, позволяющих человеку противодействовать неблагоприятным социопсихологическим условиям его жизни и профессиональной деятельности.
5. Непосредственное наблюдение своего внешнего облика способствует развитию самоотношения, созданию индивидуального творческого стиля деятельности, имиджа, адекватной самооценки.
Существует диалектическая связь между самовосприятием и восприятием человека другими людьми. С одной стороны, представления о самом себе влияют на представления о других людях, с другой – чем полнее раскрывается перед нами другой человек, тем более полным становится представление о самом себе. Говорят о пяти параметрах восприятия другого в ситуации общения.
1. Восприятие другого через соотнесение его с собой. Вспомним, как в сказке Р. Киплинга «Маугли» учили мальчика его наставники: «Мы одной крови». Другой такой же, как я, значит, мы лучше поймем друг друга, нам будет легко и интересно, поэтому так часто наши контакты предваряются сбором первичной информации о партнере: что любит носить, его предпочтения в пище, художественные интересы и т. д.
2. Восприятие другого через то, как его воспринимают окружающие. Такое восприятие играет существенную роль при выстраивании контактов между людьми. Например, негативные установки строятся на принятии человеком за основу неверных представлений о партнере со стороны других людей.
3. Восприятие другого через восприятие результатов его деятельности. Что бы человек ни говорил о своих способностях, успехах, если мы не видим реального подкрепления этому, то и суждение о нем будет соответствующим.
4. Непосредственное восприятие внешнего облика другого. Народная мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму провожают».
5. Восприятие другого через экспликацию им своих внутренних состояний.
Существует немало помех, снижающих точность восприятия другого человека. Вот некоторые наиболее распространенные негативные факторы:
– эффект ореола как следствие определенного мнения о человеке, преследующего его в любой ситуации общения;
– эффект последовательности, согласно которому наиболее действенной для воспринимающего становится последняя информация о положительных или негативных качествах партнера, которые переносятся на всю личность;
– влияние самооценки можно сравнить с медвежьей услугой, поскольку она в данном случае мешает адекватному восприятию партнера: человек оценивается не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким я хочу его видеть;
— проекция на собеседника выражается в стремлении во что бы то ни стало узреть в партнере негативные качества;
– стремление к внутренней непротиворечивости проявляется тогда, когда у воспринимающего действует установка на вытеснение из сознания любых представлений, которые противоречат сложившемуся мнению о партнере, с которым ведется разговор;
– эффект стереотипизации появляется как следствие устоявшихся национальных, профессиональных стереотипов.
Задание 2. Составить опорную схему стилей общения с позиций трансактного анализа, выделив основную для личностно ориентированного взаимодействия. Разработать методические рекомендации учителю в системе модели личностно ориентированного взаимодействия с использованием трансактного анализа
Инструкция: для того чтобы выполнить задание, обратите внимание на то, что личностно ориентированную модель общения с воспитанником характеризуют:
Цель: обеспечить ребенку чувство психологического комфорта, защищенности, доверия, радости существования.
Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка на основе децентрации учителя (т. е. умения встать на позицию другого, учесть его точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции детей).
Тактика общения: сотрудничество.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: отрицание манипулятивного подхода к детям.
Лозунг: «Не рядом, не над, а вместе!»
Трансакция (дословно – сделка) - единица акта общения, обмен прикосновениями (контакт) между эго-состояниями общающихся людей. Это взаимный процесс: посыл – реакция.
Трансактный анализ (ТА) представляет собой модель межличностного взаимодействия.
Теория ТА основывается на трех положениях (Э. Берн):
– каждый человек был когда-то ребенком;
– каждый человек имел родителей или лиц, их заменяющих;
– каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую реальность.
В ТА выделяется три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок
Характеристика | Эго-состояние | Действия |
Родитель | назидательный, самоуверенно-агрессивный | учит, направляет, оценивает, осуждает, опекает |
Взрослый | рациональный, корректный, сдержанный | трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой |
Ребенок | эмоциональный, неуверенный, подчиняемый | капризничает, упрямится, творит, протестует |
Актуализация эго-сосгояний и их переключение реализуется в афоризме: «Если нельзя, но очень хочется, то немножко можно» (Родитель – нельзя; Ребенок – очень хочется; Взрослый – немножко можно). Актуализация каждого эго-состояния сопровождается характерными вербальными и невербальными проявлениями.
ТА позволяет овладеть тонкостями общения, дает возможность более четко улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок в контакте.
Умение увидеть эго-состояние партнера помогает занять в общении равные психологические позиции, которые в педагогическом взаимодействии педагога и ребенка формируют у последнего чувство личной значимости, ответственности, самостоятельности.
ТА позволяет воспитателю строить свои отношения с ребенком на основе правила «трех П»: Понимание, Принятие и Признание. Понимание означает умение видеть ребенка с двух точек зрения: своей собственной (т. е. взрослого) и ребенка. Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от его поведения. Признание – это право ребенка на решение тех или иных проблем, т. е. право быть взрослым.
С позиций личностно ориентированного взаимодействия наиболее предпочтителен стиль «Взрослый – Взрослый».
Попробуйте оценить, как сочетаются Родитель, Взрослый и Ребенок в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня нелегко провести.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие
события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я - увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Обработка: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы.
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 | Рб – Ребенок |
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 | В – Взрослый |
3, б, 9, 12, 15, 18, 21 | Р – Родитель |
Расположите соответствующие символы в порядке убывания суммы.
Если у вас получилась формула ВРбР, это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р, – категоричность и самоуверенность противопоказаны педагогу и всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Сочетание РРбВ способно порой осложнить жизнь обладателю такой характеристики. Родитель с непосредственностью Ребенка режет правду-матку, ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке.
Рб во главе формулы – вполне приемлемый вариант. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора взять свои эмоции под контроль.
Несколько советов, как поддержать себя в эго-состоянии Взрослого.
1. Научитесь распознавать Ребенка в себе:
– Где у него самые уязвимые места? – Чего он боится?
– Как он выражает свои эмоции?
Если нахлынуло какое-либо чувство, значит, задет Ребенок.
2. Будьте чутким к Ребенку в других, разговаривайте с этим Ребенком, давайте ему поглаживания, защищайте его, помните о его неблагополучии и поощряйте тягу Ребенка к творчеству.
Чутким к Ребенку в других человек становится тогда, когда начинает чутко относиться к Ребенку в себе.
3. Научитесь распознавать в себе Родителя.
– Какие он дает приказы и наставления?
– В каких случаях он проявляет особую нетерпимость?
– В чем это выражается?
Родительские сигналы можно проверить с позиции вопросов
Взрослого:
– Правда ли это?
– Стоит ли этим руководствоваться?
– Насколько это эффективно?
– От кого я этому научился?
– Имеются ли этому какие-либо подтверждения?
Для совершенствования умения осуществлять ТА, можно рефлексировать ситуацию общения, мысленно задавая вопросы и отвечая на них:
– Кто сейчас говорил со мной?
– Как ответить на то или иное суждение Ребенка, Взрослого, Родителя?
– Как продолжить общение после тех или иных высказываний Взрослого, Родителя, Ребенка?
Теперь приступайте к составлению методических рекомендаций, в которые должна войти опорная схема стилей общения с позиции трансактного анализа.
Задание 3. Определение содержательного аспекта коммуникативной культуры преподавателя, ее влияния на позитивное взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе
Содержание работы:
1. Наблюдение и анализ урока с целью выявления уровня коммуникативной культуры учителя и школьников.
2. Беседа с учителем об особенностях проявления педагогом его коммуникативной культуры.
3. Интервьюирование студентов с целью определения их осведомленности в выдвинутой проблеме и отношения к способам проявления коммуникативной культуры учителем и школьниками.
4. Составление студентами «Дневника коммуникативного поведения учителя».