Характеристика места прохождения практики

Содержание

Содержание. 2

1. Цели и задачи практики. 3

2. Характеристика места прохождения практики. 7

3. Анализ посещенного занятия. 10

4. Конспект проведенной лекции. 19

4.1 Контрольные вопросы к лекции: 25

4.2 Тесты.. 25

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 31

Цели и задачи практики

Я, Сулейманов Хызыр Адильбиевич, магистрант очной формы обучения по магистерской программе «Прикладная информатика в экономике и управлении» проходил практику по получению умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическую практику) на базе кафедры «Информатика и Информационные технологии» с 25 апреля по 22 мая 2016 года. Практика прошла в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На первом этапе перед началом практики руководителем практики д.п.н., профессором Айбазовой М.Ю. была проведена установочная конференция, на которой магистрантам была сообщена вся необходимая информация по проведению практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе, педагогической практике): сроки и место прохождения практики, этапы и задачи практики, требования к подготовке дневника магистранта и подготовке отчета.

На установочной конференции руководителем практики и руководителем магистерской программы перед нами были поставлены следующие цели: практическое освоение методики проведения лекционных, лабораторных и практических занятий; приобретение опыта начальной практической преподавательской работы в вузе; приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной преподавательской деятельности.

Задачи практики в обобщенном виде можно представить следующим образом:

- ознакомление с постановкой учебной и учебно-методической работы на кафедре, в вузе, изучение нормативных документов по организации учебного процесса, правил внутреннего распорядка вуза;

- ознакомление с постановкой лекций, практических и лабораторных занятий, с организацией практик, учебно-научных исследовательских работ, курсового и дипломного проектирования;

- ознакомление с методикой подготовки и проведения разнообразных форм учебных занятий;

- ознакомление с методикой анализа учебных занятий;

- ознакомление с современными образовательными информационными технологиями;

- подготовка к проведению занятий (лекция, практическое занятие), приобретение навыков использования мультимедийных средств в учебном процессе; проведение практических занятий; разработка методов контроля знаний студентов.

На этом этапе мной, под руководством руководителя практики был составлен индивидуальный план прохождения практики, мы познакомились с сотрудниками кафедры «Информатики и информационных технологий», правилами внутреннего распорядка, документацией кафедры, в том числе положением о кафедре и должностными инструкциями сотрудников кафедры, а также прошли инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Наиболее важными и интересными на этом этапе практики для меня оказалось посещение ознакомительных лекций по таким темам как «Методика преподавания лекционных занятий», «Методика преподавания практических занятий», «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»

На втором, основном этапе прохождения практики я познакомился с организацией учебно-методической работы кафедры: документами планирования и учета учебной нагрузки; протоколами заседания кафедры; индивидуальными планами и отчетами преподавателей; документами по аттестации студентов; нормативными и регламентирующими образовательную и научную деятельность кафедры, а также учебно-методическими материалами.

На данном этапе я выполнил следующую педагогическую работу:

- посетил занятия преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам;

- присутствовал и проанализировал несколько учебных занятий по согласованию с преподавателем, а именно: Учебная дисциплина: «Защита информации», тема занятия: «Популярные методы шифрования»;

- разработал конспект практического занятия по дисциплине: «Комплексная компьютерная безопасность», тема: «Угрозы безопасности информации и их классификация», а также сформировал методический пакет по избранной учебной дисциплине, включающий в себя не только конспект лекции по теме избранной учебной дисциплине с указанием списка использованных источников, но и тесты и контрольные вопросы по теме лекции.

За время прохождения педагогической практики были сформированы следующие знания, умения и навыки: изучилструктуру и содержание федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки, требования к профессиональной подготовленности бакалавра и магистра, современные технологии преподавания, отражающие специфику предметной области, а также овладел навыками анализа учебного занятия, его структуры, используемых методов обучения. Практика способствовала совершенствованию имеющихся навыков нахождения и использования научно-технической информации из различных ресурсов. Немаловажно и то, что мной приобретены навыки подготовки и оформления итогов профессиональной деятельности в виде отчетов, подготовленных в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также навыки разработки различных видов учебной и методической документации. Следует отметить, что практика способствовала развитию потребности в самообразовании, т.к. в процессе подготовки к лекционным занятиям необходимы знания не только по отдельным темам, но и междисциплинарные знания и широкий кругозор.

Главные результаты практики, на мой взгляд, заключаются в том, что я приобрел навыки анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в высшей школе и научился умению выступать публично, управления дискуссий, проведения занятий с группой, поработал над совершенствованием культуры речи, общения, взаимоотношения с коллегами и студенческим коллективом.

Таким образом, результаты практики по получению умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогической практики) можно сформулировать следующим образом:

- сформированы навыки применять современные методы и методики преподавания учебных дисциплин в высших учебных заведениях;

- приобретены умения разрабатывать лекции по дисциплине и соответствующее методическое обеспечение для преподавания учебных дисциплин в высших учебных заведениях.

- получили развитие коммуникативные умения, навыки публичной речи и взаимодействия с учебной аудиторией.

Педагогическая практика проводилась в форме аудиторной и внеаудиторной работы, включала задания для самостоятельного изучения и выполнения, а также работу с педагогической литературой.

Характеристика места прохождения практики

Педагогическая практика проводится на базе кафедры «Информатики и информационных технологий». Характеризуя кафедру, следует отметить, деятельность кафедры регламентирована «Положением об организации учебного процесса в Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии». Учебные занятия проводятся в соответствии с имеющимся учебным расписанием по курсам и специальностям. Расписание занятий соответствует методическим требованиям, удовлетворяет нормам недельной нагрузки студентов. Знакомство с работой кафедры показало, что на кафедре ведутся журналы учёта практических занятий, записи в них соответствуют расписанию учебных занятий и рабочим программам. На кафедре ведётся контроль за проведением учебных занятий. Текущий контроль за учёбой студентов осуществляется преподавателями путём проведения регулярных аттестаций. Основным видом контроля за работой преподавателей является взаимопосещение занятий. Они проводятся по графику, и результаты обсуждаются на заседаниях кафедры. Заведующий кафедрой посещает практические занятия, проводимые преподавателями кафедры. Кафедра «Информатика и информационные технологии» является выпускающей кафедрой по направлениям подготовки: 09.03.03 - Прикладная информатика по областям: экономика, квалификация бакалавр (информатик-экономист, а также – юриспруденция, квалификация: бакалавр (информатик-юрист), 09.03.04 - Программная инженерия.

Состав кафедры:

1. Тамбиева Джаннет Алиевна – доктор э.н., профессор

2. Темирбулатов Пилял Исхакович – к. ф-м.н., доцент

3. Кочкарова Паризат Ахматовна – к.ф-м.н., доцент

4. Рядченко Виктор Петрович - к.ф-м.н., доцент

5. Хапаева Лёля Халисовна – к.ф-м.н., доцент

6. Утакаева Ирина Хайрлыевна - к.ф-м.н., доцент

7. Узденова Болду Хопаевна – к.п.н., доцент

8. Бостанова Лаура Кемаловна – к.п.н., доцент

9. Морозова Надежда Витальевна – к.э.н., доцент

10. Мохамед-Боташева Земфира Азретовна - старший преподаватель

11. Салпагарова Шерифат Ханафиевна - старший преподаватель

12. Акбаева Мадина Джаштуевна - старший преподаватель

13. Батчаева Зурида Борисовна - старший преподаватель

14. Башиева Анжела Хамидовна - старший преподаватель

15. Борлакова Амина Хисаевна - старший преподаватель

16. Тластанкулов Мухамед Каншубиевич – старший преподаватель

17. Шавтикова Лилиана Магомедовна – старший преподаватель

18. Эркенова Мадина Умаровна – старший преподаватель

19. Кочкарова Изаура Сосланбековна – ассистент

20. Айбазова Фатима Халитовна - зав. лабораторией

21. Рядченко Валентина Евгеньевна - лаборант

22. Семенова Айшат Нюркасымовна - инженер-программист

Знакомство с работой кафедры позволило сделать выводы о приоритетных направлениях работы кафедры: это разработка совместно с дирекцией института учебных планов, в том числе для обучения по ускоренной форме обучения, по индивидуальному плану, по программам дополнительного профессионального образования; разработка и представление на утверждение в установленном порядке рабочих программ учебных дисциплин кафедры, а также составление заключений (рецензий) на рабочие программы учебных дисциплин, подготовленных другими кафедрами; подготовка договоров на прохождение всех видов практик с ведущими профильными предприятиями и организациями. В процессе прохождения практики мы получили информационную, методическую поддерв жку организация и проведении практики, т.к. это является одним из направлений деятельности кафедры. Важная функция кафедры - проведение государственной итоговой аттестации; выпускников ОП ВО, обеспечение учебно- методического и документального сопровождения процедуры ГИА; подготовка учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы, а также организация рецензирования учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы.

Главная функция кафедры проведение учебных занятий, предусмотренных соответствующими учебными планами; руководство самостоятельной работой обучающихся; проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, тестирования и анкетирования; организация и осуществление мероприятий по внедрению инновационных и инфокоммуникационных образовательных технологий во все виды учебных занятий, проводимых кафедрой; руководство научно-исследовательской работой студентов, аспирантов развитие их творческой активности путем приобщения их к научной работе и др.

Учебные занятия проводятся в соответствии с имеющимся учебным расписанием по курсам и специальностям. Расписание занятий соответствует методическим требованиям, удовлетворяет нормам недельной нагрузки студентов.

На кафедре ведутся журналы учёта практических занятий, записи в них соответствуют расписанию учебных занятий и рабочим программам. На кафедре ведётся контроль за проведением учебных занятий. Текущий контроль за учёбой студентов осуществляется преподавателями путём проведения регулярных аттестаций. Основным видом контроля за работой преподавателей является взаимопосещение занятий. Они проводятся по графику, и результаты обсуждаются на заседаниях кафедры. Заведующий кафедрой посещает практические занятия, проводимые преподавателями кафедры.

В ходе практики мы убедились в том, что сотрудники данной кафедры активно занимаются научно-исследовательской работой. Сотрудники кафедры участвуют в научно-практических региональных, всероссийских, международных конференциях, симпозиумах, школах молодых ученых. Результаты трудов публикуются в ведущих научных журналах, в том числе ВАК. В рамках научной работы сотрудниками кафедры за текущий год опубликовано 4 монографии, более 20 научных статей в журналах ВАК, около 100 статей и тезисов в сборниках конференций и симпозиумов.

Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, студенты также принимают участие и в межвузовских конференциях. Студенты принимают участие в ежегодных конкурсах «Программист», «Шаг в будущее», «Новое поколение», «Первый молодежный Инновационный конвент Южного федерального округа (г. Ростов-на Дону)», где имеют возможность показать свои программные продукты потенциальным работодателям и выиграть ценные призы. По результатам работы Всекавказского молодежного форума «Машук-2011», «Селигер», научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Умник».

Наши рекомендации