Другие формы организации учебных занятий. Современные модели
Вспомогательные формы организации учебной работы - это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно - урочную деятельность учащихся.
К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие формы. Некоторые из них перешли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы.
Сюда же относятся нестандартные формы обучения – импровизированные учебные занятие, имеющие нетрадиционную ( неустановленную ) структуру ( эстафеты, викторины, деловые игры, уроки типа КВН и т.д.). В реальных условиях обучения некоторые из вспомогательных форм организации обучения могут на время стать основными (например, семинары, домашняя работа, факультативные занятия, экскурсии).
К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относятся домашняя самостоятельная работа.
Домашняя самостоятельная работа - составная часть процесса обучения. Она строится с учетом требований учебных программ, интересов и потребностей школьников, уровня их развития.
Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции:
· закрепление знаний, умений, полученных на уроках;
· расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;
· формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;
· развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программных требований, но отвечающих познавательным возможностям учащихся;
· выполнение индивидуальных наблюдений, опытов.
В процессе обучения необходимо тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку школьников.
Следующим видом вспомогательной формы обучения является предметный кружок. Он способствуют развитию положительного отношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью.
Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии.
Экскурсия - коллективное ( индивидуальное ) посещение какого-либо объекта с образовательной и познавательной целью.
Чтобы успешно провести экскурсию учитель должен:
· предварительно ознакомиться с объектом посещения, наметить последовательность ознакомления с элементами его структуры, определить общепедагогическую и дидактическую цель экскурсии, разъяснить ее экскурсоводу;
· разработать детальный план;
· организовать учащихся на выполнение предстоящих задач.
В ходе экскурсии учитель показывает, дополняет, уточняет, отвечает на вопросы учащихся и ставит вопросы. В заключение учитель предлагает детям подвести итоги и сам завершает обобщение материала.
В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:
· Реализует принцип наглядности обучения;
· Повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, практикой;
· Расширяет кругозор учащихся;
· Играет значительную роль в работе школы.
По своему предметному содержанию экскурсии разделяются на производственные, естественно - научные, краеведческие, историко - литературные и т.д.
Экскурсия может быть фронтальной, групповой и микрогрупповой (бригадной).
Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, по тематике нескольких смежных дисциплин.
Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору.
Факультативы - курсы по выбору
Факультативные занятия и занятия по выбору разрабатываются с учетом пожеланий и интересов учащихся, общественных потребностей и возможностей школы; проводятся в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.
Потребность в консультации - учебной беседе, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом, выполнением конкретного задания.
В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса.
Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся: самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Приведенный выше перечень охватывает далеко не полный список вспомогательных форм обучения, а только те формы, которые являются широко распространенными и более известными.
Таким образом, формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они позволяют школьникам глубже и разнообразнее познать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера, а также требуют от учителя эрудиции и творческого подхода.